Из "Уральской жизни" 1904 года: нижнетагильский ужас, секта ильинцев и брак у староверов

Aug 07, 2018 21:33

Еще три интересные статьи - ритуальные убийства детей на Нижнетагильском заводе, секта иеговистов - ильинцев и проблема брака у староверов.

УЖ № 126 (8 мая) С.3.









Страшная история и весьма характерна позиция писавшего. Злодейства происходят при любых властях, и убийства отнюдь не связаны с давно минувшей эпохой крепостничества, приплетенной для нагнетания мрачной атмосферы прям тотального кошмара нижнетагильского существования. Тем более что нижнетагильцы у Демидовых жили хорошо, завод богатый и народ зажиточный, хватало людей образованных и просвещенных. Также нельзя обвинять и староверов в столь жутких нравах. Не были конечно кержаки примерными гражданами - и разбойничали и деньги фальшивые делали и беглых укрывали, вообще навострились следы путать и скрывать, уже века практики как скрытно от всех посторонних жить. Властям не доискаться было до их дел, тут же тела убитых спрятаны крайне плохо. Да и не в обычаях староверов такие убийства на ритуальной почве: по торговым и заводским делам - привычное дело, по вопросам веры - просто святое. Но детей? Порвали бы свои в клочья, никакие деньги и связи бы не спасли. Собственно и статья заканчивается указанием на конкретную старуху, к чему были стенания автора о крепостничестве и староверах, о диких невежественных тагильцах?
Тут конечно другая проблема. В народе действительно были секты черные, сказки о добродетельном поголовно населении рассказывать не стоит, помимо Руси Святой хватало по лесам и всяким населенным пунктам народу страшного, добровольно и усердно творящего зло. Власти были склонны все преступления связывать со староверами - мол чего они таятся и скрываются, явно замышляют погубить честной народ, сами злодеи явно тоже стремились под кержаков подделаться - объяснение готовое, почему нелюдимы и свои занятия скрывают, при обилии толков среди староверов это имело смысл - и не совсем свой, чтобы к тебе лезли в дела, но и не совсем чужой - о полицейской облаве предупредят, кого подкупить подскажут, что или кого ты там в телеге возишь - не поинтересуются, властям не сдадут.

УЖ № 62 С.3 Статья о радикальной секте ильинцев, возникшей на Урале в 1846 году. При яром радикализме ильинцы выжили и при царях и при советах. Информации о них крайне мало, секта до сих пор существует, но крайне закрытая, ее пропаганда странным образом появляется в разных городах, причем не указано как с ними связаться или как получить еще информацию об их учении http://www.k-istine.ru/sects/other/sion_news.htm  Надо отметить, что сам пару раз в почтовом ящике находил скромные брошюрки с  весьма неожиданными трактовками христианства и Урала - видимо это и есть издания ильинцев.







Еще она статья весьма интересная - о браке у староверов. Совершенно не понимают теперь люди, насколько были плохи отношения староверов и власти. Тема крайне сложная и деликатная. Если кратко и сильно упрощенно, то для староверов династия Романовых - это узурпаторы, грабители и убийцы, выгнавшие их из родных мест, ограбившие их святыни, убившие почитаемых вождей. Староверов грабили и убивали веками, периоды довольно мирного сосуществования с властью снова и снова сменялись жесточайшими гонениями и вполне памятны были репрессии, что обрушил на староверов Николай I, - то есть на дедов и отцов живущих в начале XX века людей. Вплоть до 1905 года сохранялись законодательно тяжкие для староверов  правительственные постановления и запреты. То есть власти обижали и плевали в душу десяткам миллионов русских, виновных, с точки зрения староверов, лишь в сохранении святой чистой веры предков. Не удивительно, что революционеры находили у староверов всяческую поддержку. Того же Свердлова прятали в Екатеринбурге вовсе не рабочие - а староверческие купцы, второй женой его стала К.Т. Новгородцева из семьи почтенных визовских купцов - и родня ее столь радикального нового родственника поддерживала и прятала от полиции.
Надо однако взглянуть на дело и с точки зрения властей. В стране десятки миллионов партизан, власти враждебных изначально и готовых царское семейство с чиновниками видеть развешанными на осинах. Под откосы поезда еще не пускают, но вредят как могут - налоги не платят, деньги подделывают, поддерживают и укрывают преступников и т.д. Любые уступки староверам приводят лишь к усилению их силы (итак немалой, у староверов купцы-миллионщики, спаянные общины, хорошие давние связи с частью аристократии, сильное влияние на армию, спасает власть до поры лишь то что и внутри староверов разногласия сильнейшие и единым согласованным фронтом они не выступают), но совершенно не смягчают требований. Удовлетворить которые в полной мере - то есть разогнать официальную церковь и всей страной вернуться к дониконианской вере - категорически невозможно. Что делать -  непонятно.
Николай II пошел навстречу просьбам староверов - в итоге испортил отношения с официальной церковью, для которой староверы смертельные враги, но и не получил безусловной поддержки староверческой верхушки, оставшись врагом, лишь вернувшим под угрозой силы часть ранее отобранного.
При этом все конечно не было столь однозначно полярным. Были староверы, остававшиеся верными царям и государству, были чиновники, стремящиеся староверов поддержать и с ними договориться по людски, контакты верхушки староверов с правительством никогда не прекращались. Но раскол не заживал, что сыграло страшную роль после переворота. Террор красных против православных священников и их семей не прошел бы наверно так легко для исполнителей, если бы сама православная церковь ранее  не преследовала и не губила священников староверческих согласий. Если тех пастырей Божьих можно было прилюдно арестовывать, преследовать, ссылать - какой пример подавался? Гибель Романовых именно на сильно староверческом Урале тоже не случайна - там симпатий к ним ожидаемо меньше. Но зло, вернувшееся бумерангом царской династии и церкви, не могло принести счастья и староверам - которые при советах хлебнули горя с лихвой, добрым словом царя поминали да поздно было.
УЖ №66 С.3






Романовы расстрел царской семьи, Урал, история Урала

Previous post Next post
Up