угу. поэтому ребенка надо успеть загнать под шконку, пока мелкий, и критическим мышлением не обладает. и ещё лет сто назад мог прожить всю жизнь в этой парадигме. сперва сам гнулся перед старшим, потом гнул младших. сейчас эта модель уже не срабатывает, потому что жизнь и успешные стратегии меняются чаще, чем поколения. думаю, это именно с изменчивостью среды связано: абсолютный авторитет старших работает только тогда, когда возраст является абсолютным преимуществом, то есть, в устойчивых условиях.
Я думаю, не перечитать ли книги, которые я перечислила в посте, и не добавить ли чего-нибудь ещё к ним, скажем, ранних фильмов Джеки Чана, китайских, с наставниками. Потому что каратэ в том варианте, в котором оно у нас, например - о сдержанности и уважении к себе и другим (при этом там есть ключевые элементы обучения из "Убить Билла" типа тренер говорит - ты делаешь, боль нужна для того, чтобы ее преодолеть, трудись и станешь лучше. Видимо, есть вещи, которые тренер говорить и делать просто не станет), общая тональность совсем не такая.
Про авторитет я бы сказала, что он работает ещё и тогда, когда его проявления не чрезмерны. Ну и вообще, для меня унижение ученика - проявление слабости, а не силы, а если наставник слаб, то на черта он такой сдался. Но я смотрю из европейской парадигмы.
так а европейская парадигма довольно немалой своей частью росла в века, когда внезапно людей было мало, они были ценны, а передача знаний была жизненно необходима. все эти века чумы, когда на пять земляных наделов оставался один крестьянин. или из гильдии оставался один мастер. когда брали приёмных и крали детей, отдавали своих в учение, потому что мастер был бездетный (и это шанс попасть в гильдию и подняться на полступеньки выше в социуме).
а вот китайцев всегда было очень много. при том, что и в Европе детей рожали много, а выживало мало, но такого пренебрежения к единичной жизни всё-таки не было, мне кажется. плюс конфуцианство, которое по силе презрения к личному даже чудовищнее ислама, на мой взгляд. я, короче, совершенно не вижу ничего хорошего в восточном подходе, для меня это путь, где из десятка начавших заканчивает один.
Я тоже слышала, что китайцы очень требовательны при обучении детей. Требуют от них и большой работоспособности тоже. Но дети при этом добиваются больших результатов.
Гмммммм Где же все эти более лучшие китайцы, интересно, в списке Форбс? Я не уверена, что в долгосрочной перспективе strait-A students добиваются чего-то сверх-выдающегося.
чисто из любопытства слазила: китайцы на 17, 20, 24, 26, 43, 50, 63, 69, 87 и 91 местах в первой сотне Форбс :) по сути же вопроса - нет баланса, сначала children should be seen but not heard а сейчас наоборот избыток "этожеребячества" имхо.
Это очень хороший фильм (как произведение искусства), по-тарантиновски, правда, хороший, но тем не менее. Если абстрагироваться от рек крови, то посмотреть, я думаю, стоит хотя бы только для ознакомления.
Ну вот у китайца даже в голове нет варианта "бунт". А если ты американец, то происходящее сильно напоминает ломку личности, после которой довольно трудно стать сильным (гм, может, это часть философии? Начни с абсолютного нуля и по самоуважению тоже?). Причем я даже могу постичь, зачем оно надо этому самому Пай Мею (скажем, ему неинтересно тратить время на "а почему именно так? А зачем это упражнение?", ему надо учить человека ровно так, как он считает нужным, а в какие-то там индивидуальные подходы он умеет ровно в той мере, в какой это нужно, чтобы рассчитать силу удара так, чтобы не убить и не покалечить эту конкретную девчонку), но вот со стороны послушной ученицы меня происходящее сильно нервирует.
(мрачно) я не смотрела большую часть очень хорошего кина, которое в базовой прошивке у всех вокруг меня надо заставлять посмотрю, ты меня прямо заинтересовала
Comments 10
поэтому ребенка надо успеть загнать под шконку, пока мелкий, и критическим мышлением не обладает.
и ещё лет сто назад мог прожить всю жизнь в этой парадигме. сперва сам гнулся перед старшим, потом гнул младших.
сейчас эта модель уже не срабатывает, потому что жизнь и успешные стратегии меняются чаще, чем поколения. думаю, это именно с изменчивостью среды связано: абсолютный авторитет старших работает только тогда, когда возраст является абсолютным преимуществом, то есть, в устойчивых условиях.
Reply
Потому что каратэ в том варианте, в котором оно у нас, например - о сдержанности и уважении к себе и другим (при этом там есть ключевые элементы обучения из "Убить Билла" типа тренер говорит - ты делаешь, боль нужна для того, чтобы ее преодолеть, трудись и станешь лучше. Видимо, есть вещи, которые тренер говорить и делать просто не станет), общая тональность совсем не такая.
Про авторитет я бы сказала, что он работает ещё и тогда, когда его проявления не чрезмерны. Ну и вообще, для меня унижение ученика - проявление слабости, а не силы, а если наставник слаб, то на черта он такой сдался. Но я смотрю из европейской парадигмы.
Reply
а вот китайцев всегда было очень много. при том, что и в Европе детей рожали много, а выживало мало, но такого пренебрежения к единичной жизни всё-таки не было, мне кажется.
плюс конфуцианство, которое по силе презрения к личному даже чудовищнее ислама, на мой взгляд.
я, короче, совершенно не вижу ничего хорошего в восточном подходе, для меня это путь, где из десятка начавших заканчивает один.
Reply
Reply
Где же все эти более лучшие китайцы, интересно, в списке Форбс? Я не уверена, что в долгосрочной перспективе strait-A students добиваются чего-то сверх-выдающегося.
Reply
по сути же вопроса - нет баланса, сначала children should be seen but not heard а сейчас наоборот избыток "этожеребячества" имхо.
Reply
Reply
Ко второму варианту склоняться более чем логично, когда ты не китаец.
Reply
Ну вот у китайца даже в голове нет варианта "бунт".
А если ты американец, то происходящее сильно напоминает ломку личности, после которой довольно трудно стать сильным (гм, может, это часть философии? Начни с абсолютного нуля и по самоуважению тоже?).
Причем я даже могу постичь, зачем оно надо этому самому Пай Мею (скажем, ему неинтересно тратить время на "а почему именно так? А зачем это упражнение?", ему надо учить человека ровно так, как он считает нужным, а в какие-то там индивидуальные подходы он умеет ровно в той мере, в какой это нужно, чтобы рассчитать силу удара так, чтобы не убить и не покалечить эту конкретную девчонку), но вот со стороны послушной ученицы меня происходящее сильно нервирует.
Reply
меня надо заставлять
посмотрю, ты меня прямо заинтересовала
Reply
Leave a comment