Как известно, про актера Жана Сореля информации на русском языке мало, а интервью с ним так и вовсе ни одного нет. Я решила исправить ситуацию. Выражаю безмерную благодарность
mlle_anais, которая перевела текст с итальянского. Напечатано интервью было в газете «Il Giornale» 24 июля 2006 года.
"Цвета жизни" Стефано Реали (2005) был бы самым обычным телефильмом, если бы не Жан Сорель. Актёрам приходится сниматься то в сериалах, то в авторском кино. А Жан Сорель в общем актёр не телевизионный, он охотно возвращается на сцену: месяц назад в миланском "Театро Студио" он читал тексты о религии, отобранные Режи Дебре; сегодня вечером в Риме в базилике Максенция он примет участие в "Процессе Нерона" Коррадо в постановке Джорджо Феррары. Но славу Жану Сорелю принёс кинематограф: он единственный актёр, фильмы с чьим участием получили за три года двух Золотых львов: "Туманные звёзды Большой медведицы" Висконти (1965) и "Дневная красавица" Бунюэля (1967).
Господин Сорель, Висконти и Бунюэль были разными…
…Они жили в двух мирах, очень далёких друг от друга.
Однако оба работали с вами.
Встреча с Висконти была назначена у него дома. Я приехал, и мне говорят: "Маэстро у себя в комнате". Меня прошиб холодный пот. Но разговор был деловой.
Туманные звезды Большой Медведицы (1965).
А как было с Бунюэлем?
Меня нашёл продюсер "Дневной красавицы". Бунюэль на меня посмотрел в своем рабочем кабинете и меня утвердил.
И всё?
Спросил меня ещё, был ли я в Мексике.
Зачем?
Чтобы предупредить, что больше я туда поехать не смогу.
Как персона нон грата?
Нет, как рогоносец, потому что в фильме Денёв мне изменяет. "В Мексике, - сказал мне Бунюэль, - рогоносцев быть не может!" Он так себя вёл, что было понятно - его слова нельзя воспринимать серьёзно.
Дневная красавица (1967).
А Висконти? Он аристократ, и вы аристократ, урожденный Жан де Комбо-Рокбрюн.
В моей фамилии есть и ещё "де". Так что в кино я стал просто Жаном Сорелем.
В честь социалистического мыслителя Жоржа Сореля или в честь Жюльена, персонажа Стендаля?
Идея выбрать имя Сорель принадлежала моему агенту, она просто подбирала короткое имя.
В "Знаменитых любовных похождениях Генриха Четвёртого"( (I celebri amori di Enrico IV) Это итальянское название, французское: «Vive Henri IV, vive l'amour» -К-К) вы работали ещё с одним известным кинематографистом с двойной фамилией, Отаном-Лара…
Это было в 1961 году, его очень высоко ценили: успех "Красоты дьявола" был ошеломляющим. Он во время съёмок скакал туда-сюда за спиной оператора, сбивая с толку некоторых актёров. Тогда он распоряжался, чтобы натянули простыню, и продолжал метаться.
Вы из Марселя, как Паньоль, Фернандель и Гедигян. Когда вы оттуда уехали?
Перед тем, как город был оккупирован немцами. А в 1944 году мой отец, основавший газету "Либерте", погиб в бою. Он был парашютистом в голлистских войсках.
Вы тоже были парашютистом во время Алжирской войны.
В 1956-1957. Я начал сниматься после возвращения. Мне это нравилось больше, чем учиться. И моя мать меня изящно выставила из дома.
В "Дне шакала" Циннемана (1975) вы сыграли Бастьена-Тири, офицера, покушавшегося на де Голля в 1962 году.
Да. Семья Бастьена-Тири, расстрелянного за покушение, была против этого фильма. Поэтому мою роль сильно сократили.
День шакала. (1973)
В Риме живёт ещё один французский актёр благородного происхождения, бывший парашютистом в Алжире…
Да, Филипп Леруа-Больо. Мы познакомились в Париже после военной службы. Вместе приехали работать в Рим и остались друзьями.
Но вы потом покинули Рим.
Рим приветлив, когда ты редко в нём показываешься, если остаешься только на время съёмок; потом ты становишься ему безразличен.
Вы могли приехать не на студию "Чинечитта", а в палаццо Фарнезе, в качестве дипломата.
У меня и правда был дядя дипломат, и я подумывал поступить в Эколь Нормаль по его примеру.
Ваш французский язык всегда понятен, и на сцене и вне ее. Этого не скажешь о ваших современных коллегах.
Потому что курсы декламации остались в прошлом. Сегодня во французских фильмах говорят, как на окраинах, чтобы показать, что переселенцы вписались в культурную среду.
И совместных итало-французских культурных проектов больше нет.
Сегодня устраивают совместные французские проекты с итальянскими актрисами, живущими во Франции.
С женой, Анной Марией Ферреро, в Венеции в 1967 году.
Анна Мария Ферреро тоже итальянская актриса, живущая во Франции.
Моя жена оставила кинематограф после свадьбы.
Вы, а также Пол Ньюман и Джоан Вудвард, самая прочная актёрская пара.
Мы познакомились в Риме в 1961 году, на празднике в честь Мишель Морган, и тут же поженились.
Вы молодой человек тех времён. В чём ваш секрет?
Понимать что к чему… Относится с уважением, и анализировать.»
Лукино Висконти, Клаудиа Кардинале, Жан Сорель. 1965
P.S. В очередной раз думаю: хорошо, что есть люди с характером, которые могут отбросить условности и делать дело, которое им по душе. А то ведь вместо актера Жана Сореля жил бы сейчас где-то в Риме или Мадриде какой-нибудь чрезвычайный и полномочный посол де Шьёс де Комбо-Рокбрюн. А вместо Пьера Бриса, культового Виннету, мы бы знали (точнее, не знали бы) старого морского волка, адмирала Пьера-Луи Ле Бри.
P.P.S. Помню, была у меня голубая мечта: найти портрет Сен-Жюста в форме Национальной гвардии. Не сбылась. Теперь есть еще одна: отыскать фотографию Сореля в красном (ну, или синем) берете. Уж очень интересно, как это смотрелось.
P.P.P.S. Фотографии с женой без защитных знаков нет, увы. То есть, есть но за нее хотят какую-то запредельную цену: от 90 до 250 евро.
P.P.P.P.S. Про Жана Сореля можно прочитать здесь:
http://catherine-catty.livejournal.com/215664.html P.P.P.P.P.S. Интервью на итальянском можно найти ниже.
Кстати, обращаю внимание на то, что редактор подошел к делу очень небрежно. 3 кадра из фильмов иллюстрируют статью. Так вот, на двух из них не Сорель, а Кристиан Маркан и Фред Уильямс. Нет, на третьем и вправду Сорель.