Випассана

Jan 08, 2011 12:11

Впервые о Випассане я услышала 2 года назад от Немца, с которым познакомилась в ГОА за дорожкой кетамина. Для меня та дорожка оказалась скользкой, тёмной, неприятной, и с тех пор я её больше не выбирала, а вот для бедного Немца она стала надолго основной магистралью. Немец гнал по ней вместе со своим приятелем англичанином Фрэдди. Фрэдди напоминал своим внешним видом чёрта из Преисподней. Бледный, худой, с длинными спутанными волосами, падающими на лоб и полностью закрывающими один глаз, и маленькими торчащими рожками. В те дни было не до разговоров о Випассане и мы, оставив уносящихся во тьму новых знакомых, продвинулись на юг страны и поселились недалеко от городка Гокарны на Кудл Бич. Примерно недели через 2 в соседней хижине в джунглях к нам подселился новый сосед, который оказался никем иным, как нашим Немцем из ГОА. Вот так встреча. Немец рассказал, что сбежал от Фрэдди и через неделю уезжает на курс Випассаны. Сказал, что это 10-ти дневный курс медитации, там учат технике, что студенты дают обет молчания на все 10 дней, что это бесплатно, и что чувствует, что ему это сейчас необходимо. А потом он пропал на несколько дней, мы даже начали волноваться не случилось ли чего и обошли все тусерские места в округе в его поисках, но какой-то ночью он вернулся, чуть нас всех не спалив оставленной свечой, а наутро рассказал, что случайно на пляже встретил Фрэдди и всё понеслось по новой. Но на Випассану он всё же уехал. Прошло несколько месяцев, я уже обучилась йоге и вовсю практиковала, мы проехали пол-страны и осели в Гималаях. На одной из вылазок на пати высоко в горах уже на утро мы встретили Немца. Выглядел он не очень. Рассказал, что Випассана его очень впечатлила, что это "grate experience", что очень всем рекомендует, что после курса он поехал в Бомбей и в один из дней на одной из улиц этого города, по численности населения дающего фору Москве, встретил Фрэдди. После этого с Фрэдди он не расставался пару месяцев, доехав с ним в адском угаре и почти ничего не запомнив до Непала и там снова от него сбежал. В последний раз я увидела Немца ещё через месяц случайно на улице МакЛеодГанжа. Выглядел он получше, сказал, что уже 2 недели занимается Йогой, что Фрэдди больше не видел и завтра улетает домой в Германию.


Я же через пару дней забралась на гору и подала заявку на прохождение 10-ти дневного курса Випассаны, но случится этому так и не довелось. Я попала сначала в waiting list, а потом по настоятельной рекомендации друзей ушла в монастырь с другой стороны той же горы на курс "introduction to Buddhism". Год спустя я так же уже почти доехала до Випассаны, как срочный вызов из дома заставил нас вернутся на Запад. Полтора года прошло в ежедневных практиках йоги, пранаямы и медитациях концентрации прежде чем пространство и время вынесли меня к порогу центра Випассаны в Бельгии и на этот раз уже определённо. Теперь я была готова.
Випассана - это техника медитации, которую практиковал Будда чтоб достичь просветления. Я бы сказала, это глубокая психотерапия, как они выражаются "операция на собственном мозге", а мы говорим - "вскрытие мозгов". На 10 дней ты принимаешь прибежище в Будде. Принять прибежище в Будде это не значит принять новую веру. Это значит дать 5 обетов: не убивать, не красть, не лгать, не заниматься сексом и не принимать никакие интоксиканты. Не убивать на Випассане значит не есть мясо и не трогать насекомых, а зимой только первое. Не красть - это не брать даже на минуту ничего, что тебе не принадлежит, не лгать значит дать на 9 дней обет молчания, не заниматься сексом выражается в абсолютном разделении мужского и женского пространства так, что вы не пересекаетесь даже на пути из корпуса в столовую, запрещён так же "eye contact" - то есть пересекание взглядами с людьми в том числе одного с тобой пола, не принимать интоксиканты это значит курильщикам запрещено курить, не говоря уже об остальном. Так же запрещены книги, плееры, телефоны, будильники и всё такое прочее.Таким образом тебя постепенно день за днём посвящают в технику новой практики.

