Летом 1803 года в Санкт-Петербурге произошло событие, которое сопоставимо разве что с запуском космического корабля, да и то не сейчас, когда это рутинное, будничное явление, а в 60-е годы. Француз Гарнерен дважды (20 июня и 18 июля) поднялся в воздух на воздушном шаре. Жители Питера увидели такое чудо впервые, тогда как в Европе полетами можно было полюбоваться еще в 1780-х гг. а в битве при Вальми уже успели применить чудо техники в военных целях - для наблюдения за противником. Мне было интересно, что же запомнилось нашим предкам, что их заинтересовало. Ну, представьте себе, у вас есть возможность понаблюдать за полетом Гагарина или Титова. Что вам запомнится?
Начнем с официального документа, с камер-фурьерского журнала: «После полудня в 7 часов его величество в своей карете и ее величество в своей…соизволили выезд иметь в Сухопутный кадетский корпус, где из сада оного… пущен был воздушный шар». Ну, тут все понятно. Император прибыл, император убыл, другого не напишут. А вот, кстати, и сам император.
Император Александр I. 1801-1805. Аукцион Кристи
Ф. Булгарин увидел и запомнил вот что: «После этого приехал в Петербург известный воздухоплаватель Гарнерен, и также возвестил, что взлетит на воздух из корпусного сада. Он исполнил дело свое мастерски, без дальнейших приготовлений, без постройки цирка. Удивительное зрелище воздушный шар! Истинная характеристика нравственной природы человека! Гарнерен поднимался в воздух, кажется, три раза (в Петербурге - 2, один в Москве. -К-К). В одном воздухоплавании сопутствовала ему жена его; в другом взлетал с ним помощник его, мусье Александр, красивый, видный мужчина, удивительной смелости и расторопности. На огромной высоте он завернулся в сеть парашюта, и выпрыгнул из лодки. Сердца зрителей вздрогнули. Несколько времени он, в падении, вертелся как брошенный камень; многим дамам сделалось дурно, все ожидали несчастной развязки, и вдруг парашют распустился, и понесся медленно на землю. Раздались рукоплескания, крики ура - и парашют опустился на корпусном дворе, однако же не без опасности, потому что, в самом углу, едва не зацепился концом о кровлю. Мусье Александр, ступив на землю, выпутался ловко из сети парашюта, подпрыгнул, щелкнул пальцами, и воскликнул: «на этот раз спасен!»
С Гарнеренем в третий раз поднимался в воздух генерал Л-в, человек любезный в обществе, bon vivant, всем тогда известный в Петербурге. На этот счет ходили тогда по городу, нельзя сказать стихи, а рифмованная шутка:
Генерал Л-в
Взлетел до облаков,
Просит богов
Об уплате долгов.
На землю возвратился,
Ни с кем не расплатился!
Этой шуткой и правда дошла до императора Александра, и он, посмеявшись, велел заплатить долги генерала Л-ва, приказав ему сказать, что это последние деньги, которые посыпались на него с неба!»
Тарелка с изображением монголфьера. XVIII в. Севр.
Можно послушать непосредственного участника событий, генерала Львова, который летал с Гарнереном 18 июля 1803 года: "Я бывал в нескольких сражениях, больших и малых, видел неприятеля лицом к лицу и никогда не чувствовал, чтоб у меня забилось сердце. Я играл в карты, проигрывал все, до последнего гроша, не зная, чем завтра существовать буду, и оставался так же покоен, как бы имея мильон за пазухою. Наконец, вздумалось мне влюбиться в одну красавицу полячку, которая, казалось, была от меня без памяти, но в самом деле безбожно обманывала меня для одного венгерского офицера; я узнал об измене со всеми гнусными ее подробностями -- и мне стало смешно. Как же, думал я, дожить до шестидесяти лет и не испытать в жизни ни одного сильного ощущения! Если оно не далось мне на земле, дай поищу его за облаками: вот я и полетел" Но за пределами нашей атмосферы я не ощутил ничего, кроме тумана и сырости: немного продрог - вот и все". (Записки С.П.Жихарева).
Монголфьер «Мария-Антуанетта». XVIII в. Эстамп. Версаль.
Дамы, сами понимаете, писали не столько о храбрых воздухоплавателях, сколько о модах и душке-императоре. И я их вполне понимаю.
«С.-Петербург, 31 июля нового стиля 1803 г.
