Сегодня мы отдохнём от французов - я ведь обещала через каждые четыре «французских» поста делать своего рода «перебивку» и публиковать что-нибудь, вносящее разнообразие. А тематика сегодняшней публикации весьма сильно диссонирует с салонным французским академизмом, коему большей частью были посвящены последние главы нашего обзора, так что контраст будет налицо.
156. Россия: советский соцреализм-I
Римская цифра I в подзаголовке означает, что тема будет продолжена ещё в одной публикации - не сразу, конечно, а через очередные четыре «французских», как и договаривались.
В разное время у меня были тематические публикации:
часть 34 - Россия: деревенская жизнь,
часть 62 - Россия: на берегу моря и
часть 83 - Россия: в городском интерьере, где, среди прочих, были представлены и советские соцреалисты, и их творчество. Дублировать картины оттуда я не буду (за исключением, так сказать, «полных собраний» отдельных художников), так что читателям, интересующимся данной темой, я рекомендую прогуляться по приведенным ссылкам.
Порядок представления художников в этой теме будет отличаться от принятого ранее (от старшим к младшим). В первой части будут представлены художники, творившие, в основном, в довоенный период, а во второй - жившие и работавшие несколько позже; те, у которых большая часть работ относится к 50-80-м годам XX века. Но это деление приблизительно: скажем, Дейнека и Самохвалов, да и ряд других художников-соцреалистов прожили довольно длинную творческую жизнь, поэтому в подразделах, посвященных их творчеству (чуть выше я их нескромно назвала «полными собраниями»), будут картины и 20-х, и 60-х годов. Вообще, все картины я старалась датировать - ведь на самом деле в нашем случае год написания картины имеет существенную роль. Одно дело - послереволюционные и НЭПовские годы, другое - 1930-е и послевоенные, и совсем иное - 1950-е - 80-е.
Прежде чем приступить к просмотру картин, попробуем разобраться, что же это такое - соцреализм. Итак: социалистический реализм - это художественный метод литературы и искусства, в том числе, безусловно, и изобразительного. Не стиль живописи или графики, не отдельный жанр, а именно метод. Соцреализм должен был эстетически выразить концепцию мира и нового человека, принятую за основу при построении коммунизма в СССР. Главные принципы соцреализма - это народность, идейность и конкретность. Последнее особо важно в живописи: никаких метафор или абстракций! Только конкретика!
Художники, жившие в советскую эпоху, при том, что они вполне вписывались в тогдашние реалии, всё же были, в общей массе, идеологически и эстетически более, скажем так, плюралистичны, чем комиссары с горящими глазами или позднесоветские сухари-охранители. Им, художникам, ничто человеческое было не чуждо. И изображать они хотели не только и не совсем то, что соответствовало концепции человека коммунистического будущего. Но приходилось вписываться в существующие рамки и пытаться совмещать, казалось бы, «вещи несовместные», то есть и обнаженную натуру, и пафос строительства новой жизни. И многим удавалось впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань». Видимо, путём проб и ошибок художники раннесоветского периода пришли к набору микротем, где «ню» было разрешено, а местами даже приветствовалось. Это: производственная, спортивная тематика (уже упомянутые Дейнека и Самохвалов), купание в реке или море - здесь, конечно, нет особой патетики, но советский человек - он имеет же право на отдых, или нет?! Сюда же относятся банные сюжеты. Ещё одна довольно распространенная тема советского «ню» - модель в студии. Ну, это же ведь трудовые будни художника, да и модели тоже! - видимо этот аргумент срабатывал, и такие картины вполне себе выставлялись.
Я чуть выше отметила, что кое-какая тематика «ню» даже приветствовалась в довоенный советский период. Так вот, это именно то, что сейчас и у нас, и во всём мире категорически не приветствуется, а именно изображение обнаженных тел юношей и девушек пубертатного возраста - нынче художников Чернышева, Самохвалова, Пахомова, Тимошенко и других, глядишь, «хранители нравственности» (на которых, впрочем, в большинстве случаев, как говорится, «пробы негде ставить») - ещё бы и в педофилии обвинили. А в 1920-е - 30-е годы в среде пионеров и школьников всячески поощрялись с одной стороны - отметание старых предрассудков, а с другой - культ здоровья, связанный с купанием, загаром, здоровым телом. «Нет на земле прекраснее одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи». Даже речёвка пионерская была такая: «Голым - телом - встретим - лето! Наша одежда - только трусы!..» Так что художники-соцреалисты не считали зазорным изображать пионеров и комсомольцев, предающихся оздоровительным и спортивным процедурам в виде, как тогда считалось, вполне подобающем для юных строителей коммунизма.
Первым из художников, кого я сегодня хочу представить уважаемым читателям будет
Николай Михайлович Чернышев (1885 - 1973)
Первая из его картин, скажем так, не совсем соцреалистична. Но - обратите внимание на год...