Пусть меня закидают камнями, но я понимала, что к такому экспиреинсу нужно готовится. Они говорят - расскажите друзьям, убедите всех, что техника замечательная, что всем нужно попробовать и что вам это очень помогло. С самого первого дня практики они буквально вынуждают "принять твёрдое решение не покидать курс до его завершения и отработать всё до конца" и повторяют это по несколько раз в день. И действительно - популярность курса огромна, записываться в группу нужно за много месяцев заранее и так не только в Индии или России, так - во всём Мире. Но из огромного числа моих знакомых, прошедших Випассану, я не знаю ровным счётом никого, кто продолжал бы практиковать после курса. В Бельгии по окончанию ретрита я познакомилась всего с парой старых студентов, которые практикуют, но не каждый день. Я думаю это именно из-за того, что люди приходят за новыми ощущениями, но на самом деле к серьёзной работе не готовы. К тому же Випассана это в буквальном смысле физическое насилие над собой. Это надлом, прохождение через адскую боль. За эти дни я поняла во всех красках, что такое Чистилище. Очищение через физические главным образом, но нередко и духовные муки. Эта практика рекомендована мной всем политическим активистам, которые находятся в опасности прохождения через пытки. Если освоитесь в Випассане - ни одна пытка, даже сажание на кол, вас не сломает, это совершенно точно.
Наблюдайте дыхание. Наблюдайте дыхание. Только дыхание. Ничего, кроме дыхания.



Первые три или четыре дня учат избавляться от бесконечного потока мыслей в голове. Наблюдая за дыханием и концентрируясь на вдохе и выдохе. В эти дни происходит адская борьба с внутренним диалогом, приходит осознание того, что твой мозг как бешеная обезьяна, которую невозможно угомонить. И это со мной - человеком, практикующим концентрацию уже полтора года, что же твориться с окружающими? Мне даже начали сниться бешеные слоны и обезьяны. В эти дни многие не выдерживают и уходят с курса. Я же готовилась и желания уйти у меня не возникало ни разу за 10 дней, я только боялась, что 10ти дней не хватит, чтоб со всем этим справиться.

На третий день начинаешь ловить главную идею процесса - "accepting reality as it is". То есть во-первых поток мыслей сужается от очень широкого до всего двух. То есть думаешь всего о двух темах - одна касаема будущего, очень светлая и позитивная, другая из прошлого - неприятная и болезненная, то есть разгребая слои всплывает на поверхность то, что действительно цепляет на данном этапе глубоко. А во-вторых начинаешь понимать - ок, эти две мысли - очень агрессивны, их невозможно отключить или остановить - пусть будут, посмотрим, что будет дальше. То есть вдруг перестаёшь воспринимать как свои и осознавать их непосредственно как самого себя. Начинаешь как бы от них отделятся и внезапно понимаешь, что эти мысли - лишь часть какого-то внутреннего процесса. С этим пониманием мысли уходят. И вдруг как раз в этот вечер на лекции говорят, что наш мозг постоянно находится либо в прошлом, либо в будущем и практически никогда - в настоящем. Ну, Америку не открыли - не первый год замужем. Но дальше идёт речь о том, что наш мозг непрерывно реагирует на ощущения. Ощущения двух видов - влечения и отвращения. Реакция - это ответное действие. Привычка нашего мозга - реагировать. На влечения мозг реагирует привязанностями, а привязанность всегда порождает страдания. На отвращение мозг реагирует ещё хуже - порождает негативности и опять же страдает. Наша же задача изменить глубинные привычки нашего мозга реагировать на ощущения. Задача в том, чтоб научиться просто наблюдать ощущения, не реагируя на них. Не пытаясь их изменить или на них повлиять. Просто наблюдать реальность такой, как она есть. И на четвертый день начинается практика Випассаны.

Практика Випассаны это значит сидеть с 4.30 утра до 9.30 вечера в моём случае в лотосе и наблюдать ощущения на физическом уровне. То есть наблюдать с головы до ног и с ног до головы, исследуя тело часть за частью, кусочек за кусочком, где какое ощущение, и не реагировать на них. Колет - не реагировать, а просто наблюдать. Режет - не реагировать, а просто наблюдать. Чешется - не реагировать, а просто наблюдать. Жжёт - не реагировать, хочется в туалет - не реагировать, болит - не реагировать, очень болит - не реагировать, адски болит - не реагировать, невыносимо болит так, что разрывает на куски - можно чуть сменить положение, но только в случае, если сидишь уже больше часа. Официально пытка длилась 3 часа в день по часу утром, в обед, и вечером - остальное время можно было менять положение и вообще сидеть не в лотосе.

