ЧАЭ 2001. 30 июня, Анадырь.

Feb 08, 2012 08:14

30 июня. Суббота.
Анадырь.
    Проснулся в 3 часа (надо сказать, что понятно, происходило некоторое привыкание к местному времени). Просто лежал, боясь разбудить остальных. Встал, взял книжку (начальниковскую, «Кысь» Т.Толстой), в 5 снова уснул. Проснулся со всеми, завтракали вчерашним супом. Пошли в магазин. Там выяснил, что анадырское пиво только разливное (а я хотел заполучить этикетки). В бутылках есть только местный лимонад за 13 руб.15 коп. Другие пивА - только привозные в пластиковых бутылках или банках.  Пошёл дождь. Пришли в музей. Там стоят компьютеры на рабочих столах. На них играют музейные работники. Н.П. Отке (тогдашний директор) повела экскурсию иностранцев (с переводчиком). Мы осмотрели экспозицию
, её стало чуть больше, но очень убого, очень. Есть, правда фотография выпуска АПУ (анадырского педучилища) 1960 года, где есть моя мама. Это выставка «70 лет ЧАО» (Чукотскому автономному округу). (Я по глупости её не попытался перефотографировать или как-то попросить скопировать, потом, в 2005 её искали в музейных фондах, но не нашли.)
    На площади «день молодёжи», посмотрели рок-концерт. (Громкое название для этого действа, впрочем мы не видели самых крутых чукотских групп «Нулевой позиции» и ещё какой-то. Эти группы не из Анадыря и кое-кто из их состава жил в нашем общежитии, к ним пришли местные поклонницы и спрашивали,  где эти музыканты, у Лёни, удивившись, что он не подозревает, с какими «звёздами» живёт бок о бок.) Позвонил Качаловой (она до сих пор работает в педучилище). Но она уходит сейчас к дочери и поэтому не приглашает.  Зашёл в подъезд, где мы жили, даже решился позвонить в нашу квартиру, послышался лай собачонки. Нынешние хозяева войти внутрь не предложили.  Пошёл бродить по городу. Всё снесли! От бани и прачечной остался один фундамент. Спортзал разрушили, но обломки стен не вывезли. Глядеть на всё это обидно до слёз! Видны развалины старого педучилища и «первой» столовой. На косе остались здания действующей церкви (бывший хозяйственный магазин), да склады, причал, сарайчики и гаражи. Фотографировал, даже не пожалел плёнки для панорамы. Поднялся мимо больницы. Валера Сохацкий ещё недавно здесь работал врачом кожно-венерологического диспансера. Снова посмотрел рок-концерт. Зашёл в галерею. Обычный набор. Но есть две картины Владимира Стешенко 55 г.р. Может это Вова Крившич? Адрес: ул. Ленина 31-7. Пошёл туда - никого нет. Снова к телефону автомату (там есть и телефонный справочник). Вспомнил про Мишу Ушакова, но в справочнике есть только Ушакова. (Теперь-то Миша найден на «одноклассниках», работает в Магадане.)  Взял телефон Стешенко, но он не отвечает. Вернулся домой (с промокшими ногами).
    Понял, что того Анадыря больше нет. Нынешние анадырцы уничтожили свою городскую историю.  Задумал рельеф «Старый Анадырь» (Нет, не воплотил эту «задумку»). В нашем общежитии нет стульев (!). Кирилл считает, что стулья дорого везти «с материка». Тогда, скорее, лень тут сделать стулья. В музее - полочка со сведениями о каком-то космонавте 53 г.р. в 1970 году закончил анадырскую школу №1, Копия ведомости с его оценками - всё «3» и несколько «4». (Потом выяснилось, что будущий космонавт учился в одном классе с Людмилой Петровной, которая участвовала в нашей экспедиции). Там же фотография школы и Роменского (директора), Баулина (физика, астронома).  В другой комнате  совсем идиотский экспонат - второй экземпляр сервиза, подаренного губернатором Чукотки Назаровым Москве на «850-летие». Сервиз заказан на Вербилковском заводе. Москва удостоилась сервиза на 24 персоны, чукотский музей - на 12 персон.  Для этого экспоната - отдельная комната с портретом Кузнецова (бывшего владельца Вербилковского завода? Основал его, вроде Гарднер)  и фото вручения Назаровым сервиза Лужкову.
    На площади продолжалось веселье. Затейник зазывал желающих участвовать в конкурсах. Снова зашёл в подъезд к Стешенко. Спросил у проходившего дедушки с внучком о Мише Ушакове - он давно уехал в Магадан. Про Стешенко он не знает. Гулял дальше. Дошёл до спортзала в районе ТЭЦ. Это ДЮСШ. Захожу - на стенах фото местных спортсменов, мастеров по национальной борьбе, победителей «арктических игр». Они учащиеся АПУ и один из школы. Вахтёр: «Здесь с 55 года. Тут наших и не осталось». Надо было его спросить о Франтовой и чукчах. Да, ладно. Кроме борьбы в ДЮСШ есть баскетбол.
    Вернулся в общежитие, когда все уже пообедали. Это Лёня заботился и готовил еду уже на первом этапе экспедиции. Я доел суп-уху из щуки - единственная рыба, которая в анадырских магазинах дёшева - 15 руб./кг. Потом по предложению Пети пошли гулять. Пошёл ещё Кирилл. Сначала прошли вдоль берега по направлению ко «Второй рыббазе».  Промокли в распадках, спустились на пляж. Прошли мимо заброшенных сетей, поднялись на дорогу. Прошли мимо сарайчиков - видно там живут, когда рыба идёт. Есть ещё парники. Большинство сарайчиков разрушено.  Не помню, чтоб раньше так что-то выращивали. Видно эти сооружения появились в 90-е, когда народ собирался «выживать». Дошли во «Второй рыббазы». Там складики, домики, есть даже один трехэтажный. Увидели слева в тундре кладбище. Начали его обходить справа, могилы 1986 года, 1992. Я думал увидеть Барышникова, но конечно, так просто не найти. Кстати, Дорогань у них жил в Москве когда сыну (четырёхлетнему) делали операцию (прибл. 1988 год). Могилы часто с деревянными столбиками. На некоторых могилках местных людей - оленьи рога. Есть православные кресты, но их меньше, чем столбиков. Видимо сначала ставят столбики, а уж потом - памятники. Начали забираться в гору к загадочным «стенам». (Это сопка Св.Михаила, на которой стоят высокие, но плоские сооружения военных - (радары или антенны? ) с  лимана можно даже принять за стоящие дома. Всё это в полузаброшенном состоянии. Возможно, для слежения используют теперь другие технологии, а демонтировать старое сложно.) Когда до верха осталось не так много нас начал накрывать туман. Эти гигантские сооружения начали сюрреалистически проглядывать сквозь туман. Мы подошли близко, и не смотря на туман, начали фотографировать. Потом решили от греха подальше не подходить ближе, хотя сооружения, похоже не охранялись, но и не совсем заброшены, так как там светилась одна, не весть как сохранившаяся лампочка. Мы поднялись до дороги, отмеченной бочками с торчащими в них вешками, и пошли по ней в сторону плотины. Сделав большой круг вокруг Верблюжки, «Орбиты», ТЭЦ и юго-западной части Анадыря, вернулись домой. Было 00.30. Пили чай, потом я принял душ.
(курсивом - добавления 2011-12 годов)

Дорогань, Стешенко, Анадырь, ЧАЭ 2001

Previous post Next post
Up