Удивительно - ваза не раскоканная. Она датируется как-то? Почему-то лепные сосуды, что попадаются на глаза, исключительно круглые. Забавно, круга не была, а сосуды округлые, почти правильной шарообразной формы. Я бы нарочно слепил неправильной формы...
Это примерно вторая треть VII века, одна из самых ранних известных кыргызских могил. Сопровождавшие эту лепную вазу сосуды тоже целые были, а вот круговая ваза в той же могиле, увы, была малость подавлена заполнением ямы, хотя всё равно "археологически целая", то есть склеилась полностью. Вообще целые сосуды - нормальное дело, если могила неграбленая.
Сферические вазы бывают, но в данном случае это иллюзия из-за ракурса, на самом деле высота почти вдвое больше диаметра. А круг (гончарный, если речь об этом) у енисейских кыргызов был, но вот использовали его исключительно для производства одной-единственной категории посуды, ваз. Неправильность формы тоже имеется - бывает, что у доного сосуда одна стенка профилированная, а другая - почти вертикальная. Но это не эстетика такая хитрая, это просто халтура.
Я дилетант в археологии и гончарском деле, поэтому выражаюсь неточно. Я имел в виду сосуды просто округлой формы в противопоставлении квадратным, скажем. Последние с широким квадратным дном кажутся более устойчивыми и, соответственно, более практичными, чем с круглым и, тем более, с острым дном. :) Действительно, в истории человеческой цивилизации квадратных сосудов было мало, всё больше было округлых. Понятно, что лепить округлые сосуды легче, но интересно, никто из археологов и историков не связывал такое положение дел с (здесь я перехожу на шутки более высокого уровня :)) солярными представлениями, вроде того вашего коллеги, о котором вы писали, из МАЭ (солярный миф ненцев на материале конструкции чума, ну, что-то такое)? Был бы я побойчее, я бы непременно накатал статью, скажем, "К реконструкции солярного мифа енисейских кыргызов конца VII в. на материале лепной вазы из городища Арбан II, соор.5, м.1, погр. 2". :)
Ой, статьи с таким названием ни в коем случае не надо, потому как, во-первых, никакого городища в урочище Арбан не было, и вообще чаатасы - памятники исключительно погребальные; а во-вторых, не думаю, что округлая форма сосудов как-то связана с солярными мифами, она сугубо утилитарна. Круглостенный сосуд просто прочнее плоскостенного - и просто по законам физики, и из-за отсутствия критических для всякого керамического изделия углов, так что я надеюсь, что вы шутите. :)
Солярную же символику иногда усматривают в декоре, а именно - в орнаменте в виде кружков с точкой внутри; впрочем, этот декор связывают и с огнём, поскольку он встречается на приспособлениях для добывания огня трением. Но я подозрительно отношусь к любым реконструкциям такого рода, и мои подозрения не развеиваются даже этнографическими аргументами - мало ли какой бред несёт подпоенный этнографом информатор.
Comments 14
Почему-то лепные сосуды, что попадаются на глаза, исключительно круглые. Забавно, круга не была, а сосуды округлые, почти правильной шарообразной формы. Я бы нарочно слепил неправильной формы...
Reply
Сферические вазы бывают, но в данном случае это иллюзия из-за ракурса, на самом деле высота почти вдвое больше диаметра. А круг (гончарный, если речь об этом) у енисейских кыргызов был, но вот использовали его исключительно для производства одной-единственной категории посуды, ваз. Неправильность формы тоже имеется - бывает, что у доного сосуда одна стенка профилированная, а другая - почти вертикальная. Но это не эстетика такая хитрая, это просто халтура.
Reply
Действительно, в истории человеческой цивилизации квадратных сосудов было мало, всё больше было округлых. Понятно, что лепить округлые сосуды легче, но интересно, никто из археологов и историков не связывал такое положение дел с (здесь я перехожу на шутки более высокого уровня :)) солярными представлениями, вроде того вашего коллеги, о котором вы писали, из МАЭ (солярный миф ненцев на материале конструкции чума, ну, что-то такое)? Был бы я побойчее, я бы непременно накатал статью, скажем, "К реконструкции солярного мифа енисейских кыргызов конца VII в. на материале лепной вазы из городища Арбан II, соор.5, м.1, погр. 2". :)
Reply
Солярную же символику иногда усматривают в декоре, а именно - в орнаменте в виде кружков с точкой внутри; впрочем, этот декор связывают и с огнём, поскольку он встречается на приспособлениях для добывания огня трением. Но я подозрительно отношусь к любым реконструкциям такого рода, и мои подозрения не развеиваются даже этнографическими аргументами - мало ли какой бред несёт подпоенный этнографом информатор.
Reply
)))
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment