Таможенные пошлины и автомобильная промышленность Российской империи

May 29, 2016 16:15

Промышленность Российской империи, в том числе автомобильная, в значительной мере контролировалась иностранным капиталом.
С 1862 по 1908 гг министерство финансов Российской империи вело политику протекционизма, уменьшения импорта , увеличению свободного притока финансов и технологий из-за границы, создавая все условия для развития и усовершенствования отечественной автомобильной промышленности, однако уже в 1908 и 1911 одна за другой были проведены законодательные изменения таможенных пошлин, которые формально поддерживали развитие российского автопрома, но на самом деле практически отсекали его от значительного притока новых инвестиций , технологий и импорта автомобилей.
Почему событие, которое мы знаем как Тунгусский метеорит 1908 года , непосредственно предшествует изменению таможенных пошлин и фактически является точкой отсчёта коллапса автомобильной промышленности Российской империи? Рассмотрим на примере двух самых первых заводов российского автопрома: Русско-Балтийского вагонный завода и Торпедного завода купца первой гильдии Г.А.Лесснера.




image Click to view


Первые автомобили Российской империи

Россия на рубеже ХIХ и ХХ веков. В идеологическом представлении советских историков пьяная и лапотная, отсталая и безграмотная. Но так ли это было? Есть и другие факты расцвет отечественной науки и искусства, строительство заводов и фабрик, грандиозная постройка Транссибирской железной дороги, поражающей своими масштабами весь мир и ныне. Огромный темп индустриального роста страны. На Всероссийской промышленной выставке 1896 г. показан первый автомобиль русского производства «Яковлев и Фрезе»...Наступил ХХ век. Моторизация охватила не только Западную Европу и Северную Америку - она дошла и до России. Первая «гонка моторов» в России состоялась еще в 1898 году, а годом позже начались регулярные автомобильные пробеги по маршруту Москва-С.-Петербург. В разных уголках страны появляются автомобили, импортированные из Германии и Франции, но также и отечественного производства. Велосипедные и экипажные фабрики, такие как «Фрезе», «Старлей», «Победа», «Лидтке», «Скавронский» в Петербурге; «Дукс», «Бромлей» и «Ильин» в Москве; «Лейтнер» в Риге, «Хрущов» в Орле, «Аксай» в Нахичевани, «Интернациональ» и «Романовский» в Варшаве приступают к серийной сборке и производству автомобилей с использованием импортных комплектующих. Основываются «Российское Автомобильное Общество» и клубы автомобилистов в Петербурге и Москве. Начинается применение легковых и грузовых автомобилей в хозяйстве страны и в армии. Печатаются первые периодические издания и книги, посвященные вопросам автомобилизма.

Торпедный завод купца первой гильдии Г.А.Лесснера, российского подданного шведского происхождения, основанный на германском капитале. Все грузовые автомобили «Лесснер» были построены в той или иной степени с использованием импортных агрегатов. Конструктивно они полностью повторяли свои германские прототипы - машины марок Marienfelde, Loutzky и Daimler. Легкие коммерческие «Лесснеры» имели цепной привод, а машины грузоподъемностью от 2 т и выше оснащались смешанным карданно-шестереночным приводом системы «Рицель».

Восстановить автомобильную историю Российской империи полностью из-за отсутствия многих данных уже не представляется возможным.(Ищи, кому выгодна зачистка архивов)
Тем не менее попробуем разобраться хотя бы в вопросе, соответствующем профилю журнала, - попытаемся по крупицам восстановить историю производства грузовых автомобилей на заводе «Лесснер», опираясь на скупые данные из российских и германских архивов.
Здесь в 1904-1909 гг. были изготовлены первые отечественные автомобили тринадцати разновидностей: легковые, почтовые, пожарные, грузовые.
Завод существовал с 1852 г. и занимался производством насосов, станков, паровых молотов. Это было крупное и широко известное в стране предприятие. В 1902 г. завод заключил контракт с фирмой «Даймлер», согласно которому акционерное общество Г. А. Лесснера получало исключительное право на выпуск в России автомобилей этой марки.



