Многие офицеры, воевавшие в Алжире, успели поучаствовать и в войне в Индокитае. А кое-кто из них в плену у вьетнамцев побывал, где, как это не странно звучит, приобрел очень полезный опыт. А именно: узнали и, главное, на себе ощутили, полезность института политруков в войсках. Как умные люди, они сделали соответствующие выводы, и, не гнушаясь перенимать идеи врагов, если они приносили ощутимую пользу, ввели подобные должности во французской армии. Тем более что в принципе, идея-то для французов не нова: еще в 1790-х годах в армиях действовали комиссары, представители Конвента.
Солдат читает газету "Блед". 1960. Фотография Пьера Жанти.
В июле 1957 года во всех штабах было создано 5-е бюро. У офицеров, которые там работали, было три цели: поддерживать на должном уровне моральный дух солдат и оберегать их от вражеской пропаганды, вести психологическую работу среди населения и агитировать противника. Для этого использовались разные средства: показ кинофильмов и киножурналов, проведение бесед и лекций, распространение подборок фотографий убитых и искалеченных женщин и детей или мертвых солдат, изуродованных и кастрированных. У политических комиссаров дел хватало.
Здание, где располагалась редакция газеты "Блед". Рубеж 1950-х - 1960-х гг.
Печатным органом 5 бюро был еженедельник «Блед», издававшийся в городе Алжир. Кстати, редакция находилась в том же здании, где раньше располагался запрещенный в середине 50-е «Алже репюбликэн», газета компартии Алжира. Свято место пусто не бывает, как известно. Тираж газеты, печатавшейся «в два цвета» составлял 500 000 экземпляров. На практике это означало, что каждый солдат раз в неделю в обязательном порядке держал в руках свой экземпляр, да еще хватало всяким сочувствующим и сомневающимся элементам. Руководил «Бледом» Жак Делегорж, штатский человек, помогали ему майор Альбер Ориоль и главный редактор капитан Альбер Малуар. Тут же работало множество призывников, относящихся к разным родам войск, но объединенных одной задачей: выпустить такое издание, чтоб его с интересом читали однополчане. Понятно, что в эту команду набрали тех, кто до армии работал редактором, журналистом, секретарем, фотографом и пр.
В «Бледе» печатались статьи самого разного содержания: репортажи о проведенных операциях, рассказы о повседневной жизни солдат, информация о культурных событиях, о спортивных матчах и пр. В каждом номере сообщалось также о присвоении званий и о том, сколько мятежников было за прошедший период убито, взято в плен или перевербовано.
Поскольку офицеры 5 бюро оказались в январе 1960 замечены в связях с восставшими черноногими во время Недели баррикад, руководство газеты передали в ведение Минобороны. Новым главным редактором назначили капитана Грайа. Решив, что наблюдать за одним изданием проще, чем за двумя, командование объединило "Блед" и «5/5» (это жаргонное военное выражение, означающее «Все в порядке»), предназначенный для французского гарнизона, базирующегося в Германии. Весной 1961 года «Блед» поменял шкурку. Теперь это был цветной иллюстрированный журнал, выходивший не только в Алжире, но и в метрополии.
Интересно, что именно «Блед» невольно помог де Голлю победить генералов, которые в апреле 1961 года организовали путч в Алжире. Дело в том, что, если боевые действия не велись, делать солдатам было особо нечего. Наряды, учения и решение бытовых проблем занимали не так уж много времени. Что же можно было еще придумать? Волейбол, который был тогда очень популярен? Настольный футбол? Чтение комиксов и детективов? Поход в бордели и посещение кафе? Дрессировка собак или лисиц-фенеков? В городах еще можно было найти себе занятие, а в дальних гарнизонах ребята просто умирали от скуки.
Солдаты играют в волейбол. Рубеж 1950-х - 1960-х гг.
Поэтому армейские власти активно пропагандировали два очень важных изобретения человечества: фотоаппарат и транзисторный приемник. В каждом номере «Бледа» публиковалась реклама фирм, выпускающих технику. При посредстве газеты призывники могли приобрести фотоаппараты или приемники по низким ценам. Транзисторами, которых арабы прозвали «чудесными коробками» можно было пользоваться в самых отдаленных дуарах. Однако в каждой бочке меда есть и ложка дегтя. По воспоминаниям солдат, иной раз в казарме было невыносимо находиться: каждый слушал свою волну, а арки и вовсе предпочитали восточную музыку, не слишком привычную для европейского уха.
Солдат-учитель в деревенской школе включил транзистор, чтоб ученицы могли насладиться арабскими и кабильскими мелодиями, которые передавало «Радио Алже». 1959. Фотография Мишеля Бюжо.
Так или иначе, но оба аппарата сослужили добрую службу. Сохранилось огромное количество фотографий времен войны в Алжире, снятых не только сотрудниками Армейской кинематографической службы, но и самими солдатами. Что касается приемников, то именно их наличие дало возможность солдатам в апреле 1961 слушать речи де Голля. Поэтому основной контингент путчистов не поддержал. После провала заговора генерал назвал призывников так: «полмиллиона молодцов с транзисторами».
Продолжение см.:
http://catherine-catty.livejournal.com/314640.htmlhttp://catherine-catty.livejournal.com/314931.html © 2007-2012 catherine-catty
Использование любых текстовых материалов данного блога допускается при условии обязательного размещения гиперссылки
http://catherine-catty.livejournal.com