Редкий случай в последние годы (а на рынке моделек в масштабе 1:43 это было время кетайского говнохайтека), когда коллеги-собиратели преимущественно обсуждали не копийность и качество изготовления масштабного автобуса ЛиАЗ-5256.00, а, например, цветовую гамму выпущенной партии и неприлично затянутые сроки выхода. И в рамках тематических коммун и форумов даже устроили перепись населения - для кого автобус является легендой и знаковой моделью отечества, а для кого - просто "кирпич", который никак не трогает за душу. В отличие, разумеется, от тёпло-лампового ЛиАЗ-677.
О чем это говорит? О том, что кетайцы, заряженные московской конторой "Классикбас", весьма точно попали в образ и геометрию кузова настоящего автобуса. То есть и обсуждать-то особо нечего - многие (пусть и не все) мелочи, дополняющие натуральное восприятие модельки, на месте. Потому только и осталось обсудить цвета, сроки, да ради тонуса перемолоть косточки "производителю", явившему модельному миру этот автобус.
Я - в секте первых, мой глаз 5256 замылил и на родных улицах примелькался. За минувшие 20 лет в нашем селе работало в общей сложности под 300 ликинских машин, из них порядка 200 автобусов - одновременно. Имею в виду исключительно вот такой "квадратно-гнездовой" кузов, без учета последующих (и многочисленных) рестайлингов "морды лица" и внутренних модернизаций.
Базовые вехи истории ЛиАЗ-5256 доступно и связно изложил Военком
в своем посте про такую же масштабную копию, только в другой ливрее. Удивительный факт: разработка модели начата еще в середине 1970-х - прошло 40 лет, а ведь по сути то, что Ликинский автобусный
выпускает сейчас, принципиально мало чем отличается от первых прототипов 5256.
От себя могу добавить лишь то, что у нас на раёне были машины и 1997 года выпуска, хотя вроде как тогда автобусостроители из Ликино-Дулево модель 5256 не выпускали по причине крупного пожара на заводе двигателей в Яр Чаллах - именно оттуда подмосковный автобусный конвейер получал движки.
"Классикбас" предложил собирателю четыре ливреи. Заявленный тираж каждой - 250 экземпляров:
Если не выходить за рамки этого набора цвето-графических схем, то привычными и массовыми для здешних краев можно считать две: красный с белым поясом (слева) и желтый (нижний справа). Машин с синими полосами было полтора автобуса, а с красными - абсолютно точно одна.
Выбирая из обеих привычных глазу ливрей, остановился в итоге на желто-полосатой. С "вензелями" автобус все же поинтереснее смотрится на полочке, чем простой, линейный (хоть и лаконичный) костюм красной машины
с обложки журнала "За рулем" от ноября 1988.
Со сроками выпуска московско-кетайский производитель реально утомил всех - даже тех коллег по увлечению, кто не планировал брать масштабную копию 5256.00. Если склероз не прогрессирует, то о своих намерениях "Классикбас" заявил еще в 2011 году (а как бы, кстати, и не годом раньше).
Поговорка "в год по чайной ложке" - ни разу не про эту контору. Новинок, а не переизданий их ассортимента можно ждать годами.
В 2012-м ребята предъявили публике какие-то скромные фото сырой мастер-модели, и на протяжении последующих трех лет с короткой периодичностью подогревали к себе интерес, декларировали что "модель практически готова", "скоро на прилавках!", "маленький тираж, спешите бронировать!" и всё в таком духе.
Реально же в продажу автобус поступил только прошлым летом.
Заказывая модельку, не обратил внимания, что колесные диски окрашены белым. Обнаружил уже дома, распечатав коробку. А ведь в самом начале продаж малому количеству счастливчиков достались экземпляры с другими дисками - более жизненными, которые кетайцы обмакнули в серебрянку:
Источник: паблик
classicbus.ru во "Вконтакте".
Ложечки-то, конечно же, нашлись (сам виноват, невнимательно оценил витринные фотографии), но осадочек, блеать, остался.
Прозрачный пластиковый бокс и черный подиум - в наличии. Судя по тому, что его подписали латиницей (LiAZ), с владельцами бренда решили не договариваться. Может, оно и к лучшему, ибо не отразилось на конечной цене.
Черный подол (брызговик) под передним бампером - не пластик, как принято у многих модельковых фирм, а нормальная резина, то есть соответствует настоящему прототипу. Остальные брызговики - аналогично. Травленые дворники тоже выглядят очень ажурно.
Салон - есть и вполне добротно покрашен. Пассажирские кресла - и те имеют верный исторический цвет, самый распространенный для 5256 той эпохи. Поручни в салоне на этот раз "прикручены" качественно, в отличие от
масштабной копии Икаруса-260, где они напоминали скорее лес после страшного урагана, а не имитацию автобусного салона.