Санкт-Петербург, Марсово поле, 1901 г. Борис Григорьевич Луцкий (позже изменивший свою фамилию на Луцкой) демонстрирует Его Величеству свою «Моторную телегу». Николай II внимательно слушает его разъяснения

Среди машин производимых на заводе были и пожарные, первая из которых была получена 7 июля 1904 г. под торговой маркой «Лесснер» Александро-Невской частью. Его двигатель и трансмиссия были изготовлены на заводе «Лесснер» в Петербурге, а ходовая часть была доставлена из Берлина с завода «Мариенфельде» (филиал фирмы «Даймлер»). До 1906 г. фирма «Лесснер» не строила ходовую часть автомобилей, а получала её по кооперации из Германии. Автомобиль вез команду из 14 чел. и развивал скорость до 25 верст/ч.
В 1906 г. Г. А. Лесснер выполнил престижный заказ: изготовил представительский автомобиль для председателя Совета министров России графа С.Витте. Таким образом, можно сказать, что именно Петербург - родина отечественного автомобилестроения.





Сверху - первый пожарный автомобиль «Лесснер» во время парада петербургских пожарных на Марсовом поле в 1905 г., снизу - годом позже во время учебного выезда. Эта машина считается самым первым «Лесснером» русской сборки, оснащенным отечественным двигателем, однако...

Однако условия этого договора нельзя назвать для «Лесснера» выгодными. Pоссийская сторона обязывалась заплатить за лицензию довольно значительную по тем временам денежную сумму 125 тыс. руб. и, кроме того, переводить в Германию 7% от всего оборота, сделанного на продаже лицензионных и импортных продуктов фирмы Daimler. Но с другой стороны, он давал компании «Лесснер» не только права на производство моторов и автомобилей системы «Луцкий-Даймлер» в России, но и монопольное право на распространение на территории империи всех продуктов фирмы Daimler, изготовленных в Германии. Именно это обстоятельство, то что «Лесснер» не только строил автомобили, но и продавал немецкие машины, затрудняет работу автомобильных историков. Из-за недостатка информации и неполного соответствия российских и германских архивных данных зачастую невозможно идентифицировать конкретные автомбили марок «Лесснер» и «Даймлер-Лесснер» и установить страну их производства.



В поисках новых заказчиков руководство общества «Г.А. Лесснер» решило приступить к производству грузовых автомобилей, но не имея достаточного оборудования для их полной постройки, завод был вынужден комплектовать свои «грузовозы» импортными частями. Практически все грузовые «Лесснеры» были построены на немецких шасси, приобретенных на заводе Daimler в Мариенфельде.



Почтовые фургоны «Лесснер Тип 1» во дворе Главного почтамта. С.-Петербург. 1905 г.

В 1904 г. началась русско-японская война. Российская армия впервые применяет автомобили для курьерской службы, генерал Куропаткин объезжает на «моторе» боевые позиции, во Франции заказывают первый бронеавтомобиль для русской армии. Но в бой этот броневик вступить не успел - война была проиграна. За ней следует Первая русская революция 1905-1907-х гг., народная смута, забастовки, расстрелы демонстраций, баррикады и теракты. Логическим следствием смуты становится экономический кризис, промышленное производство падает, заводы и фабрики закрываются. Почти все пионеры отечественного автостроения прекращают производство автомобилей. Только завод «Г. А. Лесснер» упорно продолжает автомобильную деятельность.



Фургон «Лесснер Тип 2» (1906 г.), а согласно германским источникам - Daimler C2

1907 г. был переломным в автомобильной истории «Лесснера» - компания приступила к полному производству автомобилей. На проходившей в мае 1907 г. в Санкт-Петербурге Первой международной автомобильной выставке, где были выставлены первые автомобили «Лесснер», изготовленные целиком в России, завод получил Большую медаль Государя Императора «За установление автомобильного производства в России».