Венера 1918 года
Холодный день, 1927
Модель на желтом, 1924
На пляже, 1926
Выбегающая из воды, 1927
Купальщицы, 1934
Купание на закате, 1958
Глядя на полотна художника, который будет представлен ниже, на мускулистые тела героев и мощные ягодицы героинь его картин, зритель проникался убеждением - социалистическое отечество в надёжных руках! И - да! - коммунизм непременно будет построен! Эти произведения искусства совершенны, как и люди на них изображенные. Если бы не было соцреализма, его стоило бы выдумать ради него одного. Любуемся, восхищаемся и удивляемся:
Александр Александрович Дейнека (1899 - 1969)
Две натурщицы, 1923
Лежащая натурщица. Автолитография 1927
Натурщица перед зеркалом, 1928
Мальчики, выбегающие из воды, 1930-35
Акробаты, 1931
На балконе, 1931
Утренняя зарядка, 1932
Игра в мяч, 1932
Полдень (сон), 1932
Полдень, 1932
Мать, 1932
Натурщица, 1932
Утро, 1933
За занавеской, 1933
Купающиеся девушки, 1933
Донбасс. Обеденный перерыв, 1935
Ночь, 1935
Эстрадный танец, 1935
Эcтрадный танец. Бурлеск, 1935
Натурщица, 1936
Будущие летчики, 1938
Бегущие девушки, 1941
После боя, 1944
Утро. Эскиз одноимённой мозаики, 1947
Утро. Мозаика, 1949
Девушка, завязывающая платок на голове. Эскиз картины <Купальщица>, 1951
Купальщица, 1951
Натурщица, 1951
Натурщица, 1951
Купальщицы, 1952
Натурщица, 1952
Лежащая натурщица, 1953
Лежащая с мячом, 1954
Рисунок для мозаики «Хорошее утро», 1959-60
Хорошее утро. Мозаика, 1959-60
Следующая картина имеет непосредственное отношение к А.А. Дейнеке. Год написания установить не удалось.
Александр Осипович Барщ (1897 - 1971)
Обнаженная в мастерской А. Дейнеки
Ещё один корифей соцреализма:
Александр Николаевич Самохвалов (1894 - 1971)
Две женщины, 1916
Обнаженная с полотенцем, 1920-е
После бани, 1927
Трое - этюд к неосуществленной картине «Радость жизни», 1928
Четыре следующие картины - это также этюды к той же самой неосуществленной картине «Радость жизни».
Девушки, 1928
Девушка в полосатом купальном костюме, 1928
Девушка в черном купальнике, 1928
Девочка с полотенцем, 1928
«Девочку с полотенцем» Самохвалов повторил через 34 года.
Девочка с полотенцем, 1962
Юноши на пляже, 1928
Девушка на берегу в красной косынке, 1934
Перед душем (из серии Метрострой), 1934
На стадионе, 1934
После кросса, 1934-1935
На теннисной площадке. Девушка с ракеткой. 1935
Натурщица (с желтым покрывалом), 1940
Обнаженная. Этюд. 1947
Обнаженная модель, 1958
На пляже, 1960
На пляже, 1964
Стоящая обнаженная со спины, 1965
Виталий Гаврилович Тихов (1876 - 1939)
Купание, 1930-е
Обнаженная на кухне
Петр Петрович Кончаловский (1876 - 1956)
Обнаженная Б.
Дементий Алексеевич Шмаринов (1907 - 1999)
Летом. Обнаженная, 1939
Следующего художника называли «певцом пионерского детства».
Алексей Федорович Пахомов (1900 - 1973)
Купальщица, 1927
Купание краснофлотцев с борта корабля, 1933
У Петропавловской крепости, 1934
Возле Петропавловской крепости, 1934
Сестры, 1934
Девушка на солнце, 1934
Девушка на солнце,1934
Девочка на солнце, 1934
Две девочки, 1934-35
Две девочки, 1935
На солнце, 1934
На солнце, 1935
Пионеры на море, 1934
Пионеры у моря загорают, 1935
Обложка журнала «Костер», 1939
Можете себе представить подобную обложку детского, да что там - любого журнала в наше время?
Ещё одна художница, которая специализировалась, в основном, на пионерской теме.
Лидия Яковлевна Тимошенко (1903 - 1976)
Девушки с полотенцами, 1933
Девочка в воде, 1934
Купание (этюд), 1934
Купание, 1934
Купающиеся пионеры (этюд), 1935
Купание, 1935
На Дону, 1938
День, 1965
Вечер, 1965
День творения, 1967
Ещё на пионерскую тему. Здесь пионеры какие-то уже совсем великовозрастные, да еще и разнополые. И вообще в чём мать родила...
Николай Петрович Секирин (1899 - 1962)
Пионерский лагерь. Купание. 1927
Даты жизни следующего художника установить не удалось.
Сергей Владимирович Олейников
Две картины с одним названием - «На пляже», обе 1929 года.
И в завершение первой части обзора по советскому соцреализму - вот такой позитив.
Владимир Иванович Люшин (1898 - 1970)
Две девушки на морском берегу, ок. 1950
На сегодня - всё. Дальше опять возвращаемся к Франции. А вторая часть соцреализма, как я уже информировала выше, будет в 161-м посте.
К оглавлению Локальное оглавление по российским художникам