Никогда не думал, что придется копаться в истории и значении эсперанто, но, весьма заинтересовавшись историей всемирного языка ОМО, созданного и пропагандируемого в Екатеринбурге - Свердловске в 1910-1920-х гг., неизбежно пришел к выводу что для понимания ОМО и выяснения причин его поддержки местными властями без экскурса в эсперантистские дела не обойтись.
Текст ни в коей мере не претендует на истину в последней инстанции, это всего лишь приглашение к заинтересованному читателю задуматься чем было и продолжает быть эсперанто и почему в СССР эсперанто то получало государственную поддержку, то оказывалось под запретом.
Будет несколько постов. Фотографии, если это не будет особо оговорено, книг и вещей с моей коллекции всякой фигни.
Эсперанто чаще всего воспринимается как благородное чудачество энтузиастов, но быстрое распространение этого языка свидетельствует скорее о целенаправленной поддержке и немалых денежных вливаниях на протяжении десятилетий. Намеренно забывается или умалчивается, что эсперанто никогда не был исключительно лингвистическим проектом. Организаторы эсперантистского движения, прежде всего сам Заменгоф, просто скрывали свою религиозную концепцию, не уверенные что ее примут благосклонно. Это признано Заменгофом в его статье 1906 года (доступна в русском переводе
http://homarano.narod.ru/Windows/homar_r.htm#%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A5%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0 ), когда основатель счел, что эсперантское движение достаточно окрепло, чтобы переходить к новой фазе и можно выступить с религиозным манифестом открыто.
При этом изначально Заменгоф рассматривал в качестве носителей своего учения исключительно евреев - концепция гиллелизма
http://www.esperanto.mv.ru/Hilelismo/hilelismo_m.html но потом все же допустил расширение общины новой религии, куда теперь могли вступать люди самых разнообразных национальностей и вероисповеданий.
Классическая схема секты или тайного общества - сперва приглашают просто общаться и изучать интересный язык, с которым обретешь многожество друзей по всему миру. И лишь постепенно до неофита доносят, что помимо эсперанто неплохо бы принять определенную систему взглядов, а потом и особую религию - Homaranismo . А потом милости просим в хомаранский храм, где за все хорошее против всего плохого.
О насаждении восприятия Заменгофа именно как пророка свидетельствуют открытки первой трети XX века. У меня таких нет, поэтому помещаю фотографии с аукциона "Мешок".
Другой вариант.
Символом эсперантистского движения стала зеленая звезда. Именно по ней можно было определить эсперантиста среди обычных граждан.
Вот прекрасный петличный знак, на мой взгляд довоенный, который хорошо отражает суть эмперанто - в глаза не бросается, очень скромных размеров (диаметр самого знака 0,8 см, длина с иглой 4 см) - но как тщательно сделан и проработан, для внимательного взгляда многое скажет, а профан просто не обратит внимания
Крайне интересен вопрос связи эсперантистов с революционным движением. Вряд ли эта связь ограничивалась схожестью символики звезды. Хотя движение на словах выступало за не-участие в политической борьбе, по факту эсперантисты оказались замешаны в самой разнообразной политической борьбе - от попытки создания своего государства Amikejo в нейтральной зоне Мореснет (интересный район Европы -
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%82 этакая самодельная Швейцария) до участия эсперантистов в Третьем Интернационале в качестве самостоятельной секции.
Особый интерес представляет по сути одно из последних публичных обращений Заменгофа - Воззвание к дипломатии по поводу устройства послевоенного мира. Опубликованное в 1915 году это фактически политическое завещание основателя своим последователям как должен быть устроен мир. На русском языке, судя по всему было только одно издание, правда какое - в Саратове в 1918 году. Уже время публикации свидетельствует что эсперантисты этот текст сочли действительно крайне важным. В Саратове с начала века активно вел пропаганду эсперанто и собрал крупнейшую эсперантистскую библиотеку армянин Георгий Карпович Давыдов - его библиотека и указана в качестве издателя.
Удалось обрести экземпляр, так как текст небольшой но важный, книжку сфотографировал полностью.
Заменгоф крайне прост в своем утверждении и мы видим что озвученные им идеи вовсю применяются в современном Евросоюзе. Ни у какого народа, ни у какой народности нет права на некую свою землю. Не должно быть разницы являешься ли ты потомком коренных обитателей или понаехал - страна принадлежит всем одинаково, все вольны говорить на желаемом языке и исповедовать желаемую религию. Так что приехали мусульмане в Германию - это их страна в одинаковой степени морально и самое главное материально что и собственно немцев. Необходимо убрать любые наименования стран и регионов по какой либо национальности. В Европе должны быть созданы Соединенные штаты Европы, при этом правительства сохранившихся европейских стран ответственны перед Постоянным всеевропейским трибуналом. В общем Заменгоф и воплощенный Евросоюзом дивный новый мир. Но намного раньше чем европейцам объяснили что у них нет никакого права на собственную страну русским. Собственно в 1918 году и принялись объяснять. И в этом эсперантисты активно поучаствовали.
Продолжение последует