Фирма экспонировала там несколько легковых машин и шасси для них, построенных согласно концепции фирмы Daimler, конструктивно и визуально практически не отличимых от автомобилей Mercedes. Среди экспонатов был представлен и один грузовой автомобиль «Лесснер» с 4-цилиндровым мотором мощностью 22 л.с., такой же двигатель устанавливался и на легковые машины.





Экспозиция фирмы «Г.А. Лесснер». 1-я Международная автомобильная выставка в Санкт-Петебурге. 1907 г.

С этого времени компания «Лесснер» начала концентрировать свои усилия на производстве легковых автомобилей, а спрос на коммерческие машины удовлетворяла в основном импортными грузовиками, построенными в Мариенфельде. В рекламных объявлениях «Лесснера» 1907-1909 гг. попрежнему были показаны фотографии и рисунки машин, скопированные из каталогов Daimler. Даже двухпалубный городской автобус с империалом, эксплуатируемый в Берлине, предлагался к продаже в России под маркой «Лесснер», однако ни одной такой машины в Петербурге построено не было, да и из Германии такие автобусы в Россию не импортировались.



Этот рисунок автобуса из прейскуранта общества «Лесснер» скопирован с каталога фирмы «Daimler». По русским дорогам он не ездил. И рисунки машин с рекламными объявлениями «Лесснера» взяты из немецких каталогов разных лет.

В конце 1908 года из-за непродуманной таможенной политики Российской империи, когда ввозные пошлины на готовые импортные автомобили взимались по льготным тарифам, а пошлины на иностранные комплектующие стали слишком высоки, цены на автомобили «Лесснер», Daimler и Mercedes в России были сильно завышены, что негативно отразилось на количестве их продаж, и многие российские покупатели предпочитали выписывать машины напрямую из Германии.

В соответствии с торговым договором, заключенным в 1904 г. между Россией и Германией, таможенная пошлина за ввоз к нам немецких двигателей и других аналогичных им по сложности машин была на 10-18% ниже, чем для изделий других стран. Неудивительно, что с 1904 года доля немецких автомобилей в русском импорте стала увеличиваться. Существенную роль в этот момент зарождающемуся автомобилестроению был оказан непосредственно императором, который, единожды заболев автомобилем, всегда интересовался этим вопросом. Первого октября 1908 года именным высочайшим указом были снижены до 5% таможенные платежи на запчасти и комплектующие к автомобилям и моторам внутреннего сгорания, что позволило закупать за рубежом автомобили и моторы в разобранном виде и собирать уже на территории России. Одновременно таможенные платежи за готовые автомобили выросли на 10%. Данная мера дала толчок развитию автомобильного производства в России.
28 июня 1909 г. договор о постройке двигателей и автомобилей между фирмами Daimler и «Г.А. Лесснер» был расторгнут. Советские автоисторики объясняли этот факт малой рентабельностью моторно-автомобильного производства в России и загруженностью «Лесснера» новыми оружейными заказами Морского ведомства. Но в архиве Daimler-Benz документы свидетельствуют, что инициатором расторжения договора выступила немецкая сторона. Ее руководство ожидало большей активности от своего российского партнера.



Один из последних грузовых «Лесснеров». Фургон для Тюремного ведомства (1908 г.)

Для увеличения экспорта легковых и грузовых автомобилей в Российскую империю в том же году фирма «Daimler» нашла себе в Петербурге нового партнера - «Придворную экипажную фабрику Иван Брейтигам». Эта фабрика к тому времени зарекомендовала себя как первоклассный производитель кузовов для легковых автомобилей, причем строились эти кузова исключительно на шасси «Лесснер» и Mercedes. 15 апреля 1910 г. в Москве открылось российское отделение немецкой фирмы «Общество Моторов Даймлер».

