Посмотреть "Спартака" в Большом театре я мечтала лет сорок. С перерывами, надо сказать, периодически мне было совсем не до "Спартака". Этим летом я снова вспомнила о мечте, решила придушить жабу и наконец ее (мечту) исполнить. А то помру, а балет так и не увижу. Надо сказать, что в постановке других театров я этот балет видела дважды. Но, как вы понимаете, Большой - это Большой. В общем, моя жаба жалобно квакнула, я заказала билет и 20 сентября сходила на "Спартака". А потом заболела, поэтому отзыв сразу не написала.
Большой прекрасен. Балет великолепен. Но, как и много лет назад, когда я смотрела по телевизору "Спартака" с Васильевым и Лиепой, скажу, что партия Красса (В. Лантратов) более выигрышно смотрится, чем партия Спартака (И. Цвирко). И вообще римляне выглядят куда ярче восставших рабов. Хотя в постановке Григоровича красных плащей (традиционных для легионеров) нет, тут красный - цвет повстанцев (кто бы сомневался, если учесть, что эскизы костюмов сделаны еще в 60-е), но все равно рисунок театра, жесты и пр. куда интереснее у легионеров. Логично, что яркие плащи, панцири, поножи, шлемы, плюмажи привлекают внимание больше, чем туники неопределенно буро-красного цвета. Да и нарисовать образ римлянина чисто визуально куда проще, чем образ раба. Это маршевый шаг, рука, вскинутая в приветствии. Эти жесты узнаются.
Отлично подобраны примы. Елизавета Кокорева (Фригия, возлюбленная Спартака) - тоненькая хрупкая девушка. Элеонора Севенард (Эгина, куртизанка) - фигуристая и женственная дама. Обе балерины, обе очень стройные и изящные, а выглядят совершенно по-разному.
Полагаю, тут, безусловно и костюмы, и грим этому способствуют. Ибо, к примеру, Владислав Лантратов в роли Красса настолько на себя не похож, что я удивилась, когда его снимок в, так сказать, гражданском облике увидела.
Хочу отметить еще красивые и дешевые программки и буклетики, а также очень дорогой буфет. Буфет меня поразил лошадиными ценами и плохим ассортиментом. Ибо я как раз собиралась отметиться там и надеялась, что взбитые сливки, как во времена СССР, там будут. Фиг вам, а не сливки. Расстроилась.
Теперь я время от времени вспоминаю, что я хотела еще на балет "Пламя Парижа сходить"... Ибо, конечно, Большой - лучший театр балета (за оперу не скажу, тут мне на оба уха наступили) в России. Но цены кусаются.
P.S. Обнаружила, что стихотворения Тихонова (это который "Балладу о гвоздях" написал) о балете ни Гугл, ни Яндекс не знают. Долго думала.
Легионы, танцы, красотки,
Золотые орлы, щиты.
В этой жизни, как миг короткой,
Сами жизни, как меч просты.
Шум пиров и хрипенье боя,
Рев арены и страсти крик.
И Спартак. И шаги героя,
Что свободы,восстав, достиг...
P.P.S. Кстати, Элеонора - правнучка брата Кшесинской. Глядя на нее, могу представить, какой была Матильда почему к ее ногам великие князья штабелями падали.
Картинки с сайта
https://bolshoi.ru/performances/ballet/spartacus #большойтеатр #балетспартак