В фильме «Краб-барабанщик» Шендерфера два человека, капитан военного корабля, умирающий от рака, и врач, вспоминают своего знакомого, капитана Вильсдорфа, воевавшего когда-то в Индокитае и в Алжире, участника путча, члена ОАС. Как ни странно, это тот редкий случай, когда реальный персонаж гораздо интереснее, чем его кинематографическое воплощение. В основу фильма положена судьба морского офицера Пьера Гийома по прозвищу Commandant (в данном случае это «Капитан» <корабля>).
Пьер Гийом.
Пьер Гийом родился 11 августа 1925 года, отец его был дивизионным генералом. Закончив в 1948 году морское училище, парень отправляется воевать в Индокитай, где отслужил три срока, то есть, 6 лет. В 1954 году после разделения страны на 2 части, католическое и буддийское население, а также национальные меньшинства устремились на юг, уходя из-под руки Хо Ши Мина. Религиозные власти вместе с французским военно-морским флотом организовали их эвакуацию. Капитан LSSL (Landing Ship Support Large) Гийом вывез несколько тысяч человек. Всего было эвакуировано больше миллиона беженцев.
Кадр из фильм. Вильсдорф на своем корабле.
«Кто помнит этих вьетнамских кюре, которые плакали, целуя французский флаг на корме наших судов? Кто помнит эти джонки, сампаны, бамбуковые плоты, несущие на себе целые семьи, которые пели религиозные гимны? Наполовину погруженные в воду, они плыли к земле обетованной, которую символизировал французский флаг… Каждый транспорт был для них сродни чуду. Рассчитанная на 80-100 моряков, «Мари-Жозе» прибыла в Хай-Понг, имея на борту 700 христиан. Корабль накренился, но держался.» - писал Пьер Гийом.
На борту «La Pertuisane», корабля Гийома. 1954.
20 апреля 1956 года Пьер решает вернуться во Францию на кетче «Manohara» длиной 8 метров. У берегов Сомали он терпит крушение и оказывается в плену у пиратов местных дикарей, которые пришли в восторг от его рыжих волос. Он сам признавался потом, что никак не мог понять, за кого его принимают, за бога или за пленника. Так или иначе, 18 декабря 1956 года он возвращается в Париж.
Кадр из фильма. Вильсдорф у дикарей.
Вскоре Гийом узнает: 27 марта 1957 года его младший брат, Жан-Мари, офицер-парашютист, погиб в Алжире. Пьер добивается того, чтобы его отправили командовать отрядом «Гийом» (По традиции эти соединения назывались по имени первого погибшего командира). И ему это удается! Так в июле 1957 моряк становится парашютистом. Воевал он на землях башага Буалама, члена Национальной Ассамблеи и верного союзника Франции.
Кадр из фильма. Вильсдорф в родном Эльзасе после похорон брата.
Жан-Мари Гийом. 1957.
«Мы вернулись на следующий день, прихватив с собой куски формы (погибших солдат ФНО - К-К). Генерал, который командовал зоной Орлеансвилля, он прибыл утром на вертолете чтоб увидеть результаты, но никакого подкрепления ночью не прислали. У нас было около 40 убитых и раненых… Генерал подошел ко мне и произнес: «Что ж, сегодня утром не жарко, да?». Я ответил: «Да, в порядке. Настроение бодрое, мы в прекрасной форме». Тогда как мы были грязные, все в грязи. И я добавил: «В память о войне в Алжире, я хочу подарить вам пилотку бунтовщика». И я протянул ему пилотку с присохшими кусками мозга. Он не понял, насмехаюсь я над ним или нет и передал ее своему адъютанту.» (Guillaume P. "Mon âme à Dieu, Mon Corps à la Patrie, Mon Honneur à Moi".)
Сайт отряда:
http://www.commandoguillaume.com/html/fra/page-5.html.
Книга, посвященная нашему герою, на обложке которой он изображен и в морской форме, и в камуфляже «леопардов».