В 1909 г. Россия полностью оправилась от кризиса. Наступает новый экономический подъем, политические волнения стихают. Но общество «Лесснер», первый русский крупный машиностроительный завод, рискнувший заняться автостроением, прекращает производство автомобилей. Эстафету «Лесснера» перенимает «Русско-Балтийский вагоный завод» в Риге и начинает постройку легендарных «Руссо-Балтов», прославивших наше отечество на весь мир. Через 5 лет начнется Великая война (так в России прозовут Первую мировую), а еще через 3 года грянет революция и Российская империя прекратит свое существoвание.

Вплоть до середины 1914 г. общество «Лесснер» косвенно продолжало свое автомобильное дело, при заводе содержался общественный гараж, а бывший моторный отдел занимался ремонтом автомобилей всех систем по казенным и частным заказам. В 1915 г. фирма, имевшая уже два завода в Петрограде («Старый Лесснер» и «Новый Лесснер»), объединилась с концерном «Нобель», ведущим российским производителем стационарных и судовых дизельных двигателей марки «Русский Дизель». Так родилось объединение «Ноблесснер». После революции национализированные заводы «Ноблесснер» неоднократно меняли свой профиль. Oни входили в Машиностроительное объединение имени Карла Маркса, причем завод «Двигатель» (бывший «Старый Лесснер») выпускал, между прочим, и масштабные модели автомобилей.

Русско-Балтийский вагонный завод.

Предприятие возникло в 1869 году как филиал немецко-голландской фирмы Van der Zypen und Charlier, производившей железнодорожные вагоны. Компания, получив в России большой заказ (500 вагонов), чтобы не платить таможенных пошлин, основала завод в Риге, Лифляндской губернии.

В 1874 филиал был преобразован в открытое акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод». Пик производства приходится на 1900 год - 5513 товарных и 219 пассажирских вагона.
Завод стал одним из крупнейших машиностроительных предприятий в Российской Империи.
Размещался на ул. Валмиерас (ныне - микрорайон Гризинькалнс). В 1912 году завод занимал территорию в более чем 20 га, состоял из пятидесяти цехов, капитал 9600000 рублей. Численность работников достигала четырёх тысяч человек.
Акционер завода Оскар Фрейвит параллельно основал в 1895 году ещё один вагоностроительный завод - «Феникс». В 1906 году оба предприятия вошли в синдикат «Продвагон», который к 1914 году объединил в себе 14 производителей вагонов - почти 97 % всего вагонного производства Российской империи.
К 1913 году контроль над РБВЗ полностью перешел к Русско-азиатскому коммерческому банку, работавшему с 1910-1917 годах.
Образован в 1910 году путём слияния находящихся под контролем французских акционеров Русско-Китайского и Северного банков. В свою очередь, Северный банк имел статус дочернего учреждения Societe Generale. Располагался в Санкт-Петербурге по адресу Невский проспект, дом 62. Это здание было куплено Северным банком у испытывавшего финансовые трудности Санкт-Петербургско-Азовского коммерческого банка.



Здание Русско-Азиатского банка на Невском, 62; 1914 год

После русско-японской войны число заказов упало, положение компании ухудшилось. По инициативе председателя правления М. В. Шидловского было начато производство автомобилей.

Первого октября 1908 года именным высочайшим указом были снижены до 5% таможенные платежи на запчасти и комплектующие к автомобилям и моторам внутреннего сгорания, что позволило закупать за рубежом автомобили и моторы в разобранном виде и собирать уже на территории России. Одновременно таможенные платежи за готовые автомобили выросли на 10%. Данная мера дала толчок развитию автомобильного производства в России.
Уже 8 июня 1909 года из ворот завода в Риге выкатился первый "Руссо-Балт". Начинался новый этап в истории отечественного автомобилестроения.

