Rock'n'roll, РАМТ, 25.11.2016

Nov 29, 2016 10:18

So,
so you think you can tell
heaven from hell
blue skies from pain
Can you tell a green field
From a cold steel rail?
A smile from a veil?
Do you think you can tell?

Этому отзыву не везет. Ходили мы на спектакль в пятницу, вернулась я поздно и уже ничего не писала. Суббота и воскресенье у меня рабочие, причём в воскресенье это было 5.5 часов преподавания подряд, потом переехать на другой конец города и ещё час. Потом я заканчивала редактуру. А сейчас со мной беспрерывно разговаривает ребёнок! Понарожала, понимаешь

Как будто мало мне того, что про Рок-н-ролл просто невозможно рассказать вкратце, даром что спектакль мой любимый. Нет, серьёзно, меня тут спросили, про что, мол, эта штука? А я только мычала и разводила руками, что там воооот такой железный занавес, а ещё 1968 год, и рок-н-ролл, и Кэмбридж, а, и там стоит танк, надувной танк, и он всё первое действие потихоньку сдувается и сдувается, да и вообще, стоит идти уже чтобы посмотреть на Илью Исаева и Рамилю Искандер... слова, слова, а сути спектакля в них никакой. Ну, попробую описать, про что его смотрю я.

У меня не получилось увидеть "Рок-н-ролл" про политику, даже когда специально настраивалась и вспоминала другие отзывы, про актуальность поднимаемых в спектакле тем, про его особенное звучание в теперешней обстановке, как пишут настоящие блогеры. Ну нет.
"Рок-н-ролл" вечно актуален совсем другим. В нём совершенно "наши" люди. Проникнутая высокими идеалами молодёжь, в сознании которой гармонично уживается равная ценность блага страны и коллекции пластинок. И сборы подписей в поддержку каких-нибудь заключенных мне действительно отчаянно напоминают кое-какие сайты. подпишите петицию на Change.org, да? Сложившиеся личности - Макс, Элеонора, во втором действии - Ленка, да даже гебист, обрабатывавший Яна.
За первыми интересно наблюдать, когда жизнь начинает обрабатывать каждого напильником, кого-то нежно, кого-то от души. Они начинают меняться, часть личности оказывается наносной, а что-то выходит на первый план и сохраняется.
Вторые, наоборот, поражают тем, что остаются собой в самых жутких обстоятельствах. Что Элеонора, что Макс ни разу себя не предают.
А политика тут дело десятое. Не зря нам показали, как сильно хватает когтями за сердце тяжёлая болезнь. И какое впечатление производит человек, сохраняющий свой характер до самого конца. Ян, даже уехав из Кэмбриджа в Прагу, где совсем другая жизнь и другие проблемы, помнит Элеонору и переживает за неё. Вроде бы они бесконечно далеки - молодой коммунист и преподаватель какой-то древнегреческой филологии, какая уж тут душевная привязанность. Ян любит Элеонору (как и все мы, зрители) просто потому, что она прекрасная, и это теплое чувство включает в спектакль ещё одну грань человеческих отношений, любовь, не обусловленную ни сексуальным интересом, ни общностью вкусов, ни общностью взглядов.

Ещё я люблю "Рок-н-ролл" за его общее звучание. Режиссер взял декорации, по которым сразу понятно, что вся жизнь Яна в Праге проходит в жуткой каморке, куда вползают на четвереньках, а такая же по размеру комнатка Кембриджа - что-то вроде беседки или кусочка террасы особняка. Добавил музыку, которой зрители подпевают вполголоса, не в силах удержаться, и кадры кинохроники. И получил полотно, которое то сливается с игрой актеров целиком в мощной симфонии, как в конце спектакля, то резко выделяет эмоции героев, как в возвращении Яна в разгромленную квартиру, когда его злость и отчаяние особенно ярко проступают на фоне зажигательной музыки.

И, конечно, людям нужна надежда на лучшее, а спектаклю - хороший конец. Кому-то из героев тихая гавань, мерный голос профессора с первого этажа и неуверенное щебетание студенток, кому-то - бурлящий Страхов стадион. Главное, чтобы родной человек разделил с тобой твою жизнь, тогда и будешь по-настоящему дома, а там можно и поругаться над Книгой перемен. Понарошку.

image Click to view

Previous post Next post
Up