Богини кроткие, любимицы небес,
Подруги нежных муз и всех красот нетленных!
Вы, кои в миртовых и розовых венках,
Обнявшись, ходите по рощам и долинам,
По бархатным лугам, фиалкам и ясминам,
Цветущий образ свой являете в ручьях,
Приветствуете нимф, в источниках живущих,
И мирных пастухов, красу весны поющих!
(Николай Михайлович Карамзин, «Приношение грациям»)
Ревекка, Валентина и Тамара
Раз два три четыре пять шесть семь
Совсем совсем три грации совсем
(Даниил Хармс, «Три грации»)
На самом деле их звали отнюдь не Ревеккой, Валентиной и не Тамарой. Даниил Хармс наверняка перенёс античный образ на знакомых ему дам - как поэт он имел на это право... А именовались они совсем по-другому.
Завершала
предыдущую публикацию, где мы простились с художниками Италии, которые в течение нескольких последних месяцев поглощали внимание и моё, и моих уважаемых читателей, картина современного итальянского художника Анджело Лотти под названием «Три грации». И я ещё намекнула, что, мол, каков будет следующий пост - разгадка она тут, в заключительной картине.
Вы уже наверняка догадались, кому будет посвящена сегодняшняя публикация. Вы стопудово подумали, что она будет называться «Три грации», ведь так? А вот вроде бы и так, да не совсем так.
244. Ретроспектива: Хариты, они же Грации
У титана Океана и у его сестры, титаниды Тефиды, родилось довольно много детей - три тысячи сыновей и три тысячи дочерей. Сыновья стали речными божками - так себе божества, невысокого уровня. Промышляли в основном охотой за нимфами и соблазнением их, иногда продуктивно, иногда не слишком. Дочери же получили гордое имя океанид, но по сути в тогдашней иерархии они тоже заняли второстепенное положение, проходя по разряду нимф. Фактически, они дублировали наяд, курируя реки, ручьи, источники, озёра, пруды и прочие водоёмы. Но при этом они всё же выделялись своим происхождением, и в отличие от бесчисленных наяд, имена многих из них сохранились в истории. Например, Амфитрита вышла замуж за самого Посейдона, Каллироя была кормилицей Зевса, а океанида по имени Стикс получила в своё ведение не просто какую-то речку, а реку, отделявшую царство живых от царства мёртвых, и знаменитый перевозчик Харон был у неё в подчинении...
Одну из океанид звали Евринома, или Эвринома. Прославилась она тем, что завела роман с самим Зевсом, в период, когда он был холост - его брачные отношения с Метидой и Фемидой закончились, с Деметрой как-то всё не складывалось, а с Герой ещё и не начиналось. Об этой полосе похождений Громовержца у меня рассказано и проиллюстрировано
здесь. Этот период охватывал по нашим меркам немыслимые годы - ведь только от начала, скажем так, романа Зевса с Герой до их свадьбы прошло триста лет! Вот, именно тогда, когда Зевс был свободен от брачных уз, он и завёл интрижку с океанидой Евриномой. В некоторых источниках её даже называют женой Зевса - но нет, конечно, брака они не заключали. Но трёх дочерей они произвели-таки на свет, и назывались они - Хариты, от слова χάρις - изящество, прелесть, а в римском варианте их именовали Грациями.
Девочек назвали синонимом изящества и прелести не просто так - именно это они и олицетворяли. Надо понимать, что это были не просто симпатичные милашки - происхождение-то они имели весьма высокое, божественное, и сразу по рождении получили статус богинь.
их звали: Аглая - Ἀγλαϊα, «ликование», «красота», «блеск»;
Ефросина - Εὐφροσύνη, «радость», «благомыслие»;
Талия - Θαλία, «изобилие».
Именно эти добродетели они и олицетворяли, именно за эти направления они, будучи богинями, и отвечали. Надо ли говорить, что они пользовались и в божественной, и в полубожественной, и в людской среде исключительной симпатией - ведь они привносили в мир только самое доброе, светлое и позитивное.
