Витражи: до и после Французской революции.

May 19, 2016 19:07

Вплоть до конца 18-го века изготовление витражей было поставлено на промышленную основу, витражи были повсеместно распространены и украшали собой не только соборы и храмы больших, но также малых и средних городов. Во время Французской революции почти все шедевры витражного искусства были разбиты , демонтированы или проданы, технологии производства витражей были утеряны и начали возрождаться только спустя почти 100 лет.





Смотрите видео начиная со 2-минуты, обратите внимание на потрясающей красоты витражи, чудом уцелевшие во времена Реформации и дошедшие до наших дней в их оригинальном виде..

image Click to view


Линкольнский собор

Витра́ж (фр. vitre - оконное стекло; от лат. vitrum - стекло) - вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.



Витражи из Аугсбургского собора, 1100 г. Германия

В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, и в так называемых окнах «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
В России витражи существовали ещё в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Особое место в создании витражей эпохи готики заняла Франция, страна, где готическая архитектура фактически родилась и которую соседние страны cчитали образцовой.

Несмотря на то что витражи принадлежат к числу самых прекрасных и привлекательных произведений средневекового искусства, долгое время им не придавали такого значения, как фрескам или произведениям станковой живописи. Создавать монументальные картины из цветного стекла придумали вовсе не в готическую эпоху: истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности.



Витражные стены Cент-Шапель, Париж

"Первый ярус Сент-Шапель богато оформлен, потолок расписан фресками, стены украшены геральдическими лилиями и гербами Бланки Кастильской, оконные проемы - витражами.
Но самое потрясающее зрелище ждет вас на втором этаже. Поднявшись наверх по узкой винтовой лестнице, в первую минуту кажется, что здесь вообще нет стен. Только огромные окна и разноцветные витражи. Сюда надо приходить обязательно в ясный солнечный день! Витражи в пятнадцать метров высотой, занимающие площадь более 600 кв.м., иллюстрируют более чем 1000 сцен из Ветхого и Нового завета - начиная от Сада Эден и заканчивая Апокалипсисом. Несмотря на то, что большая часть из этого является уникальной репродукцией, около двух третей витражей подлинные и сохранились с XIII века. Терновый венец сейчас находится в соборе Нотр-Дам де Пари."

Чтобы понять насколько сложно было проектировать и устанавливать витражи на такую высоту, необходимо знать, что вес 1 кв. метра витражей из стекла толщиной 20 мм может достигать около 50 кг! Витражное стекло тяжелее обыкновенного стекла, т.к. в его состав добавляют соли металлов для окраски. К весу самих стёкол, из которых составлен витраж, необходимо добавить ещё вес свинцовых перегородок, скрепляющих эти стёкла вместе.
http://steklo-kom.ru/tablica_vesa_stekla

Почти до середины XII века окна в храмах оставались сравнительно небольшими, поэтому в них могли поместиться лишь маленькие витражи с изображением нескольких сценок или одной крупной фигуры. Но после 1150 года начался процесс постепенного «растворения» стены: размеры окон неуклонно увеличивались. В конце концов гладких стенных поверхностей осталось так мало, что архитектура, по существу, свелась к каркасу для окон.(Чтобы изготовить такое огромное количество витражей, надо было иметь производство стекла на промышленном уровне и задействовать высокие технологии , как, например в Венеции при производстве муранского стекла.)



Витражные окна на тему Ветхого и Нового завета кафедрального собора в Шартр, Франция

Первым пиком развития этой тенденции стали возведенные в конце XII столетия соборы в Суассоне, Бурже и Шартре (Франция) и в Кентербери (Англия). Огромные окна этих зданий были украшены пластинами цветного стекла, образующими повествовательные циклы, многочисленные эпизоды которых создавали единую геометрическую структуру.



Витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла»

Стиль французской зрелой готики в витражном искусстве вскоре проник и в Англию, хотя изящные пропорции фигур и крупные складки одежд получили там повсеместное признание лишь около 1270 - 1280 годов.
Важную роль в развитии зрелой готики в английском витражном искусстве сыграли еще два заимствования из Франции - ажурное окно и фигура под балдахином, почерпнутые из репертуара архитектурных форм. Благодаря ажурной работе восточные стены и западные фасады соборов в Йорке, Эксетере и Глостере превратились в сплошные стеклянные плоскости. В результате при рассмотрении из хора вся восточная стена превращалась, по существу, в гигантский заалтарный образ.
Следующим этапом в развитии французской зрелой готики стал цикл витражей, украсивший хор аббатства Сент-Уэн в Руане (1325 - 1338)...витражисты стали делать более тонкие и прозрачные стекла и пользоваться более яркими красками.



Руан - церковь Сент-Уэн

Еще один выдающийся образец витражного искусства той эпохи сохранился до наших дней в хоре собора в Эвре (к юго-западу от Руана).
Изящество, отличающее витражи эвреского деамбулатория, достигает здесь такой степени великолепия, что назвать эти шедевры простой имитацией руанского стиля уже невозможно: перед нами оригинальное достижение витражного искусства.



Витраж из собора в Эвре

Вторая половина XIV столетия стала настоящим золотым веком витража в немецкоязычных областях. Крупным центром производства витражей была Прага, где в XV веке гуситы уничтожили все плоды этого искусства.



Образец средневекового витража.

Влияние пражских мастеров распространялось на Австрию (Вена), Восточную Германию (Эрфурт), Франконию (Нюрнберг), Швабию (Ульм), верхнерейнские земли (Шлеттштатд) и даже Англию. Во Франции многие витражи также погибли во время Столетней войны (1337 - 1453) и религиозных войн XVI века. К концу XIV столетия художественные стили, преобладавшие в двух важнейших центрах витражного искусства - Париже и Праге, - во многом сблизились между собой, и в результате, как это уже случалось на рубеже XIII - XIV веков, на заре XV столетия сформировался интернациональный стиль, который историки искусства называют «мягким стилем» или «интернациональной готикой».



К середине XV века витражное искусство стало испытывать все более заметное влияние фламандской станковой живописи - ведущей школы того периода.

Витраж выходит за рамки соборов. Поздняя готика.

До сих пор мы рассматривали только витражи, украшавшие соборы и роскошные постройки, связанные с придворными кругами. Однако со второй половины XIV века витражи все чаще использовались и в декоре городских приходских церквей. Витражисты стали приезжать в города, где прежде не существовало традиций витражного искусства.(Широкое распространение витражей можно объяснить их недорогой ценой, а это было возможно только в условиях промышленного производства стекла и красок. В свою очередь, промышленное производство стекла и красок было недорогим, потому что использовались бестопливные источники энергии.)



Наивысшего расцвета в эпоху возрождения витражное искусство достигло в Италии. В XIV-XV веках здесь возникли витражи принципиально нового типа. Это было связано с новыми приемами в изобразительном искусстве (применение перспективы, светотеневое моделирование) и новыми техниками производства стекла для витражей. Джотто, Микеланджело, Ботичелли и другие художники обосновали принципы возрожденной живописи античности, которые открыли искусству витража новые изобразительные средства. Технология производства витражного стекла была усовершенствована благодаря использованию серебряной протравы и других химических веществ. Стало возможным не добавлять красящий пигмент в расплавленное стекло, а окрашивать готовое стекло в желтый и красный цвет. Эти и другие технологии позволили сделать витраж более похожим на картину, уменьшилось количество свинцовых пластин между стеклами.



Именно в эпоху Возрождения стали применять пескоструйную технику, которая позволяла добиваться стекла с разной по фактуре поверхностью. Вообще, XV-XVI век характеризуется большим разнообразием техник, средств и приемов создания витражей. Итальянские витражи эпохи Ренессанса вскоре заполонили Европу. В Бельгии, Англии, Нидерландах и других странах возникали центры стеклоделия. В Нидерландах популярными были такие мастера как Дирк и Вутер Крабеты, которые внесли в южную, итальянскую манеру витражного искусства сдержанность и декоративность. Памятники эпохи Ренессанса: Миланский и Брюссельский собор, собор св. Этьена, церковь св. Иоанна и др.



