Как нас разыграли по нотам

Sep 19, 2015 00:03


Точно не помню, когда т.н. «русский рок» стал незаменимой частью моей жизни, но лет мне было тогда всего ничего. Вокруг шла вторая половина лихих 90х, мне было лет 13, вопросов было гораздо больше, чем ответов и отвечать на них было некому.
Что помню - это то, что на сэкономленные на школьных обедах то ли 8, то ли 12 рублей в 1996 году был куплен не очередной польский журнал с плакатами Бэкстрит Бойз, а новый на тот момент альбом "Сплина" - "Фонарь под глазом". Одноклассница в тот же момент стала обладательницей "Морской" Мумий Тролля. Вот такие групповые закупки в 90х: заслушав каждый свою кассету, мы менялись и удовольствию юных меломанов, как вы понимаете, не было конца.

Далее все то, что называется ленинградским, свердловским и московским рок-клубами было переслушано с придыханием и тщательным разбором слов. В 1997 г. на экраны вышел первый "Брат" Балабанова и песни «Нау» перестали быть просто музыкой. Ответы на мучившие вопросы и протест против королевства кривых зеркал, которое сжималось вокруг тебя, появлялись в виде вольных интерпретаций стихов Кормильцева, БГ и Саши Васильева.

image Click to view



image Click to view



Не просто понимание, а осязание того, что ситуацию дома и на улицах необходимо исправлять срочно, росло с каждой песней. Слушать про кусочки колбаски не хотелось в принципе. Бутусов пел и трудно было не поверить:
Я видел акул за кормой,
Акулы глотают слюну,
Капитан, все акулы в курсе,
Что мы скоро пойдем ко дну.
Впереди встает холодной стеной
Арктический лед.
(с) "Титаник", Наутилус Помпилиус.
Но какого рода противодействие нарастающей разрухе нам предлагали эти прекрасные рок-пророки? Летние рок-фестивали, где молодежь теряла человеческий облик и скакала в подмосковной размякшей грязи пьяная и полуголая? Фестиваль "Рок против наркотиков", на котором выступали хронические алкоголики и наркоманы за все хорошее? А как насчет "Рока ПРОТИВ деградации, ежесубботнего похмелья, извращенцев, пошлости и рынка человеческих отношений и ЗА бесплатные спортивные секции, достойные зарплаты бюджетникам, полные семьи и принудительное лечение алкоголизма и наркомании"?
Афиш "за все хорошее" печатали много, но какую пользу они принесли кроме гонораров непосредственным участникам бесчисленных турне с таким названием? Я не знаю. "Танцевала во сне Настасья, вдруг привиделось чудо-юдо..". Бутусов, ты вообще о чем? А «Орбит без сахара»? А остальные перлы «рока» после 2000 года? Прочесть что-то, реально волновавшее молодежь и общество в целом в те времена в этих песнях можно только хорошенько поборов наркотики путем их употребления. Но что такое «рок», если не выражение острых социальных процессов и настроений, кому он нужен, кастрированный и лишенный смысла ходячий труп?
Но если бы это меня смущало тогда!
Сейчас, по прошествии времени, некоторые из музыкантов сами объясняют многое из тех противоречий, которыми окружен странный феномен, называющийся «русским роком». Так, Илья Кормильцев в своей книге «Большое рок-н-ролльное надувательство-2» описывает как, будучи студентом, в далеком Свердловске услышал от Б. Ельцина, который тогда только шел к выборам 1996 г., фразу «вы нам еще очень пригодитесь!». И ведь пригодились! Команда из более чем 25 музыкальных коллективов в 1996 году прокатилась по всей стране, усиленно обрабатывая молодежь, которая уже являлась электоратом, но еще не могла отличить мух от котлет и при помощи продюсера Лисовского выбрала Ельцина. Рожи, кстати, в той обойме были «все те же»: достаточно назвать Сергея Михалка (тогда - Ляписа Трубецкого, а сейчас - «Брутто», подарившего гимн Майдану-2014) и «одинокого бурлака» Борю, питающего слабость к грузинам из Одессы.



СМИ, находившиеся в руках продюссеров, организовавших концерты и «молодых реформаторов», также не сидели без дела. И что в итоге? В 1996 году к власти пришли те же люди, которых так энергично в своих песнях осуждали эти рок-запевалы: «мальчики-мажоры» из песен Юры-музыканта и «мясники», которые «выпили море пива» из песен "Нау". Как же тут не запеть лукаво про «Настасью» или не удариться в православие в надежде на прощение.




Рассмотрение истории становления рок-клубов станы сейчас, отставив прежний пиетет бывшего музыкального фаната, не может не оставить чувство, что нас обманывали вплоть до вчерашнего дня. Тема влияния т.н. «русского рока» на процессы новейшей истории России настолько обширна, что даже прочитав отличные материалы Константина Семина на эту тему (тут, тут, тут и тут), "мемуары" музыкантов и продюсеров, становится ясно: это лишь верхушка айсберга, на который напоролся и рассыпался в пыль протест молодежи, которая под душевные песни горела идеей менять этот мир, но выбрала «нор-р-рмальную» жизнь из каталога Икеи.

свое мнение, социум, музыка

Previous post Next post
Up