Два гобелена или Голь на выдумку хитра

Jan 12, 2010 20:29

В 1812 году мануфактура Гобеленов (да-да, это фамилия) получила заказ на портреты венценосных супругов: Наполеона и Марии Луизы. Изображение императора украсил символ Юпитера - орел с веткой маслины в клюве и молнией в когтях, императрицы - целующиеся голубки, сидящие на перевернутом шлеме. Но, как известно, изготовление гобеленов (а вот теперь - существительное) - дело долгое. Пока суть да дело, глядь, русские в Париже, Бонапарт на Эльбе и за заказ платить некому. Работа встала. Но тут наступили «100 дней» и ткачи снова принялись за дело. Не успели… В общем, поняв, что со Святой Елены вряд ли сбежишь, а кому-то другому эти портреты вряд ли нужны, предприимчивые французы подсуетились и в обрамления, предназначенные для французской императорской четы, вшили изображения бюстов русской, то есть, Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны. Закончены гобелены были весной 1816, в ноябре их передали нашему послу Поццо ди Борго, а 8 июня 1817 года они прибыли в Россию на бриге «Меркурий» и с тех пор хранятся в Эрмитаже.

Шпалера «Портрет Александра I». Париж, Мануфактура Гобеленов. 1816. Эрмитаж.



Шпалера «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны». Париж, Мануфактура Гобеленов. 1816. Эрмитаж.



P.S. Кликабельно.

Александр I: изображения

Previous post Next post
Up