Вряд ли среди их добродетелей было целомудрие, по крайней мере ни один из античных авторов об этом не говорил. Но если что там у них и было - они, конечно же, этого не афишировали, подобно некоторым бесстыдницам из числа нимф и даже некоторых богинь - ведь они же олицетворяли скромность, умеренность, «благомыслие». Тем не менее, Хариты всегда ходили либо полностью обнажёнными, либо в прозрачных одеждах, не скрывающих, а, наоборот, подчёркивающих их телесное совершенство.
При этом никаких скандалов, интриг, адюльтерных историй, в которых, можно сказать, по уши погряз и тогдашний пантеон, и те, кто находился около - с Харитами не было связано, совсем. По сути, рассказать-то о них и нечего. Для «жёлтой прессы» тех времён они не предоставили никакой пищи.
Единственное, что просочилось из личной жизни Харит - это факт замужества Аглаи. А вышла замуж она не за кого-нибудь, а за самого Гефеста, сына Зевса и Геры, до этого состоявшего в браке с Афродитой, после измены её с Аресом, он же Марс - подробно история Гефеста и Афродиты у меня освещена
вот тут. Мы не знаем, родились ли в этом браке дети; мы, увы, многого вообще не знаем...
Аглая, Ефросина и Талия первыми встретили Афродиту (Венеру), когда она возникла из морской пены и вышла на сушу (об этом с подробностями и иллюстрациями у меня
здесь). И они стали неизменными спутницами Афродиты - ведь она тоже олицетворяла собой любовь, красоту, радость жизни, хотя и не была отягощена скромностью и благомыслием - ну вот, Хариты для того, видимо, и были к ней приставлены, чтобы компенсировать своей ангельской чистотой взбалмошность и... скажем так, некоторую неразборчивость патронессы...
Разумеется, художники, как античные, так и более поздние - начиная от Кватроченто (1400-е) до наших времён - вдохновлялись образами трёх Харит, ну, или трёх Граций, как принято их называть. Ещё раз напомню - практически все имена античных персонажей в искусстве, начиная с Возрождения и далее, подавались в римском, а не греческом варианте: Юпитер вместо Зевса, Венера вместо Афродиты, Марс вместо Ареса. Ну и Хариты в художественной версии последних шести веков оказались Грациями. Это легко объясняется - Возрождение зародилось и развилось именно в Италии, а отнюдь не в Греции.
Это нетипично для
рубрики «Ретроспектива», но нынешняя публикация не будет подразделяться на главы и подглавы, на отдельные темы, а пойдёт одним блоком. Как говорится, от Ромула до наших дней. Экспозиция будет упорядочена, конечно, не по датам создания картин - это было бы слишком - но, традиционно, по годам рождения их авторов.
Собственно, остаётся только смотреть картины, а их сегодня будет немало. Не забываем: Грации во все времена считались приближенными к идеалам красоты и грациозности. Соответственно, художники, жившие в разных странах в разные эпохи, старались отобразить в их образах именно эти идеалы, каковыми они были в те годы и в тех землях. Смотрим!
Неизвестный автор из Помпеи Три грации (фреска)
Неизвестный античный мастер задал стандарт изображения трёх Граций, которого придерживались поздние художники и скульпторы. Обычно крайних девушек-богинь изображают лицом к смотрящему, а та, что посередине - стоит спиной, с головой, повернутой вполоборота. Принято считать, что это - слева направо - Ефросина, Аглая и Талия.
Сандро Боттичелли, он же Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Sandro Botticelli, Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi, 1445 - 1510, Италия)
Весна
Сандро Боттичелли написал «Весну» (Primavera) в 1472 году по заказу Лоренцо Медичи. Картина должна была стать свадебным подарком для его троюродного брата. Действие происходит в апельсиновой роще - именно это дерево было символом семьи Медичи. В центре картины изображена Венера, символизирующая сладострастие и семейное счастье. Грации олицетворяют женские добродетели: чистоту, красоту и наслаждение. Аглая, олицетворяющая наслаждение и радость, смотрит на Меркурия, который был символом разума и красноречия. Справа изображён сюжет соблазнения богом западного ветра Зефиром нимфы Хлорис, которая после того, как Зефир добился желаемого, превратилась в богиню цветов Флору, олицетворявшую, собственно, Весну. Хлорис и Флора - вторая и третья справа, а цветов на полянке под апельсинами - видимо-невидимо. Говорят, что ботаники насчитали их более 500 штук, 170 видов!
