Ещё одно доказательство того, что совсем недавно мир был единым. Часть Ирана раньше входила в Российскую Империю. Совсем не случайно в Иране до сих пор производятся в массовом количестве так называемые "сахарные головы", которые перестали выпускать в СССР , однако сейчас эта технология возрождается в российской Федерации. Сама традиция пить много горячего чая с колотым сахаром вприкуску в холодной стране появилась относительно недавно-во второй половине 19-го века. Может именно тогда и произошло резкое изменение климата в сторону похолодания?
Так называемые "сахарные головы" и щипцы для их раскалывания.
Путешественник Михаил Кожухов побывал в иранском городе Йезд. Там он стал очевидцев процесса приготовления "сахарных голов" на небольшом заводе и даже сам в этом поучаствовал. Оказывается, в Иран сахар впервые попал из России в позапрошлом веке. Но, в отличие от России, в Иране сохранилась традиция пить чай вприкуску с расколотыми кусочками "сахарной головы". В СССР долгое время существовал обычай пить чай из блюдечка с кусочками рафинада, так как "сахарных голов" уже давно не выпускали.
Смотрите с 27-ой по 36-ую минуты.
Click to view
Вокруг света - Иран
В старые годы расплавленный сахар заливали в специальные формы, и он так остывал и твердел. Получался белоснежный слиток, по форме напоминавший артиллерийский снаряд. Этот слиток и носил название сахарной головы. Сахарная голова имела форму цилиндра. Один торец цилиндра был плоский, и на этот торец сахарную голову можно было поставить. Другой конец цилиндра имел заостренную форму. Сахарная голова, извлеченная из формы, заворачивалась в специальную плотную бумагу синего цвета, которая так и называлась - сахарная бумага.
Сахарные головы изготовлялись разной величины, весом в один пуд (16 кг.) , полпуда и т. д.
В XIX веке русские выработали свой ритуал чаепития и свои рецепты приготовления чая. Из Сибири пришел обычай пить чай с сахаром вприкуску или, как тогда говорили, "с угрызением".
А вот как могла пить чай, например, знаменитая кустодиевская "Купчиха": со сладким вишнёвым, клубничным, яблочным вареньем, с мёдом или вприкуску с кусочком колотого сахара. Варенье она намазывала на хлеб или ела ложкой из блюдца. Сахар в XIX в. был совсем непохож на нынешний, рассыпной. Он был неосветленным и кусочками - хозяин дома откалывал его от большой «сахарной головы», а чай с ним пили «в прикуску». И колотый сахар не растворялся моментально, но был "долгоиграющим", как леденец, что помогало растянуть удовольствие. И, конечно, как и сегодня, в чай добавляли молоко, сливки или кружочек дорогого лимона, а иногда и фруктовые наливки.
Примерно так выглядел сахар в XIX веке. Он был неосветленным и кусочками - его нужно было откалывать. А сейчас такую прелесть нам привозят из Англии...
В России чай пили в двух вариантах: вприкуску и внакладку. Самый распространенный - вприкуску или «через сахар». Для этого требовался осколок «белого камня». Сахарная голова раскалывалась на большие куски. Специальными сахарными щипцами эти куски разделялись не мелкие кусочки. Сахар был нерафинированным, очень плотным по консистенции, поэтому по твердости напоминал камень. Да и растворялся он даже в горячей воде достаточно медленно. Для питья чая вприкуску небольшой «каменный» кусочек сахара зажимали передними зубами и через него протягивали горячий чай. Он омывал кусочек и оставлял во рту легкий сладкий, не приторный вкусовой послед. С современным рафинированным сахаром такой «фокус» не удастся. Понятно, что производимые звуки при таком питье были достаточно специфические. Одна из причин нераспространения питья чая вприкуску в аристократическом кругу XVIII-XIX веков лежит, без сомнения, в этике стола.
Второй способ питья чая - внакладку, рассиропливание, растворение кусочка сахарной головы или, что более редко, сахарного песка в чае, - пользовался меньшей популярностью в России по нескольким причинам. Во-первых, до второй половины XIX века сахар был очень дорогим продуктом, а расход на чашку чая был достаточно большим в силу его не рафинированности. В любом случае, для аристократов это была альтернатива чаю вприкуску. Во-вторых, известно, что любой раствор сахара фиксирует в нем ароматы, принижая их ароматическую компоненту. Последняя, как известно, в питье китайского байхового чая в России, и в Сибири особенно, была достаточно высока и уважаема чаепийцами. Но едва ли эта ситуация была главной.
В Сибири, как и во всей России, пили чай по обыкновению вприкуску. «Большая часть крестьян пьет чай через сахар (с прикуской) . Во второй половине XIX века, когда сахар стал массовым продуктом, стали пить и внакладку, но всегда с прикуской. «Хозяйка спросила, пьем ли мы чай с прикуской? Отвечаем, что внакладку пьем, т.е. с сахаром. - «Я-с это очень хорошо могу понимать, но позвольте узнать, угодно ли прикуски к чаю?» Оказалось, что пить чай с прикускою - значит вместе с чаем есть сладкий пирог или что-то вроде пирожного, приготовленного дома» . В Сибири всегда пили чай «с прикуской», с медом, фруктовыми выварками и мягкими: различными пирогами, ватрушками, помазунками , есвитом и пр. Оборот «с прикуской», т.е. с различными выпечками, вареньями и пр. был распространен исключительно в Сибири. В европейской части страны так не говорили.