На третий день и пятый день со мной случился вынос мозга. В районе темечка откуда-то сверху начала спускаться разрывающая сила. Сначала она проникла в мозг и начала расширять его изнутри, а потом опустилась во всё тело. Она ширилась и ширилась до тех пор, пока границы перестали существовать. Я перестала чувствовать границы своего тела и слилась с атмосферой вокруг. Ощущения остались только в области носа. Там ощущался перегон воздуха из одного пространства в другое. Медитация закончилась, пробил бонг, я врубалась, что все расходятся на лекцию, но не могла выйти из этого состояния. Через какое-то время смогла собраться в кучу и открыть глаза, но ощущение тела от этого не вернулось. Понадобилось ещё время. А потом меня несколько часов физически колотило как в лихорадке и я не могла спать.

Учитель сказала - это иллюзия. Мы тут, мол, в Випассане не верим ни в какие растворения. Пожалуйста, если такое повторится вновь - будьте добры вернуться в тело и работать согласно инструкциям - наблюдать ФИЗИЧЕСКИЕ ощущения.

Трюк в том, что мы привыкли чувствовать только грубые физические ощущения в то время, как помимо них в нашем теле существуют и другие - более тонкие вибрации. Техника учит заострять мозг настолько, чтоб физически ощущать поток этих вибраций по всему телу. Боль нужна для того, чтоб научится от неё абстрагироваться и уметь чувствовать, что помимо одного места в теле, где ощущения очень сильны, в то же самое время есть и другие ощущения которые появляются и исчезают, появляются и исчезают, arrising and passing away. У них там целая философская теория по поводу этого качества материи, но не буду тут её пересказывать, а ограничусь лишь тем, что поняла и почувствовала сама.

На шестую и седьмую ночь начались кошмары про пузыри под кожей, а на седьмой день они материализовались. По всей спине начали разбегаться и как бы постоянно лопаться маленькие пузырьки. На сей раз не иллюзорные - ощущение было физическим. А на 10ый день пузырьки превратились в точки, как будто пробегает небольшой силы электрический разряд. Кошмарным ощущение не было, наоборот - очень позитивным. Оно стало приходить и не в медитации, но всегда - только в спине.

На десятый день разрешили разговаривать. Это испытание оказалось пострашнее боли в ногах, потому что некоторые начали трещать просто неумолкая. Шум проникал в голову и отдавался глухим стуком, а каждое собственное слово разрывалось как граната внутри. Хотелось только одного - сбежать подальше от всего этого, но и это испытание прошло, лишь едва начавшись и подготовив к выходу во внешний мир.

А на 11ый день начались постэффекты.
Истинный мир, истинная гармония, истинное счастье.

Real peace, real harmony, real happiness.
Real happiness


Во всём Мире обучение Випассане бесплатно. Это - один из главных принципов учения. Пожертвования принимаются только от студентов, прошедших полный 10-ти дневный курс обучения. Размер пожертвования не важен, и никто не смотрит. Деньги опускаются в ящик, который ещё нужно постараться найти. О. Это воплощение одной из моих самых любимых идей. Вернее в идеале я вижу мир вообще без денег, и без бартера, а просто когда отдаёшь, или работаешь не ожидая ничего взамен. Это истинная гармония. Истинное счастье. Но отсутствие ценников хорош как переходный момент. Когда мы жили в Ирландии, там были супермаркеты без кассиров. То есть на выходе просто стояли автоматы - самостоятельно пробиваешь, закладываешь деньги или карту, автомат выдаёт сдачу, забираешь продукты и уходишь. Никто тебя не контролирует. Вот он шаг к идеальному обществу.

Я часто слышу: "Но ведь негативные эмоции такая же неотъемлимая часть природы человека, как и позитивные".
В Буддизме верят в 4 стадии просветления.
Первая стадия - это когда понимаешь, что все твои страдания порождает твоё собственное Эго и начинаешь работать над избавлением от Эго, вторая - когда осознаёшь, что ты не тело, и не мозг, и не личность - а поток сознания, третья - когда приходит откровение, что то, что ты не тело и не личность - это не важно, и четвёртая - когда осознаёшь, что вообще ничего не важно по большому счёту :)
Так вот я думаю для тех, кто считает страдания неотъемлемой частью жизни, они (страдания) таковыми и являются.
Тем же, кто чувствует, что способен достичь состояния, в котором сознание непрерывно находится в состоянии истинного покоя, истинной гармонии, истинного счастья рекомендую опробовать практику Випассаны.

Пусть все живые существа будут счастливы и никто не будет страдать.
Next post
Up