Фетишистский трансвестизм: а был ли мальчик?

Mar 28, 2010 11:39

В своё время я уже делал понятийно-терминологический анализ словарного гнезда, основанного на слове "трансвестизм". Как известно, слово это не выражает единого понятия, охватывая множество совершенно разных по природе явлений и смыслов. Для того, чтобы лучше ориентироваться в этом множестве, понятие Т. было разделено сексологами на два более узких. Это Т. двойной роли или транссексуальный Т. (т.е. переодевание, связанное с реализацией женской стороны личности мужчины и v.v.) и фетишистский Т. (ФТ).

На этом последнем необходимо остановиться подробнее, т.к. оно приводит к многочисленным недоразумениям. По международной классификации болезней МКБ-10 фетишистский трансвестизм (код F65.1) определяется так:

"Надевание одежды противоположного пола главным образом для того, чтобы добиться сексуального возбуждения и вызвать образ человека противоположного пола. Фетишистский трансвестизм отличается от транссексуального трансвестизма своей ясно выраженной связью с сексуальным возбуждением и сильным желанием освободиться от одежды при наступлении оргазма и последующего сексуального расслабления."

В данном определении фактически указаны два самостоятельных мотива переодевания, но ничего не говорится об их связи между собой. Можно лишь предполагать эту связь - что ощущение себя в образе человека противоположного пола (видимо, так следует переводить на литературный русский язык выражение "вызвать образ ...") и выступает источником сексуального возбуждения. Конкретно же, поскольку диагноз ФТ не ставится женщинам, можно говорить о мужчине, которого возбуждает его собственный феминизированный образ (аутогинофилия). Логично думать, что основным способом достижения сексуального удовлетворения служит для него мастурбация en femme на фоне этих аутогинофильных фантазий.

Далее отмечается, что "расстройство может быть ранней стадией развития транссексуализма". Более чем странное добавление, если учесть, что использование одежды в качестве эротического стимула никак не укладывается в картину ТС с его обязательной гендерной дисфорией и дисморфофобией в качестве основных клинических составляющих.

В последних публикациях Рэя Бланчарда, содержащих его предложения по диагностическим критериям парафилий и нарушений гендерной идентичности для 5-го издания руководства по статистике и диагностике психических расстройств (DSM-5) Американской психиатрической ассоциации диагноз "фетишистский трансвестизм" заменен на "трансвестистское расстройство" (Transvestic Disorder). При этом его диагностические критерии не изменились по сравнению с 4-м изданием:

A. Выраженные сексуально возбуждающие фантазии, сексуальные желания или поведение, связанное с кроссдрессингом и повторяющиеся на протяжении более 6 месяцев.
B. Сексуальные фантазии, желания или поведение вызывают клинически значимые душевные страдания или неблагополучие в общественной, профессиональной или других важных сферах функционирования.

Кроме того, Бланчардом были изменены спецификаторы для данной группы парафилий. Он предлагает включать в неё случаи переодевания, основанные на "фетишизме" (ткани, материалы, одежда) и случаи, связанные с аутогинофилией. При этом он отмечает, что если аутогинофилия положительно коррелирует с желанием сменить пол, то при "фетишизме", напротив, это желание снижено по сравнению с "нефетишистским" Т.

Совсем не трудно проследить связь определения ФТ в МКБ-10 с точкой зрения Бланчарда, несмотря на явную путаницу в её трактовке. Бланчард фактически упразднил категорию ФТ, объединив её с аутогинофильным Т. (который по сути приравнивает к транссексуальному Т., как это следует из других его работ). Не разобравшись в произведённой манипуляции, другие авторы стали связывать транссексуальность с ФТ - вопреки комментариям самого Бланчарда. На безоговорочном принятии его взглядов основана и соответствующая глава в учебнике Г.Б.Дерягина "Криминальная сексология" (2008).