Далее: я буду озаглавливать только те картины, которые называются как-то иначе, чем «Три грации».
Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Altere, 1472 - 1553, Франкония - Германия)
Ганс Бальдунг, он же Грин (Hans Baldung aka Grien, 1480-1485 - 1545, Германия)
Видите - здесь они по-другому стоят.
Да ещё амурчики Венерины под ногами болтаются.
Зачем-го гуся, да ещё скрипку какую-то притащили...
Рафаэль (Raphael, Raffaello Sanzio of Urbino, 1483 - 1520)
Золотые шары в руках граций символизируют совершенство.
Купидон и три грации
Франческо Приматиччо по прозвищу Болонец (Francesco Primaticcio il Bologna, 1504 - 1570, Италия)
Аглая, Талия и Ефросина
Хариты перечислены несколько в ином порядке - обычно Ефросина, Аглая и Талия.
Джованни Баттиста Нальдини (Giovanni Battista Naldini, 1535 - 1591, Флоренция, Италия)
Якопо Дзуккки (Jacopo Zucchi, 1540 - 1596, Италия)
Франческо Морандини по прозвищу Иль Поппи (Francesco Morandini aka Il Poppi, ок. 1544 - 1597, Италия)
Ханс фон Аахен (Hans von Aachen, 1552 - 1615, Нидерланды)
Корнелис Корнелиссен (Cornelis Cornelissen или Cornelis van Haarlem, 1562 - 1638, Нидерланды)
Аллегорическая сцена с тремя грациями
Аннибале Карраччи (Annibale Carracci, 1560 - 1609, Италия)
Грации украшают Венеру
Дик де Равестейн (Dirk de Quade van Ravesteyn, 1565 - 1619, Нидерланды)
Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577 - 1640, Фландрия - Нидерланды)
Обучение Марии Медичи
В январе 1622 года в Париж был вызван уже знаменитый к тому времени Петер Пауль Рубенс, который должен был написать серию из 24 полотен, описывающих жизнь Марии Медичи, королевы-регента Франции. Три года титанической работы - и великому фламандскому мастеру удалось написать цикл картин, на которых жизнь Марии представляется чередой счастливых событий с непосредственным участием античных богов и богинь.
На картине «Обучение Марии Медичи» героиня склонилась перед Минервой (Афиной), богиней мудрости, наук и искусств. Рядом - помощники в учении: Орфей, Меркурий (Гермес) и три Грации. С 1685 года фигуры Граций на картине всегда были скрыты занавеской - из «охранительных», а по сути - ханжеских соображений, и почти 200 лет обнаженные Хариты скромно прятались за тканью. Когда картину в конце XIX века наконец открыли, разница между освещенной и затемненной частью была так заметна, что полотну потребовалась тщательная очистка и реставрация.
На картине «Прибытие Марии Медичи в Марсель» молодая героиня сходит с корабля, а над ней изображена Фама, она же Осса - богиня молвы и славы, которая несет радостную весть ее супругу. Ну и три Грации, изрядно отъевшиеся согласно рубенсовским вкусам, тут как тут.