Относительно годно проработанное "донышко":
Запасное колесо на штатном месте, двигатель выделен серебрянкой:
Те, кто не соблазнился
альтернативной моделькой от бракоделов из Костромы, выпущенной на четыре месяца раньше, и дождался 5256 от "Классикбаса" - остались в итоге в выигрыше, пусть и накинув к цене товара дополнительные дензнаки. Кривой, косячный, извращенный, искаженный костромской вариант не стоит и половину того ценника, который они просят. Ну правду говорят - это ж не неведомый опытный прототип, виденный нами только на картинках в автожурнале, а неотъемлемая часть уличного пейзажа больших городов. За последние два десятилетия облик автобуса ЛиАЗ-5256 закреплен в памяти саморезами, выражаясь образно. Справедливости ради: фары головного света у кетайско-костромского сарая выполнены более технологично, чем у модельки на моих фото, где глаз цепляется за черные "дыры" под прозрачным пластиком.
В нашем селе и ныне продолжают трудиться несколько десятков "квадратных" 5256. Правда, в большинстве своем это уже поздние машины, выпущенные в 2000-х. Они отличаются от старой версии и внешне, и по узлам-агрегатам. Но наберется и пять-семь автобусов из 90-х, такие же 5256.00, как и моделька.
К сожалению, не имею своих фото автобусов в ливрее, исполненной "Классикбасом". Отдельные давно ушли на иголки, а другие были перекрашены еще до того, как я взял за привычку выходить из норки на свет божий с фотоаппаратом. Но раскопал в глубинах относительно подходящие по цвету, схеме окраски и годам выпуска.
Вот эта машина, к примеру, изначально имела историческую ливрею ЛиАЗа, только в негативе. То, что на масшабной копии выкрашено желтым, здесь было белым, и наоборот.
Ну а такое - хроническая болезнь модели ЛиАЗ-5256 (а точнее её модификаций .00, .30 и .35). Встречалось очень часто и у нас в деревне, и во многих автопарках, где эксплуатировалась и до сих пор работает древняя продукция Ликинского автобусного:
Затрудняюсь сказать, чего тут больше - заводских просчетов в конструкции заднего свеса, либо не в коня тяжеленные камские и ярославские дизели. Скорее всего совокупность:
Этот 5256.00 тоже когда-то был окрашен в ливрею с "вензелями":
Салон ЛиАЗов-5256, выпускавшихся в 1990-е. В XXI веке формат и расположение кресел/диванов уже изменились.
Помню свою первую поездку в "новом" ЛиАЗе. Тогда сразу выяснилось, что самые козырные места в салоне - высокая, со ступенькой, галёрка над двигателем, возле задней накопительной площадки. И сидишь удобно, и глядишь высоко, и левый локоть можно горизонатально, по-водительски, положить на поручень вдоль окна, и бабушкам не надо уступать место (они отказывались туда залезать).
Стандартная упаковка моделек "Классикбаса":
В коробочку вложили карманный календарик на 2016 год. Вопрос, а нахер бы он нужен, можно рассматривать как риторический.
Таковым же остается и другой вопрос - почему у масштабной копии немалого ценника кронштейны с зеркалами заднего вида вложены в отдельный пакетик и собиратель должен клеить их к кузову самостоятельно.
Модельку брал в подарок на Новый год. Да, подарок самому себе. Ибо получаю машинки в подарок не от себя только ко дню рождения.
Летом, когда ЛиАЗ поступил в продажу, были другие модельки, которые хотелось заиметь на полке в первую очередь. А тут, в декабре, зашел в единственную на всё село модельную лавку и смотрю - вот он стоит. Но, сука,
синий, то есть совсем для меня не православный.
Посокрушавшись немного, полез на виртуальный магазин конторы-производителя, а у них там оказывается годные скидки до 31 декабря. В результате автобус в нужной желтой ливрее обошелся на 20% дешевле его актуальной розничной цены. И это включая стоимость доставки. Что лишний раз подтверждает: правы те коллеги-собиратели, кто призывает не торопиться, не хватать горячее, а набраться терпения и стойкости.
Собирательский опыт неоднократно доказывал, что через какое-то время либо сэйл объявят, либо выпустят ту же самую модель, но в более бюджетном сегменте (как это делает Кострома). Ну да, согласен, есть риск и пролететь, но такое со мной случалось лишь однажды.
В общем, под ёлочку автобус успел.
Рабочая, дежурная лошадка больших городов (среди которых, само собой, есть исключения).
Такой "кирпичик".