Три мушкетыря

Feb 05, 2008 18:40

Посмотрев один за другим три недавних российских мультика про богатырей, озадачился я вдруг за чашечкой кофе на несвойственную мне тему: а с какого, собственно, лешего художнику Васнецову понадобилось создавать на излёте XIX века знаменитое эпическое полотно "Три богатыря" (красивые картинки можно взять на соотв. сайте) на совершенно нереальную, ( Read more... )

фантазии, ссылки, кино, глупости

Leave a comment

Comments 18

bdag_med February 5 2008, 16:06:35 UTC
На горах, горах дак было на высокиих,
Не на шоломя было окатистых,
Там стоял-де ноне да тонкой бел шатёр.
Во шатри-то удаленьки добры молоццы:
5Во-первых-то, стары казак Илья Муромец,
Во-вторых, Добрынюшка Микитиць млад,
Во-третьих-то, Олёшенька Поповиць-от.

Reply

centaurito February 5 2008, 16:11:59 UTC
Во как. Всё от азиатской необразованности, а ведь такая замечательная глупость намечалась. Спасибо, буду знать. :)
(со слабой надеждой) А это точно не поздняя версия, сочинённая под влиянием картины? ;)

Reply

bdag_med February 5 2008, 16:21:54 UTC
"Другие оригинальные подробности данного текста отмечались собирателями по всей Мезени (на богатырской заставе стоят Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович"...
Не знаю, записано это в 1901 г., и не один вариант на той. И даже если предположить влияние картины, для эпоса иногда характерно стремление собрать всех. Сюжет да, про одного героя, но сказитель может пристегивать и других для полноты картины.

Reply

centaurito February 5 2008, 16:26:00 UTC
Здорово, значит, кое-какая интрига всё-таки есть. :)
Если всерьёз, то надо копаться, конечно, в биографии Васнецова - вдруг это хулиганство всё же как-то основательно?
Хотя здравый смысл всё же подсказывает - лучше наоборот, искать отзвуки чего-то эпического у Дюма.

Reply


reineke February 5 2008, 19:37:32 UTC
может, это традиция "Рюрик-Синеус-Трувор" вообще? %-)

Reply

centaurito February 5 2008, 20:42:25 UTC
Вариант. :) Мир вообще троицами всякими сильно ушиблен. :)

Reply


an_fo February 5 2008, 22:38:06 UTC
Кстати, а действительно интересно, не Дюмовский конечно след, а мотивация Васнецова. И вы совершенно правы по поводу мультиков, когда смотрел про Владимира "Ясное солнышко", аж прослезился :). Теперь вот предлагаю экранизировать Машеньку и Три медведя (кто третий только не понятно, может МЧСник) в новом формате, типа герои сказки спасают Родину от скунсов заморских...

Reply

centaurito February 5 2008, 22:44:01 UTC
Не, я-то не прослезился, я на первых двух морщился, сплошной недошрек, а вот третий, про Илью, у них уже мало-мальски самостоятельный. На ходу учились.

Reply


snegopat February 6 2008, 09:33:27 UTC
Но вы правы в том отношении, в котором общее есть между королем Артуром и Сократом, между Фролом Скобеевым и Хлестаковым и т. п.: образы "трех мушкетеров" и "трех богатырей" (и особенно "Арамиса" с "Алешей Поповичем") сходны не как биологические организмы (произошедшие друг от друга), а как химические вещества (сходные по составу, но не произошедшие один от другого генетически).
Мультфильмы вы с детьми смотрели или для себя?

Reply

centaurito February 6 2008, 09:46:54 UTC
Один, и даже не для себя, в сущности: приятельница попросила скачать и записать на один диск все три мульта для её сына, вот я и проверял, как записалось. Иначе-то вряд ли бы сподобился.

Не как организмы, а по химсоставу - хороший образ, внятный. :)

Reply

snegopat February 6 2008, 18:59:03 UTC
Спасибо :)

Reply


cleofide February 16 2008, 11:58:41 UTC
Ваша мысль мне показалась не такой уж завиральной!
1. Соединение в одном произведении архетипов "Атоса", "Портоса" и "Арамиса" (вкупе с четвертым - Д'Артаньяном) психологически обосновано в давно уже изданной книжечке: Галина Башкирова, В четырех зеркалах. М.: 1975. На картине нет последнего (в разведку, что ль, поехал?), но принцип полноты охвата сохранен. Видимо, речь должна идти о каких-то общих, но более глубоких, нежели простое заимствование, механизмах.
2. С другой стороны, заимствования и параллели иногда бывают бессознательными, а с русской культурой, бурно проживавшей в 19 веке все европейские стадии от Ренессанса до Модерна, такое происходило довольно систематически. Художник мог просто не отдавать себе отчёта в том, ЧТО именно отложилось в его восприятии (так, Н.А.Римский-Корсаков думать не думал об орфическом мифе, сочиняя своего "Садко", но получилась русская парафраза сказания об Орфее).

Reply

centaurito May 8 2008, 16:15:33 UTC
Вот про бессознательные заимствования мне особенно нравится. :)

Reply


Leave a comment

Up
[]