Откомментировал статью
Are We Facing a Genderless Future? (перевод доступен
здесь, за знакомство с материалом спасибо Лилит, разместившей его на форуме
GenderQueer). Комментарий ниже.
***
На мой взгляд, отстаивая гендерную вариативность, мы совершаем большую ошибку, когда делаем центральным пунктом отрицание бинарности гендера. Так можно многих только запутать и оттолкнуть. Причина - типологический характер человеческого мышления. В биологической систематике, аппарат которой идеально применим к наукам о человеке, структуры, подобные гендеру, хорошо известны и носят название гантелевидных. Т.е. имеется два (в данном случае) базовых дискретных архетипа, задающих конфигурацию таксономического пространства. Это пространство заполняется образами реальных объектов, которые тяготеют к базовым архетипам, группируясь вокруг них, но частично располагаясь и в промежутке между этими ядрами. Нарисованную картину легко воспроизвести в любой программе факторного анализа для двуполой выборки, но примерно так же работает и человеческое сознание. Для него базовых гендерных идентичностей тоже две, в точном соответствии с биологическими полами, и в этом смысле гендер бинарен.
Необходимо перенести акцент с не-бинарности на не-дискретность гендера и отсутствие его жёсткой связи с биологическим полом. То есть - с каким бы набором хромосом и гениталиями человек ни появился на свет, в дальнейшем он вправе самоопределиться в любом качестве, в любой точке гендерного континуума.
Какое гендерное будущее ждёт нас? Выскажу парадоксальную точку зрения. Вместо дальнейшего размывания гендерного ландшафта нас ожидает гендерная консолидация. И вот почему. В процессе Великой Гендерной Революции (иначе назвать происходящее не поворачивается язык) неизбежно изменяется само наполнение понятий мужского и женского, мужественности и женственности, маскулинности и фемининности. Идёт их усложнение, обогащение и диверсификация. Многие гендерные стереотипы уже опрокинуты, другие пошатнулись. Признаки, ранее однозначно определявшие отнесение индивида к тому или иному социокультурному полу, теряют диагностическую ценность, а гендерные рамки, соответственно, жёсткость. Как следствие будет ослабевать и социально-психологический дискомфорт, вынуждающий личность к своеобразному "гендерному эскапизму". Примером может служить тот же модный фристайл, концепцию которого я разрабатываю. Не приходится сомневаться, что развитие альтернативной одежды способно кардинально изменить весь гендерный ландшафт.