(no subject)

Jan 10, 2007 02:04

Мы тут с Джесс посидели в Шоколаднице :D Нет-нет, ничего такого, никаких  поттероманских озарений. Просто, выпив по шоколаду за здоровье полувысочества, мы вдруг решили для разнообразия посплетничать о величестве обсудить Арагорна.

И вот знаете, мы пришли к идее, что он здорово накосячил в Гондоре по молодости. 
Цитата:

"Эктелион II, сын Тургона, был разумным правителем. Все силы, какие еще оставались в его распоряжении, он использовал для укрепления границ. Он охотно принимал на службу людей из ближних и дальних краев, а тех, кто оказывался достоин доверия, щедро награждал и отличал. Особенно дельную помощь и советы получал Наместник от одного военачальника, которого полюбил сильнее, чем других. Гондорцы прозвали его Торонгил, Звездный Орел, ибо был он в движениях быстр, глаз имел острый, а на плаще носил аграф в виде звезды; но никто не знал ни его подлинного имени, ни родины. Ко двору Эктелиона он явился из Ристании, где до того служил ярлу Тенгилу, но уроженцем Ристании не был. На море и на суше он прославился как выдающийся воитель, люди охотно шли за ним; однако незадолго до смерти Эктелиона он исчез так же таинственно, как и появился. <...> В Минас-Тирите весть об уходе Торонгила вызвала большую печаль; это была тяжкая утрата для всех - кроме Денетора, сына Эктелиона, который в это время был уже зрелым мужем и готовился принять власть, что и случилось спустя четыре года, после смерти Эктелиона.

Денетор был статным, горделивым, решительным; уже давно не видали в Гондоре правителя столь королевской внешности. Притом он был мудр, прозорлив, начитан. Денетор с Торонгилом казались похожими, как братья; но чужеземцу постоянно доставалось первое место и в сердцах людей, и в душе Эктелиона. Многие гондорцы считали тогда, что Торонгил устранился, чтобы не дождаться минуты, когда соперник станет Наместником и его повелителем; но на самом деле Торонгил не соперничал с Денетором и не стремился подняться выше того звания, которое он сам себе присвоил, - слуги Эктелиона. Только в одном вопросе он резко разошелся с Денетором: по его мнению, нельзя было верить Саруману Белому из Изенгарда и стоило завести дружбу с Гэндальфом Серым; Денетор же никогда не дружил с Гэндальфом, и после смерти Эктелиона мага принимали в Минас-Тирите не особенно радушно. Гораздо позже, когда тайное стало явным, многие считали, что Денетор, одаренный проницательным умом, видящий дальше и глубже многих, уже тогда открыл, кем был таинственный пришелец, и подозревал, что Торонгил с Митрандиром плетут заговор, стремясь отстранить его от власти."

На первый взгляд кажется, что все чинно-благородно, король послужил своей стране инкогнито... но вот вопрос: как же он, собственно, умудрился создать ситуацию, в которой наследник наместника заподозрил его в заговоре против себя? А очень просто, если посмотреть на ситуацию со стороны Денетора.

Приезжает с Севера какой-то парень (его ровесник, кстати), втирается в доверие к отцу, становится военачальником, первым советником... а чего это вот люди говорят, что мы лицом схожи? А что это за колечко на пальце? Ну-ка, ну-ка, пороемся в книжках (а в книжках порыться Денетор вполне себе любил, его претензии к младшему сыну на этой почве, гм, забавны, скажем так). Ага, стало быть, наследник Исилдура. Ладно.  А почему же этот наследник скрывает свое имя и происхождение? Почему не заявляет прав на престол? Странно это. Не иначе, боится, что Гондор просто так не примет его в качестве короля - вон, Арведуи, помнится,  как пришел с этой идеей, так и ушел обратно несолоно хлебавши. Значит, он хочет сначала заручиться поддержкой народа и отца... В общем,  мысль о том, что Арагорн ведет хитрую политическую игру с целью захвата власти, приходит  в  голову Денетора весьма логичным путем.

Дальше - больше. Торонгил связан с Гэндальфом, рекомендует прислушиваться к его советам? Понятно, значит, Митрандир участвует в заговоре на его стороне. И все, доверия Гэндальфу нет и больше никогда не будет, и не случайно Денетора так переколбашивает от того, что его младший сын подружился с волшебником-интриганом и учится у него...

В общем, идея понятна. Денетор - человек тяжелый, ревнивый, подозрительный (и нет оснований думать, что в молодости он был намного легче), и накрутил он себя таким образом будь здоров.  И последствия оказались  плачевными.

А самое-то смешное - подозрения Денетора были ошибочны. "...на самом деле Торонгил не соперничал с Денетором и не стремился подняться выше того звания, которое он сам себе присвоил, - слуги Эктелиона". Именно так. Одна простая вещь не пришла в голову властному подозрительному Денетору - Арагорн предпочел сохранить инкогнито именно потому, что не собирался предъявлять права на трон Гондора. И поэтому же (ну, в том числе поэтому) "устранился" незадолго до смерти Эктелиона.

Нет, я, конечно, не хочу сказать, что Денетор - белая несчастная обиженная овечка.  Характер у него не сахар, конечно. Но почему, почему Арагорн не наладил с ним отношения? Почему не учел этот характерец, не предусмотрел, что этот человек через некоторое время станет наместником Гондора и, вполне вероятно, им еще придется работать вместе? Я не говорю о том, что он действительно мог не скрывать своего имени, подружиться со всеми и стать королем, оставив наместничество Денетору (похоже на то, как позже он и поступил с Фарамиром). Допустим, это действительно было малореально, уж больно горд и величественен был Денетор, в котором  вдруг спустя много поколений проснулась чистая кровь нуменорцев. Но  почему Арагорн хотя бы не пришел к нему и не сказал: "Ок, я вижу, что ты понял, кто я такой. Не сердись на меня за этот обман, я скрыл свое имя лишь для того, чтобы иметь возможность послужить Гондору, не создавая при этом смуты. И на твое место при отце я никоим образом не претендую." Может, хоть немного меньше паранойи было бы у наместника, а это бы сильно пошло на пользу Средиземью.

А если кто-то не верит, что Арагорн не собирался предъявлять прав на корону Гондора - так пусть этот человек вспомнит, что фактически он этого так и не сделал. Учитывая, что из-за этого он на протяжении почти 40 лет не мог устроить личную жизнь, что Гондор, столкнувшись с растущей мощью Мордора, был бы рад помощи с Севера, что после Пеленнорской битвы Минас Тирит приветствовал его как героя-освободителя, причем Денетора уже не было в живых (если предположить, что Арагорн откладывал свое воцарение из нежелания с ним ссориться)... так вот, после всего этого его еще пришлось долго уговаривать.

В общем, прав, тысячу раз прав Пиджей, изобразивший нам не величественного короля, а мятущегося молодого человека, которого всем подряд приходится пинками загонять на трон. Ибо не политик он, нету у него особого желания царствовать, и делает он это не по велению души, а по необходимости как в фильме, так и в книге. Просто в книге этот факт не бросается в глаза в связи со всякими замечаниями типа "...он был мудр, как эльф, и в глазах его мерцал нездешний свет, мало кто был способен вынести его взгляд, а людям, с которыми ему доводилось встречаться, часто приходило в голову, что перед ними неизвестный король, лишившийся трона", а Джексон показал сущность.
Previous post Next post
Up