Только-только вышел новый роман Чудиновой «Победители». У меня с этим автором отношения сложные. «Мечеть Парижской богоматери» нравится и я ее горячо рекомендую к прочтению. Трилогия «Лилия», «Ларец» и «Декабрь без рождества» у меня не пошла.
В романе рассказывается история Елены Чудиновой (да-да, главный герой - сам автор), которая живет в 1984 году в Российской империи. В этом мире Петроград был взят белыми войсками, Колчак стал правителем России и в конце концов восстановил монархию. Реставрированы они и практически во всех странах Европы. Правда, скандинавские страны здесь считаются несколько ущербными. Они ведь протестантские, а не православные и не католические. Вы скажите, что на этом основании нельзя считать людей ущербными? Вот вы не можете считать. А Чудинова может. В романе вообще таких «чудес» много.
Ужасно раздражает подленькая мелочность автора. Дети иной раз представляют себе как на обидчика сваливаются разные беды, и радуются. А вот сейчас Вася, который ударил меня совочком, заболеет ангиной и ему нельзя будет мороженое есть. А Маша, которая не дала мне куклу, споткнется и коленку разобьет. Обычно это годам к 10 проходит. У Чудиновой не прошло. Она с редкой мстительностью описывает что случилось в параллельном мире с ее «врагами». А вот Ленина и Дзержинского казнят. Ой, как хорошо! А вот Крупская будет жить за границей в нищете. Так ей и надо! Детский сад, честное слово.
Знаете почему Гюго - великий писатель, а Чудинова великой никогда не будет? Виктор сумел создать объемные сложные характеры. Он показал, что твой враг - не обязательно мерзавец. Один из самых запоминающихся его образов - маркиз де Лантенак. У Чудиновой герои плоские. Хорошие - значит совсем белые и пушистые. Плохие - так все поголовно негодяи. Обычно такое видение мира бывает либо у детей, либо у фанатиков. Писательница, увы, давно вышла из детского возраста…
Гражданская война - вещь интересная, но жуткая и сложная. Белые и синие, красные и белые, тут у всех была своя правда, имеющая право на существование. А Чудинова встает на сторону белых с фанатизмом, достойным иного применения. Большевики у нее - просто представители ада. Знаете, мне не очень нравилась советская власть. Я успела ее застать в полной мере. Но сказать, что у нее были лишь плохие стороны, - это значит сильно погрешить против истины. Я не могу утверждать, что все было прекрасно в Российской империи. Отнюдь не все, не надо идеализировать. На пустом месте революции не происходят. В общем, как у почти каждой вещи тут есть свои плюсы и минусы. Мир цветной. Чудинова же видит его черно-белым.
Весь роман очень громко звучит хруст французской булки. Фуа гра, шабри гран-крю, барышня, мадемуазель... Чудинова упивается красивой жизнью, как раньше горничные и лакеи упивались романами про высший свет. Снобизм в романе просто из всех щелей лезет. Свобода студенческой жизни отмечена тем, что еду в квартире Нелли Чудиновой подавали не на подогретых тарелках. В конце 20-го века. Истинная свобода, да!
Книги нередко пишут от первого лица. Я только-только кончила читать «Апрель - жестокий месяц» Клода Куршея и страдаю: книга отлично написана. Рассказ ведется от лица Жана, который, осиротев, попал в приют, потом записался в армию на 5 лет и воевал
парашютистом в Бейруте. А по возвращении домой нашел свою любимую сестру в больнице… Так вот, там язык просто изумительный. Это образная, яркая, неправильная речь деревенского паренька, но паренька умного и наблюдательного. Я бы с радостью роман порекомендовала, но он вышел 30 лет назад и на русский не переводился.
«Победитель» также написан от первого лица, в результате чего как на ладони оказывается крайнюю инфантильность автора. Кто из нас не мечтал в 15 лет танцевать во дворце? А Чудинова и сейчас от мечты не отказалась: она в романе влюблена (взаимно, кстати) в русского царя, часто бывает на балах и приемах в Кремле и Зимнем, в 23 года прославилась на всю страну романом про гражданскую войну и получила за него орден. Во как! А также она умна не по годам, отважна, честна и преданна. А еще у нее есть служанка, которая убирает за ней разбросанные на полу чулки (не прокладки, и на том спасибо). Но почему-то вместо задуманной автором возвышенной нимфы я лично увидела другое: напыщенную, неряшливую, глупую, занудливую курицу. Почему не знаете, нет?
Кроме того, автора в романе чересчур много. Ну, если уж так хотелось рассказать о своих взглядах на проблемы, можно было написать эссе, поскольку «Победители» представляет собой исключительно описание тех кар, что постигли врагов Чудиновой и ее мечты о переустройстве мира. Достаточно бредовой, кстати, ибо поверить, что американцы выберут в короли Джона Кеннеди, это надо сильно головой о дерево приложиться. А вот действия тут не очень много, а главная героиня и вовсе крайне пассивна. Просто манекен ходячий.
В целом у меня сложилось впечатление, что книгу писал обиженный на весь белый свет ребенок. И что большевики были правы, взяв власть в свои руки. Знаете, все хорошо в меру. Ненависть - тоже. Был красный террор, но и белые постарались. Но первый в романе расписан - мало не покажется, а про второй момент - ни полслова. А когда автор дописался до того, что крематории - это жертвенные печи во славу советской власти... Как говорится, с такими друзьями монархизму и религии никаких врагов не надо. Я бы на месте коммунистов обратила внимание на этого автора и всячески его тайно подкармливала, чтоб писал побольше. Лучшего средства для дискредитации идеи восстановления монархии не найти.
Честно пыталась отыскать что-то хорошее. Ну, разве что неплохой язык и то временами, потому что автор периодически пытается писать штилем 100-летней давности. Но вот у Куприна получалось, у Брюсова получалось, у Бунина получалось. А у Чудиновой - не очень. Мир изменился и язык - тоже. И писать то современным языком, то скатываться на стиль, существовавший веком раньше, смешно. Ну, ладно, написано более-менее живенько. Читать можно, если мозги отключить. Но вам оно надо, отключать?
P.S. Если я вдруг когда-нибудь соберусь писать роман о войне в Алжире, напомните мне чтобы я не забыла назвать героиню своим именем. Да, и еще: обязательно выдам ее за Жана Сореля. Да. Буду мадам де Комбо-Рокбрюн, плохо что ли? И при этом я буду кинозвездой. Ах, балы, приемы, поклонники, бриллианты, букеты, шампанское... Слушайте, а при таком раскладе нужен мне какой-то Сорель? Он всего лишь шевалье. Да я за герцога замуж выйду! Чего мелочиться-то? Уж фантазировать так фантазировать! Чем я хуже Чудиновой?
P.P.S. Если кому вдруг нужно, отдаю «Победителей» за себестоимость: 277 рублей. (Отбой, уже отдала).
P.P.P.S. За наводку спасибо
zina_korzina.