Руссо-Балт - марка российского автомобиля, выпускавшегося на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод» (РБВЗ) - предприятие Российской империи, специализировавшееся на производстве вагонов, сельскохозяйственных машин, керосиновых двигателей, кораблей, самолетов, а также автомобилей различного назначения.





В конце 1910 года акционерное общество РБВЗ приобрело «Экипажную фабрику Фрезе и К» - российского автопроизводителя-первопроходца. Мастерские предприятия находились в Петербурге на Эртелевом переулке, 10 (ныне улица Чехова). Затем они были преобразованы в станцию техобслуживания автомобилей РБВЗ.

image Click to view


Бронированные автомобили

Тем временем в целях защиты отечественного производителя и развития собственной машиностроительной промышленности именным высочайшим указом был утвержден закон о введении с 1 января 1911 года новых таможенных пошлин на изделия машиностроения. Согласно закона, готовые самолеты, автомобили, мотоциклеты и двигатели внутреннего сгорания, ввозимые на территорию Российской империи, облагались теперь 80 % таможенной ставкой. Для продуктов Германского машиностроения делалась скидка в 10%. В то же время, при ввозе тех же продуктов в разобранном виде и при сборке их на территории Российской Империи, устанавливалась таможенная ставка на комплектующие в 10% .

Автомобили этой марки были известны по всему миру благодаря своим победам в престижных соревнованиях, например С.-Петербург - Монте Карло в 1912 и 1913 годах. «Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия. О прочности машины говорит такой курьёзный случай: в одном из пробегов водитель наехал на избу; изба развалилась, а автомобиль остался почти невредимым. Завод выпустил около 500 автомобилей за 7 лет.



Руссо-Балт К 12/20 1911 г. Политехнический музей

Значительным событием стала IV Международная автомобильная выставка, которая проходила в мае 1913 года в Петербурге, и в которой участвовало 78 фирм, представивших 386 моделей. В августе 1913 года была утверждена "Большая автомобильная программа".

Главному военно-техническому управлению предписывалось заключить контракты с промышленными предприятиями на выпуск порядка 7500 автомобилей и шасси в год для нужд армии (цифра, как выяснилось позже, абсолютно нереальная). Первыми, кто присоединился к этой программе, были автомобильный отдел РБВЗ и РАЗИПП. Осенью 1913 года был подписан контракт с ростовским предприятием "Аксай".
Принятие программы привело и к возникновению новых предприятий. Практически сразу было создано АМО и уже в декабре началось строительство завода в Москве. Первый автомобиль на заводе АМО удалось собрать уже летом 1914г. Но о производительности 1500 автомобилей в год, о которой было заявлено в начале строительства, речи уже не шло. Пока завод собирал машины из итальянских деталей, его производительность ограничивалась количеством привезённых комплектов. После перехода на комплектующие собственного производства, производительность упала - не хватало квалифицированных кадров ни рабочих, ни, тем более, инженерных. К тому же приходилось заниматься ремонтом автомобилей, возвращаемых с фронта.
В общей сложности на территории России за восемь лет с 1907 года по 1 января 1915 года было произведено и собрано 12446 автомобилей.
В их числе шасси "Руссобалтов" моделей С, Д, М и Т, автомобилей Пузырёва и ФИАТов, выпущенных АМО, использовались для бронеавтомобилей различных типов. Завод "Ноблеснер" выпускал бронеавтомобили собственной конструкции.

Русско-Балтийский вагонный завод - акционерное машиностроительное предприятие Российской империи. Первоначально завод располагался в Риге, но ввиду Первой мировой войны осенью 1915 года был эвакуирован в Тверь, Москву и Петроград.(Осенью 1915 , император Николай II принял решение эвакуировать завод в Москву в район Фили.)
А в 1918 году завод национализировали и постановлением Совнаркома переименовали в Первый государственный бронетанковый завод. В 1923-м его передали в концессию фирме «Юнкерс» и на предприятии начали выпускать самолеты Ю-20, Ю-21.

