Aug 28, 2010 16:15
Мода в воззрениях предназначена для того, чтобы отвлечь внимание людей
от подлинных ценностей. Мы направляем ужас каждого поколения против тех пороков, от которых опасность сейчас меньше всего, одобрение же направляем на добродетель, ближайшую к тому пороку, который мы стараемся сделать свойственным времени. Игра состоит в том, чтобы они бегали с огнетушителем во время наводнения и переходили на ту
сторону лодки, которая почти уже под водой
К.С. Льюис. Письма Баламута.
Я очень не люблю "общие места". Особенно такие, которые объединяют весь политический спектр от ультралевых до ультраправых, от радикалов до охранителей. Ну хотя бы потому, что на ментальном уровне ничто объединять людей столь разных взглядов не может, следовательно, оно исходит из глубин коллективного бессознательного. В которых иногда водятся те еще черти.
Одним из этих общих мест в России является критика политкорректности. То есть это даже не критика, а просто тупое издевательство.
Начали этот балаган, разумеется, правые. Незнакомые "толерантность" и "политкорректность" очень веселили и продолжают веселить юных витязей, делающих по три ошибки в каждом слове.
Действительно - политкорректность это так смешно! И страшно, разумеется, да. Вдруг нас заставят называть негров афроамериканцами? А нас в школе учили, что в Африке живут негры! Вперед, на баррикады, клеймить проклятых толерастов.
А затем вслед за ними этот радостный клич подхватили и либералы, и левые, и прочие.
И вот уже Буковский, на полном серьезе пересказывая старые байки американских консерваторов, утверждает, что "политкорректность хуже ленинизма", да и левые, испытывая некоторую неловкость, пытаются подвести под это дело мысль, что политкорректность - порождение капитализма. При социализме, блджад, каждый белый господин сможет назвать своего раба черножопым, и ничего ему за это не будет.
Между тем политкорректность - это левое понятие, левый термин. И придумали его левые. А все перегибы и глупости, на которые с хохотом и визгом указывают ультраправые обезьяны происходят оттого, что это диалектическое понятие перехватили люди, ушибленные на всю голову позитивизмом.
Политкорректность исходит из принципа равенства всех людей. То есть из того, что принадлежность либо непринадлежность к какому-либо меньшинству не делает человека лучше или хуже. Человек - это человек, гражданин - это гражданин, а все остальное от лукавого.
Но этот принцип работает в обе стороны - твоя сексуальная ориентация не делает тебя хуже, но не делает и лучше. Она вообще тебя не делает.
Для людей с однобоким мышлением это все слишком сложно. Они понимают только что-то одно - либо быть геем плохо, либо быть геем хорошо. Сторонники второго подхода приватизировали понятие политкорректности, а первого - симпатии большинства участников дискуссии.
Таким образом политкорректность из дискурса, подчеркивающего равенство людей, превратилась в социальный лифт для меньшинств, что естественным образом раздражает большинство. Но дело тут не в самой политкорректности и даже не в ее неправильном истолковании. Дело в недемократичности западного общества, которое до сих пор понимает только два варианта - или сажать за то, что ты негр, или сажать за то, что ты сказал слово "негр". Дело в недостатке свободы.
Под "политкорректностью" и "толерантностью" скрывается целый ворох проблем западного общества - отсутствие свободы слова, низкая социальная мобильность, неспособность интегрировать меньшинства... К собственно политкорректности это не имеет никакого отношения - политкорректность это всего лишь добровольное отрицание дискриминации, в котором европейское и особенно американское общество, учитывая то, что еще в 60-ых годах в США ездили "расовые" автобусы, очень, очень нуждается.
А вот те, кто борется с политкорректностью в России или на Украине, где про нее отродясь не слышали, зато буйным цветом цветут самые разные ксенофобии и предрассудки, вызывают у меня сильное и совсем не толерантное чувство. Чувство презрения.
Разжигание интеллектуальной розни,
Идеологии