Очевидно, что нарисованная "клиническая картина" крайне мало соответствует практике переодевания большинства мужчин. Во-первых, в ней начисто игнорируются другие возможные мотивы надевания "женской" одежды. Человеку может просто нравиться носить колготки или чулки с юбкой без всяких мыслей о сексуальной разрядке - например, ради приятных тактильных ощущений, чувства комфорта и т.п. Значительная часть мужчин, практикующих кроссдрессинг, носит колготки и эротичное бельё под обычной одеждой в ситуациях, исключающих сексуальную активность, например, на работу. Далее, "женская" одежда и атрибутика может играть роль эротического стимула в обычных гетеросексуальных отношениях, выступая как элемент сексуальной культуры. Эта роль не ограничивается непосредственно эротическими играми, а может быть значительно шире и охватывать различные ситуации неформального общения, где мужчина одет в одежду, напоминающую женскую. В данном случае он может получать удовольствие от эротической манифестации своего тела, например, ног в чулках, и от явного интереса со стороны женщин. О потенциальной величине такого интереса свидетельствует, например, на удивление дружное желание девушек лезть мужчине под юбку при первой гипотетической возможности:) А один мой друг, большой любитель ходить в чулках и килте, уже чуть не пал вполне реальной жертвой этого самого интереса:)

О том, насколько неудачно сближение подобных форм поведения с фетишизмом, я также писал ранее. Если последовательно применять такой подход, то окажется, что единственно здоровым следует признать сексуальное поведение, унаследованное от животных предков, а любые предметы-посредники есть орудие дьявола. Эротическая одежда - такая же часть сексуальной культуры, как одежда в целом - часть культуры
общей. Разумеется, мы оказываемся в определённой зависимости от предпочитаемых эротических практик, подобно тому, как попадаем в "зависимость" от любимых блюд, запахов, музыки и т.п. Но объявить её патологической здравомыслящий человек едва ли решится. Что, однако, вполне удалось авторам концепции "фетишистского трансвестизма".

Как известно, в сексологии фетиш - это объект, символизирующий реального или воображаемого полового партнёра и заменяющий его при достижении сексуального удовольствия. К фетишизму, соответственно, относят крайние формы зависимости, при которых партнёр становится не нужен. Разумеется, возможны и переходные случаи, как, например, описанный одним немецким психиатром, когда над супружеским ложем пришлось прибить женский башмачок, чтобы муж, глядя на него, достигал нужной степени эрекции. Но даже в крайних случаях нельзя говорить о фетишизме, если дело касается одежды. В культурологии последняя вообще рассматривается как часть человеческого тела, представляющего собой весьма сложный биосоциокультурный конструкт и рассуждать о кроссдрессинге и фетишизме вне представлений о культурном теле и его эротической составляющей - значит не понимать, откуда растут ноги. На первый план здесь выходит отнюдь не любование символом, а тактильные ощущения, удовлетворённость своим обликом, в том числе и спроецированная на женское восприятие, эротический интерес со стороны женщин. Да, самоудовлетворение в женской одежде, сопровождаемое гетеро- или гомосексуальными фантазиями, вещь нередкая - но чаще всего оно бывает вынужденным из-за невозможности найти подходящего партнёра. Мастурбация же в отсутствие партнёра - весьма обычное явление и почти всегда сопровождается фантазиями.

Разумеется, при описании диагностических критериев ФТ делается "существенная" оговорка, что переодевание должно быть источником серьёзных проблем для больного. Однако на практике оказывается, что почти все эти проблемы носят внешний характер и связаны с неприятием его предпочтений обществом и близкими людьми. Да и кто на эту оговорку обращает внимание? Достаточно показаться в "немужской" одежде в каком-либо сетевом сообществе, и нужный диагноз тут же будет найден благодаря возможностям поиска. О проблемах вас спрашивать не станут, поскольку в таком виде вы сами для них - ходячая проблема. А когда есть готовый исчерпывающий диагноз - зачем что-то дальше изучать? Зачем ещё мужчине может понадобиться надевать колготки?
Всё с ним ясно.

Вывод: так называемый "фетишистский трансвестизм" является не чем иным, как ятрогенным артефактом, или, проще говоря, медицинским недоразумением. Лишь очень небольшая часть всего многообразия случаев надевания несвойственной мужчинам одежды соответствует его критериям. Впоследствии я постараюсь показать, что широкую распространённость кроссдрессинга среди мужчин (и их потенциальную готовность к принятию идей фристайла) можно объяснить и вне сферы гендерно-ролевых представлений и, тем более, не прибегая к понятию фетишизма, а то, что это до сих пор не сделано, объясняется не только гомо- и трансфобией, но и недостаточной изученностью функций одежды.

Отсюда и призыв к специалистам, исследующих столь деликатную тему - внимательнее относиться к объекту своего исследования. У объекта на сей счёт может быть другое мнение, и не всегда он глупее вас:)

эротическая одежда, трансвестизм, фетишизм, аутогинофилия, парафилии, анализ понятий, кроссдрессинг

Previous post Next post
Up