Морская лампочка и плавучий дворец.

May 30, 2018 00:31


  В кино, когда показывают тонущие лайнеры, очень любят изображать как они уходят под воду, озаряемые лучами прожекторов и многочисленными лампочками световых гирлянд. Не будем говорить о достоверности подобных ситуаций, а вот задумайтесь, кто впервые в мире оснастил суда электрическим освещением. Американцы? А может британцы? Вовсе нет...
   В этот день (18 мая по старому стилю) в 1874 году впервые в мире начали вводить электрическое освещение на морских судах. И произошло это в России.
   Русский морской офицер Николай Павлович Булыгин (начальник электрической части Адмиралтейства) первым в мире разработал и начал монтаж электрического освещения на кораблях русского флота.
   Николай Павлович Булыгин - выходец из семьи потомственных моряков - владимирских и гороховецких дворян. Его предки, начиная с прадеда, все служили России на флоте. Так что наши морские офицеры - не только немцы.
   Николай Булыгин родился  23 июля 1847 года, и по семейной традиции в восемнадцать лет был «выпущен в Балтийский флот гардемарином». Службу проходил на Балтийском и Чёрном морях. Затем для слушания лекций в академическом курсе морских наук был причислен к флотскому экипажу, а в 1870 году произведён в лейтенанты.
   Именно на этих курсах он и увлёкся изобретательством. В начале 1873 года он придумал покрывать угольные стержни в лампе Лодыгина тонким слоем меди методом гальвано-пластики. При этом «увеличивалась сила тока на 40 процентов, а сопротивление уменьшалось в 100 раз»! За границей тут же узнали о булыгинском усовершенствовании, братья Сименс даже обратились к Булыгину за дополнительной информацией. Для свечей Яблочкова Булыгин позже изобрел особый распределитель, в котором ток никогда не прерывался и напряжение не менялось.
   Булыгин изобрёл и «свою» лампу накаливания - очень схожую с так называемой «лампой Кона-Дидрихсона», но более мощную. Как и всё у нас в России. Совместно с инженером Хотинским он разработал фонарь с известковым светом для освещения неприятельских кораблей при постановке минных заграждений.
.

   И вот под руководством Булыгина электрическое освещение было установлено на фрегатах «Петропавловск» и «Севастополь», пароходе «Ильмень» и Императорской яхте «Ливадия».
   Однако это не все достижения Булыгина. Под его руководством в 1887-1888 гг. были построены первые в мире центральные электрические станции, вырабатывающие постоянный ток. В 1895 году уже действовала электростанция мощностью 800 Квт, которая уже вырабатывала переменный ток.
   Службу на российском флоте Николай Павлович завершил капитаном 2-го ранга в 1885 году. После этого переехал в Гороховец и поселился в своём доме на центральной Благовещенской улице. В несколько перестроенном виде этот дом сохранялся до 2007 года, когда после пожара был разобран. Ныне по этому  адресу - ул. Ленина, 23, находится заросший пустырь, спрятанный за длинным забором.
   Н.П. Булыгин скончался в Крыму 13 июня 1912 года.
   А теперь о первых электрофицированных кораблях.
   Броненосный фрегат "Петропавловск" (такой же, как и «Севастополь») имел  водоизмещение 6,175 тонн, строился под руководством корабельного инженера капитана А. А. Иващенко и был спущен на воду в 1865 году.
.


Броненосный фрегат "Петропавловск"..
   "Петропавловск" нёс службу в составе Балтийского флота вместе со своим собратом "Севастополем". Впоследствии эти два названия будут передаваться разным поколениям однотипных кораблей российского военно-морского флота.
   Трёхмачтовый деревянный "Петропавловск", был обшит бронёй, но несмотря на наличие пароэнергетической установки, имел также полное парусное вооружение. Эта конструкция была вынужденной, так как паровые машины в то время имели высокий расход топлива и были недостаточно надёжны. Паруса позволяли кораблю длительное время находиться на ходу, не прибегая к использованию двигателя. Фрегат оставался в составе флота до 4 января 1892 года.
   Императорская яхта "Ливадия" (названная так в честь Ливадийского дворца) - разговор особый.
   Яхта отличалась повышенным уровнем комфорта, ну просто настоящий плавучий дворец. Проектировал и строил её известный кораблестроитель капитан Корпуса корабельных инженеров Л. Г. Шведе, завершивший работы к лету 1873 года. 4-пушечная деревянная колесная яхта по комфортабельности и отделке царских помещений не уступала балтийской Императорской яхте «Держава», а по оформлению «царской рубки» в кормовой части и столовой на средней палубе, выполненному по проекту архитектора Ипполита Монигетти, даже превосходила её.
.