После Октябрьского переворота город Рига, Лифляндской губерни, отторгался от России по условиям Брестского мира.

Во времена первой Латвийской республики в пустом помещении бывшего завода разместились многочисленные кустарные мастерские. Со второй половины 40-х годов до начала 90-х в помещениях бывшего Русско-Балтийского завода размещался 29-й военный ремонтный завод, подчиненный Центральному автомобильному управлению МО СССР. Завод занимался ремонтом тракторов и гусеничных тягачей для Советской Армии. На здании управления завода висела гранитная табличка в память выпуска первого русского автомобиля. Во времена перестройки организован кооператив, производящий прицепы к легковым автомобилям. Впоследствии кооператив принял название «Руссо-Балт».

Почему именно в 1908 году министерство финансов Российской империи озаботилось изменениями таможенных пошлин, фактически невыгодных для отечественного автопрома?
За 2,5 месяца до изменения таможенных пошлин упал Тунгусский метеорит...Что это было на самом деле?
Таня Карацуба пишет о Тунгусском метеорите 17(30) июня 1908 года http://kara-dag.info/vopros-o-zachistkax/
"Таня! Хочу спросить вас о Питере. Как вы думаете, он действительно был зачищен перед революцией 1917? И Томск? И Москва? Спрашивала у Антона , пишет, что все это выдумки. Ничего не было подобного. На Есенина сослался. Типа, он же был и жил .
Таня Карацубаответила ღღღИрине
10:09
Все большие города имели зачистки. Это хорошо показал Михаил БУЛГАКОВ в «Собачьем сердце» - помните Шариков говорит о зачистках, когда пришел уставший домой. «А мы их давили-давили, душили-душили». Против Булгакова - не попрёшь.
С 1905 года Россию готовили к Революции 17 года. Зачистка шла повсеместно. К этому проявлению деспотизма относится известное «Ленское восстание» 1905года. А дальше - 1908 «Тунгусский метеорит» -которого НЕ было. Были ядерные удары по активным населенным точкам. Ударов было ВО МНОЖЕСТВЕ. Сибирь бомбили именно в это время."




После проигрыша Россией русско-японской войны и следующей за ней первая русской революции 1905-1907-х гг., народной смуты, забастовкок, расстрелов демонстраций, баррикад и терактов настал экономический кризис, промышленное производство падает, заводы и фабрики закрываются.
Иностранные капиталисты предчувствуют, что их влиянию в Российской империи скоро наступит конец.
Поэтому они не были заинтересованы продолжать развивать и технологически модернизировать российский автопром, не были заинтересованы в инвестициях в промышленность.

Вводится так называемая АБСУРДНАЯ таможенная политика Российской империи.

На самом деле вместо абсурдности был деловой расчёт.

Иностранные капиталисты прекрасно понимают, что без постоянного притока солидных инвестиций и технологий в Российской промышленности наступит крах.
Поэтому на данном этапе им было выгоднее продавать готовую продукцию и на полученную прибыль модернизировать СВОЮ автомобильную промышленность, чем вкладываться в российскую.
Поэтому с 1908 года пошлины на импортные комплектующие и импортное оборудование стали чрезмерно велики, в результате этого:

-в конце 1908 года фабрика Фрезе прекратила сборку отечественных автомобилей, ограничившись только постройкой кузовов на импортных шасси Renault, Clement-Bayard, Lorraine-Dietrich, Panhard-Levassor (Франция), Germain, Minerva (Бельгия), FIAT (Италия). Одновременно фирма продавала в России и готовые машины этих заводов.

-28 июня 1909 г. договор о постройке двигателей и автомобилей между фирмами Daimler и «Г.А. Лесснер» был расторгнут.