Образец средневекового витража

XVI-XVII века - упадок витражного искусства. Техника витража, собирания из кусочков стекла картины, постепенно вытесняется росписью, и непрозрачными эмалями в том числе. Секреты многих мастеров были потеряны, стеклодельческие центры в странах Западной Европы закрывались. Такой упадок витражного искусства длился до начала XIX века.
Упадок витражного искусства связан и с реформами Кальвина и Лютера в XVI веке. Так как искусство витражей было католическим, протестантская Церковь воспринимала его враждебно, ведь такой элемент декора аскетическим протестантам претил. Тридцатилетняя война уничтожила все стеклодельные мастерские Европы. Важную роль в этом сыграл экономический фактор - дорогостоящее производство витражей стало просто невыгодным.
XVIII век - эпоха Просвещения - характеризуется борьбой буржуазии с пережитками феодализма, которая затронула и витражное искусство.

Витражи готических соборов заменили на обыкновенное стекло. Произведениям романского и готического стеклоделия значительный удар нанесла Великая французская революция. Именно в те времена было разбито большинство витражей Франции.

После падения конституционной монархии 10 августа 1792 года временное правительство постановило переплавить некоторые изделия из металлов для нужд обороны.В результате этого
с 6 по 10 августа 1793 года проходил демонтаж (всего было разобрано 51 погребение, статуи, надгробные памятники, колонны, алтари, витражи, и т. д
Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор Парижской Богоматери в Париже пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.
В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах».
Церковь Сен-Жюльен во время Французской революции превратилась в казарму республиканской армии, а затем была просто продана. Деревянную обшивку, красивейшие витражи и прочие элементы были проданы отдельно.

Для производства витражей использовалось муранское стекло, но и его производство после Французской революции пришло в упадок, мастера уехали, технологии были преданы забвению на века... Об этом я уже писала в своей статье:
"В XVIII веке Венецию оккупируют французские войска, стекольные цехи закрываются. Многие мастера покидают страну, старинные технологии утрачиваются.
"после французской революции происходит падение Венецианской республики, и в 1806 году французские войска, окупировав остров, полностью разгромили все цеха, мастерские и производства муранского стекла."
Почему же во время французской революции 18-го века французские войска разгромили все цеха и мастерские по производству муранского стекла, многие мастера покинули страну, а технологии были утрачены?
Надо искать, кому это было выгодно.
На смену муранскому стеклу пришёл хрусталь.
Фактически, после французской революции из всеx видов муранских стёкол было отобрано самое дешёвое по составу и простое по технологии изготовления, это был прозрачный бесцветный муранский хрусталь, к его составу был добавлен оксид свинца в количестве от 10 до 30%%, и этого было вполне достаточно, чтобы вести суперприбыльный бизнес, не заморачиваясь на изготовлении муранских стекол по другим технологиям." http://cat-779.livejournal.com/21358.html

Так называемые религиозные войны и французская революция-это период глобальной планетарной катастрофы, когда шёл захват планеты. Заводы, станки, оборудование, население безжалостно уничтожались. Неудивительно, что такое небольшое количество витражей тех времён ввиду хрупкости стекла, из которого они были изготовлены, дошли до наших дней. Мастера-реставраторы тщательно восстанавливают старинные витражи, помогая сохранить их как можно дольше.

image Click to view


Средневековые европейские витражи. Реставрация

Период упадка понемногу сменился на оживление интереса к витражам лишь в 19 веке. Но были потеряны как значительные произведения средневековья (побиты камнями витражи во Франции в годы революции 1789-1793), так и средневековые секреты и технологии их создания. Мастера Западной Европы работают над восстановлением забытых технологий и открывают новые (новые рецепты варки стекла, его окраска, использование меди вместо свинца в перепонках т.п.). В Европе, например, изготовлением витражей занималась «Мастерская живописи на стекле» при Королевской мануфактуре фарфора в Мюнхен, но спрос на витражи рос и не удовлетворяется.