Императорская яхта "Ливадия"..
   В 1873 году новая яхта вошла в состав Черноморского флота.
   «Ливадия» - единственная Императорская яхта, участвовавшая в боевых действиях. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов  она под командованием капитана 1-го ранга Ф. Е. Кроуна, дежурив у румынского и болгарского берегов, 21 августа потопила турецкую двухмачтовую кочерму (правда не знаю что это за фигня такая). А затем, замеченная двумя турецкими броненосными кораблями, яхта выдержала 18-часовую погоню и благополучно ушла от турок под защиту севастопольских береговых батарей, куда басурманы не сунулись.
   Но судьба великолепного плавучего дворца закончилась трагически.  В ночь с 21 на 22 октября 1878 года она выскочила на риф у Тарханкутского маяка у западного побережья Крыма.
   Никто не сомневался, что яхта уцелеет - корпус был не повреждён, пробоин не было. Яхту пытались снять с камней, но погода резко ухудшилась, огромные волны с неистовой силой били «Ливадию», она сильно накренилась, положение становилось критическим. Великий князь Сергей Александрович, бывший на борту яхты в том походе единственным царственным пассажиром, предпочёл не рисковать жизнями экипажа и приказал всем покинуть корабль. Никто из 16 офицеров и 227 нижних чинов не погиб.
   Шторм усиливался, и 25 октября 1878 года стало ясно, что яхту «Ливадию» уже не спасти.
   Мощные волны разломили корабль надвое, его нос был вынесен волнами на берег. Из-за продолжавших бушевать штормов не удалось спасти всё имущество Императорской яхты, хотя остатки корпуса корабля ещё долго держались на подводных камнях Тарханкута. В ночь на 7 декабря разбитая бурей “Ливадия” ушла на дно.
   Уже в наше время, в XXI веке, на лондонском аукционе Sotbis на продажу была выставлена старинная картина русского художника-мариниста Александра Боголюбова "Последние моменты императорской яхты «Ливадия»". Художник с большой точностью изобразил гибнущую у скал царскую яхту, что по характерному скальному рельефу местности помогло найти точку, где она затонула.
.


Картина Александра Боголюбова "Последние моменты императорской яхты «Ливадия»"..
   В 2010 году подводный ныряльщик Олег Золотарёв вместе с коллегами из Тулы и учёными из Киевского национального университета имени Шевченко обследовали дно в этом районе и нашли тфрагменты керамики, осколки фарфоровой и фаянсовой посуды, медные гвозди, доказавшие, что под слоем песка покоится именно царская яхта.
.


Место гибели яхты "Ливадия"..
   Обмеры остатков гребных колёс и коленвала паровой машины подтвердили первые предположения: расстояние между внутренними сторонами гребных колёс равнялось 11 метрам, что соответствовало архивным данным о ширине яхты «Ливадия». Металло-детектор показал наличие в донном грунте россыпей мелких медных гвоздей, отдельных крепежных элементов и фрагментов медной обшивки. Были подняты фрагменты мраморных плиток и фигурных карнизов.
   А вот теперь посмотрите архивные фотографии, свидельствующие о роскошном убранстве яхты. На мой взгляд с такой обстановкой в качку лучше не попадать. Но архивы свидетельствуют, что яхте доводилось благополучно проходить через 11-балльный шторм. Ну уж не знаю...
.


Будуарный столик.
.


Вид части будуара на яхте.
.


Вид части кабинета на яхте.
,


Кабинет .
.


Курительный салон на яхте.
.


Общий вид столовой на яхте "Ливадия".
.


Столовая.
.


Одна из спальных комнат.
.


Малая столовая.
.


Уголок гостиной.
.


Часть гостиной.
.

история, флот, Россия

Previous post Next post
Up