… Вчера вечером ездили смотреть воздушный шар. Мне нравятся подобные зрелища не сами по себе, а потому, что они собирают толпу, в которой как нельзя лучше проявляется нациопальный характер. Собственно.толпы было две - светская и простонародная. Первая расположилась в саду Кадетского корпуса. Мальчики-кадеты от 6- до 18-летнего возраста в алых и зеленых мундирах выстроились в ряд. Прибыли император и императрица. Он - статный, красивый, светловолосый, похож на юношу, она - высокая, белокурая…На ней было круглое платье из блестящего сиреневого шелка, по русскому обычаю ниспадающее до земли; голову императрицы покрывал обычный для высшего общества головной убор - шаль и кружевная вуаль. Кроме шалей в моде стеганые шелковые клоки, до самых пят, их накидывают на плечи.
Среди придворных был наш посол сэр Джон Уоррен. Меня поразило, как удивительно похож он на ту гравюру, что висит в нашей музыкальной комяате: право, редко можно встретить подоб-ное сходство. Он производит впечатление в высшей степени приятного добропорядочного человека… Но вернемся к воздушному шару. Мистер Гарнеринг и 60-летний русский генерал Львов совершили смелый полет… это было замечательное, прекрасное зрелище, и, главное, я видела такое впервые в жизни. Пролетев несколько верст, они благополучно сели в поле. (Марта Вильмот. Письма)
Полет монголфьера. 1788 в. Севр.
О запуске воздушного шара писали не только иностранцы-европейцы, которым это было не в диковинку, но и… наши старые знакомые, японские моряки. «Посреди площади лежал большой шар, укреплённый на лодке. Похоже, что с двух сторон его удерживали за верёвки. Шар колыхался. Его изображение следующее.
Величина той лодки, вероятно, около одного кэн, так что [в ней] как-то могли поместиться два человека. В самом центре находился мешок от большого шара. Его величина, должно быть, равнялась трём-четырём кэн. Он имел вид шёлкового, покрытого воском. Когда в лодку вошли два человека, они касались головами этого мешка. Потом стало видно, что мешок до конца заполнили воздухом, [он] зашевелился. Стоило веревки, которыми его удерживали, отпустить, и он готов был полететь. Как только приехал император, в лодку сейчас же вошли два человека, мужчина и женщина. Обернувшись ко множеству зрителей, [обступивших шар] с четырёх сторон с флажками в руках, [они] замахали флагом и что-то сказали.
Это был знак к тому, чтобы освободили [веревки]. Тогда начала совместили с концами. Было видно, что всем стало особенно интересно. Смотрели, не отрываясь. Послышалось, будто кто-то сказал, что сейчас полетят. Люди, державшие веревки, вырвали их и отпустили. Лодка, вслед за мешком, на глазах стала подниматься и постепенно взлетела высоко в небо. Большое скопление людей непрерывно смотрело в небо. Через некоторое время [шар] поднялся так, что был едва виден. Потом было видно, как [зрители] побежали, указывая на юг, и вдруг перестало быть видно даже признаки [шара]. Как на рисунке. Устройство этой лодки видели на значительном расстоянии, поэтому подробно не рассмотрели. Было видно, что большой мешок скреплён нитками и привязан к лодке. Послушали разные мнения. Говорили, что под большим мешком есть прикреплённые к мешку подобия шнурков. Когда хотят опуститься на землю, при помощи этих шнурков выпускают воздух из большого мешка. [Мешок] устроен так, что постепенно опускается вниз. Впрочем, на лодке имеются подзорные трубки. Внизу присматривают место, куда хотят опуститься, и опускаются. Так говорили.
Этот аппарат соорудили люди из другой страны. В этой стране, похоже, [его] видели впервые. Из той страны сюда его попросили привезти. Думаем, что и государь поэтому совершил выезд сюда и взглянул [на него]. Говорят, что тогда [шар] пролетел до какого-то места на юге и опустился. Опустился, как говорят, в одном-двух ри в том направлении.»
P.S. На всякий случай еще раз: в посте - материал о двух полетах, совершенных в 1803 году. Я решила, что где первый, там и второй, впечатления должны быть примерно одинаковые.
P.P.S. К сожалению, русских картинок с воздушными шарами не нашлось, приходится любоваться французскими. Вот их - до фига, хоть отдельный пост делай.