Образец средневекового витража

Лишь в конце XVIII - начале XIX веков началась новая история витражного искусства. Эта эпоха характеризуется увлечением неоготикой, поэтому мода на витражи вернулась. Стеклоделие было возрождено, а отношение к витражам поменялось. Витражи перестали быть предметом только лишь церковного декора, хоть и сохранили сакральный смысл. Витражные произведения теперь стали атрибутом и светской архитектуры, их заказывали не только церкви, но и богатые буржуа. Именно европейские неоготические тенденции повлияли на появление витражей в России.

В Германии и в Нидерландах с начала XIX века началось возрождение витражного искусства. А в России, вопреки желанию Николая I начать отечественное производство витражей («транспарентных картин»), создать витражное стекло не удалось до конца века. Все витражи, имеющиеся в России, были либо очень дорогими вещами, сделанными Европе в средние века или эпоху Ренессанса, либо подделками. Такие «витражи» были либо росписями по стеклу (обычными масляным красками), либо стеклами с наклеенной бумагой, которая имитировала средневековый рисунок. Правда, единичные попытки создания настоящих витражей предпринимались различными мастерами (Орловым, Бахметьевым, Воробьевым), но до нашего времени они не сохранились.



Производство настоящих витражей в России начинается с 60-х годов XIX века, с создания В.Д. Свечниковым витражной мастерской. Хоть она располагалась в Мюнхене, но здесь изготавливались витражи только на заказ для России, в первую очередь, для царствующих особ.
Золотое время художественного стеклоделия и в России, и в Европе, и в Америке -1880-1890-е годы. Наконец, технологии создания стекла стали рентабельными в нашей стране.(Рентабельность изготовления витражей в тот период времени означает использование бестопливной энергии вплоть до октябрьского переворота). А мода на витражи в высшем свете стала еще более актуальной. Этому всплеску интереса к витражам способствовало распространение стиля модерн. Сами элементы стиля модерн, такие как, графичность контуров, декоративность, ажурность - очень подходили природе витражей. Сама техника создания витражей была создана как будто специально для этого стиля.



Образец средневекового витража.

В эти времена только в одном Петербурге функционировало более 20 мастерских витражного стеклоделия (Франка, Оффенбахера, Кноха, Антоковича и др.). Стали открываться учебные заведения, обучающие специалистов художественному стеклоделию, витражному искусству. Вскоре витраж перестал был предметом роскоши, стал более доступным для масс. Использовались для витражей в основном пейзажные сюжеты или орнаменты. Одно из наиболее знаменитых произведений художественного стеклоделия той эпохи - торговый дом Елисеевых, который расположен на Невском проспекте.На рубеже веков витраж массово стал применяться в архитектуре Петербурга.



Торговый дом братьев Елисеевых. Сохранившийся фриз в окнах первого этажа этого здания.

В Европе, в начале XIX века, многие мастера посвящали себя воссозданию памятников витражного искусства. Расцвет его прошел под знаком различных обществ, наподобие английского Движения искусств и ремесел Морриса.



Образец витража викторианской эпохи

В конце XIX - начале ХХ веков витражи стали настолько популярны, что в Европе и Америке создалось большое количество предприятий, которые выпускали витражи в промышленных масштабах. К ним относились, например, «Гильдия века», «Моррис, Маршалл, Фолкнер и К°» (Англия), фирмы Тиффани и Лафаржа (США).

В то время шёл передел мировых рынков , и именно Л.К. Тиффани достался рынок цветного стекла и изделий из него: витражей, абажуров, бижутерии.

Луис Комфорт Тиффани - один из наиболее известных представителей витражного искусства мира. Он был основоположником промышленного производства витражей, постоянно экспериментировал, получая новые виды стекла, протрав, покрытий и т.д. Он создал новую технику производства наборных витражей - технику Тиффани. Вместе свинцовых пластин он предложил использовать тонкую медную фольгу, обвертывать ее вокруг кусочков стекла. Края фольги загибали на стекло и пропаивали с двух сторон. Получалась тонкая, но прочная основа, которая позволяла включать в витраж даже очень мелкие элементы или делать его объемным. Это свойство Тиффани использовал для изготовления своих знаменитых ламп. Благодаря Тиффани, все преимущества классической мозаики приобрело и витражное искусство.