17 ноября 1957 года Гийом падает с утеса и ломает запястье и челюсть. Его отправляют в госпиталь во Францию. Возвращается он в отряд в феврале 1958, но в марте снова покидает товарищей, теперь уже навсегда. Командование военно-морского флота вспомнило, что Гийом все же моряк и назначило его в интендантскую службу на «Gustave-Zédé».
Кадр из Фильма. Путч в Алжире.
В апреле 1961 года во время путча в Алжире Гийом был помощником по морским делам генерала Салана. Осужденный с отсрочкой приговора на 4 года тюрьмы, он уходит в подполье. Интересно, что на суде он честно предупредил об этом: «Если бы я не был сейчас в этой комнате, я был бы в рядах ОАС». Гийом становится помощником генерала Жуо, шефа организации в Оране. Он разрабатывает операцию по обстрелу и бомбардировке лагеря ФНО в Ужде (Oujda) в Марокко двумя самолетами T6. Позже Пьер так объяснит свой поступок: "Насильное возвращение к гражданской жизни и несогласие с голлистской политикой, подразумевающей оставление Алжира, привели к тому, что единственным возможным выходом для меня было вступление в ряды ОАС".
24 марта 1962 года в Тлемсене его арестовывает полиция. Банальная проверка документов обнаруживает нестыковки в бумагах Гийома на машину, в которой он ехал. Интересно, что в фильме Вильсдорфа ловят потому, что была наводка: ищем человека с черным котом. А капитан всюду носил его собой, называя своей совестью.
Кадр из фильма. Вильсдорф со своим котом.
Снова суд. 8 лет, теперь уже никаких отсрочек. Тюрьма в Тюле. Товарищи по заключению: Салан, Жуо, Сен Марк. «Там были прекрасные люди. Среди них - Гийом, персонаж, которого вывел позже Шендерфер в «Крабе-барабанщике», великолепный рассказчик, который увлек нас своими приключениями на джонке в Индийском океане». (Hélie de Saint Marc «Mémoire : Les champs de braises»).
Кадр из фильма. Вильсдорф на суде.
Гийом выходит на свободу, отсидев 4 года, половину срока. В 1976 году, во время съемок фильма "Краб-барабанщик" Гийом был консультантом Шендерфера. Интересно, что он сыграл в этом фильме крошечную роль: прокурора в сцене суда.
В 1978 году Гийом помог Бобу Денару высадиться на Коморские острова. В 1981-1987 гг. он служит советником по делам морской безопасности в Саудовской Аравии: «Арабы меня выбрали потому что решили, что я не предам их. Потому что я участвовал в путче и был членом ОАС по идейным соображениям. Они все очень хорошо понимали.» Живет на корабле «l'Agath» в Сен-Мало. Пишет книгу "Mon âme à Dieu, Mon Corps à la Patrie, Mon Honneur à Moi" («Душу - богу, тело - Отечеству, честь - самому себе»).
Дружит с Ле Пеном. Ведет еженедельную передачу на радио "Courtoisie".
Умер Пьер Гийом в 2002 году.
Пьер Гийом в последние годы жизни.
Чем меня привлекает история войны в Алжире. Люди, в ней участвующие, были разные: хорошие, плохие, они могли ошибаться, совершать преступления, сидеть в тюрьме. Но они были личностями.
В заключении хочу поделиться своим предположением. Шендерфер часто снимал актера Жака Перрена, он играет в его фильмах «Взвод 317», «Честь капитана», «Краб-барабанщик». Почему? Не потому что Перрен и Шендерфер в молодости были очень похожи?
Кадр из фильма «Краб-барабанщик». Жак Перрен.
Шендерфер во время войны в Индокитае.
P.S. За помощь в добывании фотографий спасибо
yassena и
marinka_lisa.
© 2007-2013 catherine-catty
Использование любых текстовых материалов данного блога допускается при условии обязательного размещения гиперссылки
http://catherine-catty.livejournal.com