Прекрасна не только сибирская археология, но и просто Сибирь, Сибирь сама по себе и Сибирь в художническом восприятии, особенно когда это восприятие - шириной в пол-метра, а общей длиной - в полтора километра. Поэтому отрекламирую-ка я здесь издание, не вполне обычное для моего обленившегося журнала.
Г.А. Принцева
Сибирский путь Павла Пясецкого.
СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2011. 274 с.
Тираж 2000 экз. ISBN 978-5-93572-399-6
[ аннотация: ]
Настоящее издание посвящено своеобразному памятнику акварельного искусства, хранящемуся в Эрмитаже и исполненному художником-путешественником Павлом Яковлевичем Пясецким (1843-1921).
Панорамные виды строящейся Транссибирской железнодорожной магистрали автор объединил в огромные рулоны (иногда более 100 м длиной). Здесь зафиксированы многие моменты строительства этого важнейшего пути в истории России конца XIX века. Технические сооружения соседствуют с красивыми мастерски исполненными сибирскими пейзажами, видами городов и селений на огромном расстоянии от Волги до Владивостока.
Акварельная панорама Транссибирской магистрали - это уникальный документальный и художественный памятник эпохи, особенно интересный в наши дни, когда облик пути изменился, но неизменным осталось его направление, зафиксированное Пясецким. Поэтому так интересно рассматривать его зарисовки о начале большого строительства.
80-минутный видеофильм, вошедший в комплект с изданием, позволяет зрителю, совершая вместе с художником путешествие по Транссибу, познакомиться с Сибирским краем конца девятнадцатого столетия. Показ десяти рулонов маршрутных зарисовок Пясецкого сопровождается рассказом о больших и малых городах, железнодорожных станциях, природе Сибири, об истории строительства Великого Сибирского пути.
Содержание
Введение. - 8
Глава 1. Детство. Годы учения. Профессиональная карьера. Первые экспедиции 1870-х - начала 1890-х годов. - 13
Глава 2. Начало строительства Транссибирской магистрали. Живописная фиксация П.Я. Пясецким соединительной ветки Сызрань-Челябинск. - 37
Глава 3. Маршрут от Челябинска до Иркутска. Пясецкий-пейзажист, видописец городов и жанрист. Техника его зарисовок. - 63
Глава 4. Путь от Байкала до Владивостока. - 169
Глава 5. Всемирная Парижская выставка 1900 года. - 221
Глава 6. Живописные виды Владивостока и строительство КВЖД. - 225
Глава 7. Последние годы жизни П.Я. Пясецкого и судьба его художественного наследия. - 241
Глава 8. Сибирская панорама П.Я. Пясецкого в оценке современников. - 253
Заключение. - 256
Приложение.
Портрет П.Я. Пясецкого. - 258
Адреса П.Я. Пясецкого. - 260
Список архивных источников и использованной литературы. - 262
Список рулонов. - 265
Список иллюстраций. - 266
Список сокращений. - 269
Summary. - 270
Биографическая справка [ об авторе монографии ]. - 273
______________________________
[ С оборота суперобложки: ]
М. Пиотровский:
Это издание посвящено хранящейся в Эрмитаже живописной панораме «Великий Сибирский путь. Транссибирская железнодорожная магистраль (1894-1899)», выполненной русским художником Павлом Яковлевичем Пясецким. Панорамные виды Сибирской железной дороги, исполненные акварелью и наклеенные на холст, автор объединил в десять рулонов общей протяженностью более 850 метров. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году панорама «Великий Сибирский путь» была отмечена Золотой медалью.
Около ста лет панорама была не востребована, и только в наше время представилась возможность раскрутить рулоны, привести их в порядок, отреставрировать. Каждый фрагмент панорамы представляет собой скрученный в рулон акварельный рисунок около 50 сантиметров высотой и от 54 до 133 метров длиной, выполненный на бумаге, полностью дублированной на ткань. Естественное старение и непростое бытование экспонатов послужили причиной образования многочисленных потёртостей, разрывов, трещин, пятен плесени жёлто-бурого цвета, сплошь покрывающих изображения. На живописной поверхности наблюдались следы механических повреждений, утраты и потёртости красочного слоя.
Уникальный памятник русского акварельного искусства нуждался в масштабных и трудоёмких реставрационных работах. Их осуществление стало возможным благодаря финансовой поддержке ОАО «Российские железные дороги». С 2004 по 2006 год реставраторы Лаборатории научной реставрации графики Государственного Эрмитажа метр за метром восстанавливали живописную летопись строящейся Транссибирской магистрали. Иллюстрированная книга «Сибирский путь Павла Пясецкого» и видеофильм, демонстрирующий десять рулонов панорамной ленты Сибирского пути, представляют сохраненный и возрожденный памятник отечественной истории, который современники мастера называли уроками «отчизноведения».
Государственный Эрмитаж благодарен ОАО «Российские железные дороги» за заботу о замечательном экспонате, представляющем наше общее наследие. Я не сомневаюсь, что возвращение публике этого памятника истории железных дорог России будет воспринято с энтузиазмом на всех станциях «Великого Сибирского пути».
______________________________
И немножко картинок - акварельки (не из сибирской панорамы, а просто из путешествий) Павла Пясецкого, путешественника, художника и врача, в начале 1880-х гг. вылечившего китайскими травами от мигреней (!) Семёнова-Тянь-Шанского (к слову пришлось, в книжке вычитал), и рисунок из доисторического журнала, представляющий процесс демонстрации панорам восхищённым соотечественникам в тогдашнем, безбольшевицком антураже:
______________________________
От себя добавлю, что под завязку набитая картинками книжка с вложенным диском продаётся в эрмитажных киосках по 400 рублёв, то есть, как и там же продающийся поныне прекрасный
«Хохлач» И.П. Засецкой (аккуратно, понемногу выкладывают, растягивают удовольствие, ы...), практически даром. Имеет смысл иметь всё это лично. ;)
А кроме того, чтобы два раза не вставать, напомню прямо сейчас: эти два дня - суббота 11 и воскресенье 12 февраля - кажется, последние, когда при наличии физической возможности есть шанс отправиться под арку Главного штаба, пройти через дверку в нелепом синем жестяном заборчике, и в уродских бетонных интерьерах (будь проклят демон... т.е., конечно, не демон, а мелкий бес тендера и патологическая бездарность современных архи… т.е., конечно, конструкторов, омин, амен, аминь) и задаром посмотреть суперскую выставку
«Древности Геркуланума», пока ея не увезли взад в
снежную стран
у Италию. Это тоже очень полезно иметь лично, да-с. Кто ещё не, самое пора бегом-с. :)