Прибытие Марии Медичи в Марсель
Алессандро Варотари, он же Падованино (Alessandro Varotari, 1588 - 1648, Италия)
Ян Брейгель Младший (Jan Bruegel II, 1601 - 1678, Фландрия)
Франческо Фурини (Francesco Furini, ок.1603 - 1646. Италия)-
Ян Герритц ван Бронкхорст (Jan Gerritsz van Bronckhorst, 1603 - 1661, Нидерланды)
Пьетро Либери, он же Либертино (Pietro Liberi, 1605 - 1687, Италия)
Грации обучают Амура
Венера в окружении трёх граций
Франс Ваутерс (Frans Wouters, 1612 - 1659, Фландрия - Нидерланды)
Николо Бамбини (Niccolo Bambini, 1651 - 1736, Италия)
Жан-Батист ван Лоо (Jean-Baptiste van Loo, 1684 - 1745, Франция)
Жан-Этьен Лиотар (Jean-Etienne Liotard, 1702 - 1789, Швейцария)
Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 - 1770, Франция)
Шарль-Андре ван Лоо (Charles-Andre van Loo, 1705 - 1765, Франция)
Антонио Дзукки (Antonio Pietro Francesco Zucchi, 1726 - 1795, Италия)
Анакреон приносит жертву трём грациям
Анакреон, или Анакреонт - греческий поэт. А Хариты дружили с Музами - вот, с этим расчётом он, видимо и ублажал их...
Жан-Франсуа Жанине (Jean-Francois Janinet, 1752 - 1814, Франция)
Андреа Аппиани (Andrea Appiani, 1754 - 1817, Италия)
Юнона, одеваемая грациями
Помним: Юнона - это на самом деле Гера, Зевсова супруга.
Жан-Батист Реньо (Jean-Baptiste Regnault, 1754 - 1829, Франция)
Жан-Батист Реньо (Jean-Baptiste Regnault, 1754 - 1829, Франция; приписывается)
Антонио Канова (Antonio Canova, 1757 - 1822, Италия)
Танцующие грации и Амур
Три танцующие грации
Этьен-Шарль Леге (Etienne-Charles Leguay, 1762 - 1846, Франция)
Три грации и амур, натягивающий лук
Анн-Луи Жироде-Триозон (Anne-Louis Girodet de Roucy-Trioson, 1767 - 1824)
Три грации, танцующие под звуки лиры Аполлона
Натале Скьявони (Natale Schiavone, 1777 - 1858, Италия)
Уильям Этти (William Etty, 1787 - 1849, Великобритания)
Фердинанд Георг Вальдмюллер (Ferdinand Georg Waldmuller, 1793 - 1865, Австрия)
Три грации, увитые гирляндами из роз
Дитрих Вильгельм Линдау (Dietrich Wilhelm Lindau, 1799 - 1862, Германия)
Жюль-Жозеф-Гийом Бурде (Jules-Joseph-Guillaume Bourdet, 1799 - 1869, Франция)
Неизвестный художник школы Жака-Луи Давида, Франция
Марс, разоружаемый грациями
Уильям Эдвард Фрост (William Edward Frost, 1810 - 1877, Британия)
Анри-Пьер Пику (Henri Pierre Picou, 1824 - 1895, Франция)
Два мальчика, представляемые Диане, и три грации позади них
Филипп Парро (Philippe Parrot, 1831 - 1894, Франция)
Карой Лотц (Lotz Karoly, 1833 - 1904, Венгрия)
Й. Козани (J. Kozany, XIX век, годы жизни неизвестны, Венгрия)
Римский солдат и три грации
Эдвард Коли Бёрн-Джонс (Edward Coley Burne-Jones, 1833 - 1898, Британия)
Де Скотт Эванс (De Scott Evans, 1847 - 1898, США)
Чезаре Агостино Детти (Cesare Agostino Detti, 1848 - 1914, Италия)
Адольф Лялир (Adolphe Lalire, 1850 - 1933, Франция)
Гастон де Латуш (Gaston de Latouche, 1854 - 1913, Франция)
Ловис Коринт (Lovis Corinth, 1858 - 1925, Германия)
Гуго Лёффлер (Hugo Loffler, 1859 - 1935, Германия)
Три грации на лугу
Карл Массман (Carl Massmann, 1859 - 1929, Aвстрия)
Вильгельм Сюс (Wilhelm Sus, 1861 - 1933, Германия)
Фабио Фабби (Fabio Fabbi, 1861 - 1946, Италия)
Пауль Шад-Росса (Paul Schad-Rossa, 1862 - 1916, Германия)
Три грации и пастух
Эдуард Ансен-Хофман (Eduard Ansen-Hofmann, 1862 - 1955, Австрия)
Эмиль-Рене Менар (Emile-Rene Menard, 1862 - 1930, Франция)
Артур Боуэн Дэвис (Arthur Bowen Davies, 1863 - 1928, США)
Жан Франсис Обюртен (Jean Francis Auburtin, 1866 - 1930, Франция)
Три грации острова Поркероль
Коломан Мозер (Koloman Moser, 1868 - 1918, Австрия)
Эммануэль Бернер (Emmanuel Michel Benner aka Many, 1873 - 1965, Франция)
Венера, появляющаяся перед грациями
Пабло Пикассо (Pablo Picasso, 1881 - 1973, Испания)
Три грации (работа 1925 г.)