Витраж " Красавица и Чудовище"

В ХХ веке искусство витража продолжало развиваться. Оно прошло и конструктивистские, и сюрреалистические, и абстракционистские тенденции. После непродолжительного периода упадка, связанного с I мировой войной и революцией, витражное искусство поднялось на высокий уровень и в России, найдя выражение в советском стеклоделии.



Технология изготовления витражей очень сложна, требует огромных энергетических и трудовых затрат.
Только использование свободной энергии и применение современной компьютерной техники и станков с программным числовым управлением может значительно удешевить процесс изготовления витражей и сделать иx доступными для широких масс, имеюшееся в наши дни современное оборудование по изготовлению стекла и витражей сводит до минимума ручной труд мастеров. С одной стороны, это можно назвать несомненным плюсом, но, какой бы совершенной ни была техника, с ручным трудом она никогда не сравнится.

Видео рассказывает об истории производства витражей:

image Click to view


Как это делается (Витражи)

На видео показан процесс производства художественного стекла. Обратите внимание на печи с температурой 1400 градусов Цельсия! Было бы чрезвычайно интересно послушать рассказы господ официальных историков, как в эпоху средневекового мракобесия и отсталости умудрялись разогревать печи до такой высокой температуры и удерживать её постоянной в течение долгого времени! Без электроэнергии это сделать невозможно!

image Click to view


Производство художественного стекла

На видео показано производство художественного стекла, обратите внимание на количество разнообразных красителей, используемых для проиводства витражей. Чтобы такие красители изготовить, нужна развитая химическая промышленность, которая уже имелась в те времена, когда витражи начали массово изготавливаться, но была разрушена во времена так называемой Французской революции.

image Click to view


Производство продукции на Uroboros Glass

Применение станков в программным числовым управлением для проиводства витражей. Такой процесс сводит до минимума применение ручного труда и время изготовления, а также максимально удешевляет готовые витражи.. Что очень важно, вес готового изделия будет меньше, чем если бы такой витраж был изготовлен с помощью традиционных технологий: из кусочков цветного стекла с перегородками.
Использование компьютерных технологий вместе со станками ЧПУ имеет большое будущее, смотрите сами:

image Click to view


Витражный станок с ЧПУ Standart DM-1222

image Click to view


Изготовление витражей..Станок с ЧПУ "Dragonfly DM 1728"

image Click to view


Витражи Контурный станок

image Click to view


Изготовление полимерных витражей.

Витражное искусство развивается и в наше время. Современные витражи сочетают в себе и классические, и новаторские технологии. Стали популярными различные способы имитации витража на цельном стекле, но и настоящие витражи не сдают позиций. Ведь они так же, как и много лет назад, способны поражать воображение, притягивать взгляд, а это значит, что популярны они будут всегда.

Источники:
Витраж
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6
Готические витражи
http://ostmetal.info/goticheskie-vitrazhi/
Осквернение королевской усыпальницы в базилике Сен-Дени
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%83%D1%81%D1%8B%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%B2_%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B5_%D0%A1%D0%B5%D0%BD-%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B8
Собор Парижской Богоматери
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8
Витраж
http://mir-prekrasen.net/referat/2851-vitrazh.html
История создания витражей
http://art-fusing.ru/publ/khudozhestvennoe_steklo/istorija_sozdanija_vitrazhej/2-1-0-34
Нигде в мире нет подобного города… И никогда не было! Париж...
http://www.otzyv.ru/read.php?id=156307
Тиффани, Луис Комфорт
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%84%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B8,_%D0%9B%D1%83%D0%B8%D1%81_%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82

художественное стекло, Витражи, технологии

Previous post Next post
Up