Если будете отдыхать в Балаклаве или Севастополе, обязательно посетите этот музей. Вспомните много всего из времен СССР и словечки из программы "ВРЕМЯ" - боеголовки, холодная война, крылатые ракеты.
Первое, с чем столкнутся желающие попасть в музей, это отсутствие маршрутных автобусов, идущих до входа в музей! От жилой части города до музея довольно прилично идти пешком.
Но, местные жители уже решили эту проблему. Выходите из автобуса (вам подскажут где), проходите до поворота к уходящей вдаль улице и увидите вот такой электромобиль, как тот, что показан на рисунке ниже.
Электромобиль идет до Солдатского пляжа. Музей находится по пути к пляжу.
2. Электромобиль.
Надо быть сразу морально готовыми постоять в приличной очереди за билетами! Я пришел за полчаса до открытия музея - в 9:30. Кассы начинают работать заранее. Несмотря на ранний приход, я смог чудом попасть в группу на 10:10.
Дело усложняется еще тем, что туда приезжают огромные туристические автобусы с гидами, которые выкупают билеты большими партиями в отдельной очереди.
Со слов кассира, к 11 часам билеты на сегодня выкупают все. Так что тот, кто долго спит, билеты не купит. А заранее (за сутки) их не продают.
3. Очередь в кассу. Над кассами виден бетонный козырек, на котором во времена СССР стояли муляжи жилых домой, чтобы спутники НАТО видели тут только жилые кварталы. Сам вход был закрыт маскировочной сеткой.
Вход в систему подземных водных тоннелей перегораживал ботапорт. Это специальные плавучие ворота-баржа, которые могли плавать вправо и влево, перекрывая или открывая проход. Ботапорт сделан так, что выдерживает взрыв ядерной бомбы, упавшей возле входа.
4. Вход в систему подземных каналов. Справа виден ботапорт, который перегораживал вход и защищал базу от ядерного удара, если был перемещен в крайне левое положение.
5. Двери для прохода персонала выглядят не менее монументально. Они обрамлены толстыми слоем монолитного бетона.
6. Внутри бывшей секретной базы находится система ходов для людей.
7. Остатки инженерной техники, которую использовали при прокладке тоннелей.
Каждый следующий поворот и развилка системы ходов выводят к очередной бронедвери. Каждая такая дверь выдерживает ядерный удар. Я был в шоке! Это уже паранойя! Это сколько надо бомбить гору, чтобы до дверей в центре базы добраться?
Каждая створка двери представляет собой корпус из толстой стали, заполненный бетоном. Места соприкосновения многотонных створок сделали из алюминия, чтобы прижимались плотнее. Двигаются створки на металлических роликах по специальным направляющим в полу (сейчас залитыми бетоном, чтобы посетителя не спотыкались).
8. Бронедверь, выдерживающая ядерный удар.
9. За бронированными створками есть дверь, обеспечивающая герметичность.
10. Двигаясь по коридорам, выходим к арсеналам. Отсюда подводные лодки загружали оружием. Тут на полу коридоров проходит железная дорога, по которой возили бомбы, мины, торпеды и прочее.
11. Кстати говоря, ядерное оружие хранилось и загружалось в другом месте базы. Это было сделано для повышения уровня секретности. Те, кто работал с обычным оружием, не знали ничего о тех, кто работал с ядерными зарядами и наоборот.
12. Знаки на стенах остались с тех времен, когда коридоры были полны людьми, занятыми своими секретными делами.
13. А вот и сам канал, по которому проходили в надводном положении субмарины. Канал пронизывает гору насквозь. Движение по каналу было односторонним - суда заходили там, где сейчас находятся кассы, а выходили из подземелий в другом месте балаклавской бухты (я покажу это место на фотографиях позже).
14. Маленькая подводная лодка диверсантов. Она рассчитана на двух водолазов. Она не герметична. Диверсанты в ней подходили к нужным объектам, не снимая водолазного снаряжения.
Дальше будут ремонтный док, ядерное оружие и еще разные интересные вещи.
Продолжение во второй части -
http://cavetravel.livejournal.com/162018.html