Джозеф Франклин Кершоу (Joseph Franklin Kershaw, 1884 - 1917, Британия)
Мирослав Кралевич (Miroslav Kraljevic, 1885 - 1913, Хорватия)
Станислав Журавски (Stanislaw Zurawski, 1889 - 1976, Польша)
Люк Лафне (Luc Lafnet, 1899 - 1939, Бельгия)
Ирина Дмитриевна Штанге (1906 - 1991, Россия)
Рафаэль Сабалета Фуэнтес (Rafael Zabaleta Fuentes, 1907 - 1960, Испания)
Доротеа Таннинг (Dorothea Tanning, 1910 - 2012, США)
Бела Цене (Bela Czene, 1911 - 1999, Венгрия)
Габриэль Портолес Аскасо (Gabriel Portoles Ascaso, 1930, Испания)
Марта Майер Эрлбейкер (Martha Mayer Erlebacher, 1937 - 2013, США)
Ричард Барбер (Richard F. Barber, 1942 - 2011, Британия)
Ангелос Панайоту ((Angelos Panayiotou, 1943, Греция)
Бруно ди Майо (Bruno Di Maio, 1944, Италия)
Данкан Ханна (Duncan Hannah, 1952, США)
Олег Николаевич Сергеев, 1956, Россия
Элси Расселл (Elsie Russell, 1956, Франция - США)
Бернардо Торренс (Bernardo Torrens, 1957, Испания)
Мои три грации
Михаил Анатольевич Полетаев, 1959, Россия
Джон Веллингтон (John Wellington, 1961, США)
Фреди Хименес (Fredy Jimenez, 1961, Венесуэла)
Питер Д'Алессандри (Peter D'Alessandri, 1963, Британия)
Пиктор Мульер Санчес (Pictor Mulier Sanchez, 1964, Испания)
Три грации XXI века
Филип Жако (Philippe Jacquot, 1966, Франция)
Ивонн Жанетт Карлсен (Yvonne Jeanette Karlsen, 1966, Норвегия)
Небойса Дуранович (Nebojsa Duranovic, 1968, Сербия)
Роджер Янсен (Rogier Janssen, 1970, Нидерланды)
Три грации и видеокамера
Три грации и мрамор
Три грации на Балтике
Сеидаи Тамура (Seidai Tamura, 1971, Япония)
Сергей Павлович Маршенников, 1971, Россия
Эдуард Зенцик (Eduard Zentsik, 1975, Эстония)
Агита Кейри (Agita Keiri, 1978, Латвия)
Анастасия Игоревна Хохрякова, 1980, Россия
На этом завершается очередная глава «Ретроспективы», где мои уважаемые читатели имели возможность познакомиться с тремя очаровательными богинями, пусть и не относящимися к первому ряду античного пантеона, но зато обладающими многочисленными добродетелями и обворожительной внешностью. А красота - она, как известно, спасёт-таки в конце концов мир!
А на прощание пожелаю читателям благомыслия, радости, изобилия - именно того, что привносили в жизнь наши сегодняшние героини. До новых встреч!
К оглавлению Оглавление по рубрике «Ретроспектива»