Чем так хороша католическая духовность (моё восприятие)

Oct 30, 2013 01:07

Помню лекции профессора МДА Осипова А.И по сравнительному богословию.

Умнейший вроде бы человек, но, когда он начинает рассуждать о католической духовности, ему словно "крышу сносит" - он хихикает и несёт такую "пургу", что невольно задумываешься: "А в своем ли он уме?" Однако, не зря говорится, что Бог способен даже зло обратить во благо. Если бы я в свое время не услышал эти странные и нелепые рассуждения православного богослова о Католичестве и не взялся бы проверять на своем опыте их правдивость, то это самое Католичество скорее всего так бы и осталось для меня малоинтересной "религией поляков и всяких других иностранцев". Так что, спасибо большое Вам, уважаемый Алексей Ильич Осипов!

Католическая духовность - что же в ней такого я нашел и чем она отличается от православной? Мне часто задавали этот вопрос. И я рискну сейчас ответить на него. Хочу сказать сразу: это не обливание грязью РПЦ, а высказывание моего ЛИЧНОГО (вполне может быть, что субъективного) вИдения ситуации. Поэтому ругать меня или предъявлять претензии - бессмысленно. Я всего лишь высказываю свое личное мнение, на которое имею право, данное мне Конституцией РФ и Господом Богом.

Итак...

Сегодня на утренней Адорации (поклонении Пресвятым Дарам), которую вел салезианец отец Аркадий, я услышал от него удивительные слова (передаю смысл по памяти): "А теперь давайте помолимся за Папу Франциска и за Патриарха Кирилла, чтобы они были мудрыми пастырями вверенных им душ".
Никогда в православных храмах я не слышал (даже на молебнах): "А теперь давайте помолимся за Папу Римского". По мнению диакона А. Кураева, молиться с инославными или за инославных  - это значит сказать: "всё равно как верить". Но я не согласен с такой позицией. Никто не говорит, что всё равно как верить. Отец Аркадий просто помолился о том, чтобы главы Католической и Православной Церкви мудро управляли бы своей паствой.
Молитва за ВСЕХ - это одна из отличительных черт католической духовности. А молитва за ВСЕХ - это ЛЮБОВЬ ко всем. А не только "к своим". Христос любил всех, когда жил на земле: и иноверцев, и грешников. За это его критиковали "благочестивые" иудеи, которые руководствовались многочисленными Правилами, Уставами и Постановлениями. То же самое сейчас происходит и в РПЦ: она руководствуется не Любовью, а Законом. В православном храме, думаю, у вас не примут записку "О здравии", если там будут имена католиков. А в католическом храме вы можете отдать записку за православных. И даже, по-моему, за атеистов (поправьте, если я ошибаюсь). И это правильно. Если я католик, то почему я не могу попросить Церковь помолиться за тех, кого я люблю? Даже если они православные. Бог любит и православных и католиков. А мы, люди, начинаем возводить стены. Православная духовность постоянно возводит стены, в этом ее отличительная черта. Вот есть Правило такое-то, согласно с которым нельзя то-то и то-то, и есть постановление такое-то, которое запрещает то-то и то-то. Это, господа, Ветхий завет, и главенство Закона, а не Любви. На главенстве Закона и построена православная духовность. Я не считаю это евангельской чертой. Скорее - иудейско-ветхозаветной.
В противовес, католическая духовность построена в первую очередь на Любви.
Вот отец Кшиштоф, салезианец, ученик дона Боско, руководитель Оратория на Филях (Москва). Он сказал мне, что к себе в Ораторий они берут ВСЕХ детишек: и православных, и мусульман, и католиков. Для сравнения: придите в какую-нибудь православную воскресную школу и скажите, что хотите записать в нее ребенка-католика. Почти уверен, что вам откажут.
Могу привести еще 100 примеров и долго рассуждать, но не стану вас утомлять. Лучше сразу резюмирую свои слова: на мой личный взгляд, если следовать православной духовности, то Христос должен был бы придти на землю к "благочестивым" законникам и фарисеям, которые являлись "правильными людьми" (и они действительно БЫЛИ ТАКИМИ с точки зрения иудаизма, основанного на Законе), а никак не к грешникам, мытарям, самарянам и прочему непонятному люду. Но Христос говорил с ними, Он жалел их, Он помогал им, и, думаю, молился за них. Потому что Христос жил Любовью, а не Законом. Вот и католическая духовность, поскольку основана на евангельской закваске, живет Любовью. А православная, заквашенная на ветхозаветных понятиях Закона, Наказания и прочего - она, как мне кажется, зачастую, далека от духа Евангелия. К счастью, не вся! Могу назвать такие имена, как отец Александр Мень, отец Георгий Чистяков, отец Александр Борисов, отец Владимир Лапшин, митрополит Антоний Сурожский - вот представители светлой, доброй, евангельской православной духовности. Увы - этих людей многие в Православной Церкви искренне ненавидят.

Резюме: когда меня спрашивают: "Чем тебе так близка католическая духовность?" - я отвечаю: "Тем, что она основывается на Евангелии".

P.S вторую часть моих размышлений о евангельском и радостном духе католической духовности читайте ТУТ.

Католическая Церковь, Евангелие, католическая духовность, Новый Завет, духовность, духовная жизнь, Православная Церковь, Христос

Previous post Next post
Up