Мифология запретного

Dec 25, 2012 02:42

Этот журнал начинался с размышлений об эротической одежде, разбитых на несколько мелких постов. Среди прочего там рассматривались также понятия фетиша и фетишизма, без анализа которых обсуждение столь деликатной темы едва ли возможно. Решил объединить все эти фрагменты в нечто более цельное.

***
Вопреки утверждению Линор Горалик "мысль о том, что само существование эротического костюма возможно лишь благодаря работающему в каждом из нас механизму фетишизации, не требует лишнего распространения" (Л.Горалик, "Шляпу можешь не снимать: Современный эротический костюм", 2008), я полагаю, что сами использованные автором понятия фетишизации и фетиша в настоящий момент требуют прояснения и, соответственно, определённой понятийно-терминологической работы.

В своё время моё внимание привлекло небольшое, но живописное эссе "Fetish?" дизайнера Марата Билялова, посвящённое эротической одежде и так называемой фетиш-моде. Едва ли не более всего меня порадовало внимание автора к языковой стороне вопроса, поскольку это один из ключевых моментов для его понимания:

"Изменилось и значение слова «фетишизм», хотя найти современное значение в справочной литературе пока непросто. В свое время я предложил отказаться от данного слова в характеристике современных явлений и предпочитаю называть их «фетиш», с ударением на первом слоге. Этот англицизм неплохо прижился в российском сегменте Сети и в дальнейшем я предпочту пользоваться именно им."

Что ж, совершенно верно - "фетиш", служащий для стимуляции эротических ощущений и переживаний партнёров, ничего общего не имеет с фетишем как объектом влечения, заменяющим живого человека. И даже сдвиг ударения не ускользнул от внимания автора. Действительно, фетиш (fetish) отражает английское произношение и может считаться англицизмом, при том, что фетиш (fétiche) в традиционных значениях заимствовано из французского языка. Разумеется, и старое значение, связанное со сверхценностью неживых предметов, никуда не исчезло. Налицо, таким образом, развитие омонимии - слова не только радикально расходятся по смыслу, но и произносятся по-разному, превращаясь в омографы. Различна даже их продуктивность. От фетиша можно образовать, в частности, термин "фетишизм", а от фетиша - нет (если только, конечно, мы не хотим плодить омонимию и дальше).

Однако, к большому сожалению, это обстоятельство пока не осознаётся широкой публикой. Уже давно, просматривая различные форумы, я обратил внимание на странную и совсем не безобидную подмену понятий. Все как один любители женских ножек в колготках и чулках и тому подобных нехитрых мужских радостей почему-то стали причислять себя к фетишистам. В результате совершенно естественные человеческие желания незаметно попали в разряд парафилий. Человек любуется формами партнёра, обтянутыми нейлоном или латексом, смотрит на его тело, подчёркнутое эротическим бельём. Или даже пробует надеть подобное бельё сам, чтобы ещё больше обострить ощущения и ближе почувствовать партнёра. Фактура, блеск, цвет ткани, накладываясь на тактильные ощущения, усиливают впечатление от формы - но не заменяют его. Зачем же ему только пустая ткань, без тёплой упругости наполняющего её содержимого?

Фетишизм в медицинском смысле этого слова начинается, как известно, именно с этого момента. Давайте вспомним определение: "фетишизм - достижение полового удовлетворения посредством манипуляций и контакта с предметами, которые сами по себе не имеют эротического значения (одежда, обувь и т.п.), но обычно символизируют сексуального партнёра" И.С.Кон, Введение в сексологию, 1989).

Истинный фетишист - это тот, кто выпрашивает или крадёт у девушек бельё и потом удовлетворяет себя с его помощью. Самой девушкой тут и не пахнет (прошу прощения за двусмысленность). Тем не менее, деваться некуда - сама структура сетевых форумов с неверно толкуемым разделом "Фетишизм" делает людей, ощущающих потребность в использовании эротической одежды по прямому назначению - усиливать наслаждение от контакта с партнёром - пусть и не очень грязными, но очевидными извращенцами. Да и в различных СМИ это проскакивает сплошь и рядом.

В действительности под фетишизацией у Горалик следует понимать создание и развитие знаковой системы, усиливающей эротическую объективацию тела человека. Такая объективация может осуществляться, в частности, через конструирование запретов на его оформление. "Здесь, как нигде, легко наблюдать тонкий баланс между запретным и дозволенным, без которого ни одни змеиный позвонок не становится фетишем, а ни один предмет костюма - эротическим." (Горалик, 2008). Существенно, что в описываемых ситуациях сверхценность, отождествляемая с фетишностью, может выступать как естественное следствие невротизирующих культурных запретов. Эти запреты имеют, главным образом, религиозную природу и опираются на христианские представления о греховности сексуальных действий, не связанных с продолжением рода.

Казалось бы, в свете сказанного выше, такие выражения, как "фетиш-вечеринка", "fetish party" не должны ассоциироваться с фетишизмом, поскольку тот не предполагает общения, ориентированного на сексуальную близость. Тем не менее, представление об эротической одежде как о фетише в старом смысле прочно засело в наших головах. Остаётся только радоваться, что, например, карнавалы до сих пор не додумались обозвать фетиш-парадами. На сайте московской вечеринки Fetish Party Night (по-видимому, ныне заглохшей) очередное событие освещается так:

"Уже в шестой раз в Москве собралась шумная компания фетишистов самых разных течений и предпочтений. С каждым разом публика становится все ярче, костюмы - смелее и разнообразнее, а общение - непринужденней. Заводятся новые интересные знакомства, организуются спонтанные фотосессии, шоу-программа по насыщенности и оригинальности давно обогнала европейские аналоги. В общем, ясно, что развитие фетиш-сцены в России идет полным ходом."

Как ко всему этому относиться? Против народа-языкотворца, разумеется, не попрёшь. Уж если слово или выражение пошло гулять, то ищи ветра в поле. Но я вижу в отмеченной выше омонимии много проблем. Обсуждаемые слова, хотя и звучат по-разному, в написании всё-таки не различаются, что весьма способствует удержанию неописуемой каши в обывательских головах. Ни с какими извращениями фетиш не связан и близко, и для эротической индустрии любые ассоциации с фетишизмом едва ли полезны, поскольку ограничивают круг потенциальных покупателей и клиентов. В конечном счёте эта путаница в понятиях на руку только невежественным гомофобам, которые склонны к агрессивно-расширительному толкованию любых отступлений от общепринятых конвенций одежды и, ослеплённые своими фобиями, без конца терроризируют нормальных людей с их нормальными желаниями.

эротическая одежда, сексуальная объективация, парафилии, психология моды, телесность, эротика и мода, гомофобия, фетишизм, философия фристайла, фетиш, теория моды, эротическое бельё, анализ понятий, семиотика одежды, функции одежды

Previous post Next post
Up