Изменение таможенных пошлин в 1908 году поставило автопром Российской империи в жесточайшую зависимость от поставки импортных комплектующих. Поэтому ни о каком массовом производстве автомобилей речь не шла. Германия знала, что вскоре предствои война с Россией, поэтому усиливала свой автопром.

1 января 1911 года последовало новое изменение таможенных пошлин, когда все стратегически важные изделия машиностроения- готовые самолеты, автомобили, мотоциклеты и двигатели внутреннего сгорания, ввозимые на территорию Российской империи, облагались теперь 80 % таможенной ставкой. Для продуктов Германского машиностроения делалась скидка в 10%. В то же время, при ввозе тех же продуктов в разобранном виде и при сборке их на территории Российской Империи, устанавливалась таможенная ставка на комплектующие в 10% .

Только формально это поддерживалo российского производителя, на самом деле он чрезвычайно затруднял приобретение техники, а весь российский автопром ставил в зависимость от количества проданных комплектующих. Захотят иностранные капиталисты продать России запчасти-автопром сможет собирать автомобили, не захочет-автопром встанет замертво, как вкопанный, создать свои комплектующие не представлялось возможным: не хватало квалифицированных кадров- ни рабочих, ни, тем более, инженерных.

Этими двумя законами об изменении таможенных пошлин 1908 и 1911 годов, фактически был подготовлен крах российского автопрома. Россию готовили к революции 1917 года, Германия готовилась к войне, ей не нужен был сильный соперник, имеющий в своём распоряжении такие же передовые на то время самолёты и автомобили.

Производство шин на санкт-петербургском заводе "Треугольник" и рижском заводе "Проводникъ" в 1917 году было остановлено, всё пошло прахом, так как эти заводы контролировались иностранными капиталами. Об этом я уже писала здесь:

Резиновая промышленность Российской Империи под контролем иностранного капитала.
http://cat-779.livejournal.com/32269.html

После Октябрьского переворота пришедший к власти гегемон будет искать новых инвесторов и поставщиков технологий (в основном, заокеанских).

Но самое главное, что за 9 лет до начала таможенных реформ в машиностроении и события, которое мы согодня называем "Тунгусским метеоритом", была введена свободная конвертация бумажных ассигнаций в физическое золото, в результате которой иностранные инвесторы благоразумно и заблаговременно смогли перевести полученную прибыль в золото и вывезти его из страны, тем самым обескровив российскую экономику.Начиная с 1908 года, они просто добили Россию технологически....

После Октябрьского переворота, чтобы отобрать то колоссальное количество золота, которое находится в частных руках, будет организован жесточайший голодомор-это одно из следствий введение в Российской империи золотого рубля и его свободной конвертациии в физическое золото.
Российский автопром, как и производство российских шин , будет на долгие годы угроблены.
Производство бронемашин станет приоритетом......

Источники:
Германские капиталы в машиностроении России
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8B_%D0%B2_%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
Грузовозы Лесснеръ
http://www.gruzovikpress.ru/article/3755-istoriya-avtomobilnoy-marki-lessner-gruzovozy-lessner/
Автомобили и трактора Российской империи до начала великой войны
http://samlib.ru/g/guk_k_s/awtomobilestroitelxnajapromyshlennostxitog.shtml
Л.В. Васильева
Участие иностранного капитала в экономике Российской империи и его влияние на торгово-промышленное развитие Западно-Сибирского региона в конце XIX - начале XX ввa href="http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:kPWm6FLLiioJ:derzava.com/statji/vasiljeva-inostrannyj_kapital.html+&cd=10&hl=ru&ct=clnk&gl=ru" target="_blank">http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:kPWm6FLLiioJ:derzava.com/statji/vasiljeva-inostrannyj_kapital.html+&cd=10&hl=ru&ct=clnk&gl=ru

автопром, Российская империя, таможенные пошлины, Тунгусский метеорит, Технологии

Previous post Next post
Up