"В аристократических домах к чаю подавали сливки и колотый сахар. В бакалейных магазинах можно было купить конические сахарные головы разного размера, завернутые в бумагу. От такой головы специальными щипчиками для сахара откалывались кусочки, с которыми и пили чай. При этом особые любители чая различали сахар по вкусу и сахаристости и брали только определенные сорта, поскольку это существенно влияло на вкус чая. Сахар-песок покупали только для кухни - от него чай утрачивал прозрачность, становился мутным, а кроме того, в нем не было того «вкуса», который был в кусковом. "
Сахарные головы. Начало ХХ в.
Сахарная голова.
Технология приготовления "сахарных голов" была опубликована аж в 1887 году инженером-технологом Николаем Васильевичем Чериковским.
Развитие потребления чая способствовало подъёму тех отраслей промышленности, которые были прямо или косвенно связаны с чайной торговлей. Так, в Туле широко развилось производство самоваров: если во второй половине XVII века самовары производились практически поштучно, то к 1850-му году в Туле действовало 28 самоварных фабрик, общий выпуск самоваров достигал 120000 в год.
Получил известность в XIX веке и русский фарфор - первоначально чайную посуду, по инициативе Екатерины II, стали выпускать небольшими партиями на Императорском фарфоровом заводе, впоследствии этим занялись многочисленные частные фирмы. Во второй половине XIX века основным производителем «массового» чайного фарфора стало Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова, в которое вошли многие ранее самостоятельные фарфоровые и фаянсовые фабрики России. В начале XX века каталоги фарфоровых заводов содержали сотни видов чайных пар, сервизов и отдельных предметов сервировки чайного стола, любых форм, размеров и расцветок, на любой вкус.
Сухопутная транспортировка (исключительно гужевым транспортом) была причиной дороговизны чая в России. От китайской границы до Москвы чайные обозы проходили около 11000 км, на что требовалось до полугода. К цене чая, помимо пошлины в 80-120 % от покупной цены, взимаемой царским правительством, добавлялись расходы на перевозку, прокорм возчиков и охрану, в результате для потребителя чай в России стоил, в сопоставимых ценах, в 10-12 раз дороже, чем в Германии и Англии. На чашках завода Ситегина в 60-е годы XIX века можно встретить надпись: «Кяхтенский чай и муромский калач - завтракает богач».
Ситуация коренным образом изменилась лишь во второй половине XIX века, когда сначала в 1862 году начался ввоз в Россию доставляемого морским путём кантонского чая, а с 1880-х годов начали функционировать Самаро-Уфимская и Екатеринбургско-Тюменская железные дороги, резко сократившие время и стоимость сухопутной доставки чая. В эти же годы начались поставки чая в Россию из Индии и Цейлона - этот чай доставлялся морем в Одессу и оттуда развозился по стране. Цена чая резко упала и он стал ежедневным массовым напитком. В 1886 году чай был введён в состав армейского пищевого довольствия, а с середины 1890-х годов начал фигурировать в трудовых договорах как одна из частей заработной платы (выплачиваемой «деньгами, харчами и чаем»)
В 1890-93 годах на Мясницкой для Сергея Перлова по проекту Клейна был построен трехэтажный дом с подвалами и торговыми залами на первом этаже для специализированной торговли чаем.
До середины XIX века распространение чая в России было географически чрезвычайно неравномерным: пили его в основном в городах, на территории Европейской России и Сибири. В то же время на Украине, в Среднем Поволжье, на Дону, равно как и в Белоруссии, чай был практически неизвестен. До конца XVIII века розничная продажа чая была развёрнута только в Москве (оптовая торговля велась также на Ирбитской и Макарьевской ярмарках в Нижнем Новгороде). Даже в Петербурге до середины XIX века существовал всего один чайный магазин на весь город, в то время как в Москве в 1847 году количество специализированных чайных магазинов уже превышало сотню, а чайных и прочих заведений общепита, где подавали готовый чай, было более трёхсот. В первой половине XIX века до 60 % и более всего ввозимого в Российскую Империю чая потребляла Москва, остальное развозилось по городам и усадьбам Центральной России.
Во второй половине XIX века район распространения чая стал быстро увеличиваться: чайная торговля открылась в Одессе, Полтаве, Харькове, Ростове, Оренбурге, Самаре, Уральске, Астрахани. А к началу XX века Россия стала лидером по абсолютному потреблению чая в мире (исключая Китай, по которому нет достоверных сведений о собственном потреблении чая в это время). Общий оборот российской чайной торговли перед Первой мировой войной достигал нескольких сотен миллионов рублей в год, чайные склады и магазины имелись практически во всех крупных городах страны, ввоз чая в первые годы XX века достиг 57 тысяч тонн в год и продолжал расти.
Именно во второй половине 19-го века резко возрастает производство "чайной инфраструктуры"-самоваров, чайного фарфора, резко дешевеет чай и становится общедоступным и повсеместно распространённым в огромной стране. И в то же время: во второй половине 19-го века сахар уже стал широко распространенным недорогим продуктом, о чем свидетельствуют поваренные книги того времени.
Может, так много чая стали пить в России после того, как во второй половине 19-го века вдруг резко поменялся климат в сторону похолодания?