Наше наследие. Промышленная архитектура 19-го века обрела новую жизнь.

Sep 07, 2016 23:05

Не так давно, по историческим меркам, на планете было одно государство, единая финансовая система,
единая архитектурная школа с принципами промышленного строительства. Предприятия строили прочно, добротно, красиво, даже роскошно, толстые стены , глубокие подвалы и подземные переходы,
ливневая канализация. В этих зданиях 19-го века размещались промышленные предприятия, которые выпускали нужную людям продукцию. В результате процесса глобализации, эти предприятия морально и физически устарели. Было решено вывести промышленность за черту городов, чтобы оздоровить экологию,
а сами здания использовать для офисов, жилья, клубов и т.д. Промышленные здания 19-го века после их модернизации продолжают служить людям и радуют глаз. Не использовать их было бы неразумно.
Сейчас по всему миру переделывают промышленные здания 19-го века в удобные для жизни и деятельности людей квартиры и офисы, это называется джентрификацией.Здания 19-го века строились на века , если их поддерживать в надлежащем состоянии. На примере Москвы посмотрим, как знаменитые в прошлом предприятия обретают новую жизнь в виде многофункциональных культурных и деловых центров: бывшие цеха используют теперь под жилые и офисные помещения.



Бывшая кондитерская фабрика "Большевик"

Лофты (англ. «loft» - чердак, голубятня) - это тип жилья, появившийся в США в 40 годах XX века. Тогда цена на землю в фабричных районах Манхеттена стала расти, и многие производства было решено вывести за пределы города. Пустые цеха охотно занимали творческие люди, которым нравились высокие потолки, большие окна и низкая арендная ставка. На такую недвижимость появилась мода, которая достигла своего пика к 1950-м. В бывших заводах не только жили, работали, но и проводили выставки, концерты, показы мод. Постепенно такое жильё стало элитным, а в бывших крупных фабриках стали появляться офисные центры. После распада СССР в Москве была похожая ситуация, с той лишь разницей, что предприятия чаще всего приходили в упадок из-за экономического кризиса. Сегодня уже никого не удивляет, что в здании бывших цехов находятся офисы, история же самих заводов постепенно забывается. АиФ.ru рассказывает о пяти самых крупных бизнес-центрах в Москве и тех предприятиях, которые раньше были на их месте.

«Завод „Флакон“»: русская тара для французских духов:

История завода началась в 1841 году: в Москву приехали Альфонс Ралле и Фредерик Дютфуа, которые основали фабрику «А. Ралле и Ко.». Она стала первым в России парфюмерным производством. Скоро новые духи получили огромную популярность. Бизнесмены пришли к выводу, что для дальнейшего успешного продвижения продукции на российский рынок им понадобится собственное производство флаконов.

В 1864 году Фредерик Дютфуа купил на Большой Панской улице участок земли и построил хрустально-стекольный завод. К началу XX века на заводе трудились 145 женщин и 57 мужчин, работали гутный (стеклодувный), стеклоплавильный, гончарный и шлифовальные цеха. Рабочий день на фабрике был удивительно коротким по тем временам - всего 9,5 часа (средняя продолжительность рабочего дня, учитывая сверхурочные работы, составляла на рубеже XIX и XX веков около 12 часов).

После революции предприятие было переименовано - в «Московский хрустальный завод имени М. И. Калинина» - и продолжало выпуск стекольной продукции. К 1977 году завод вышел на мощность в 100 тонн продукции в сутки.

После 1991 года, когда прекратилось государственное финансирование, компания Comptoir de Parfum и АОЗТ «Парфюмфлакон» создали предприятие со смешанным капиталом «Флакон: Москва-Париж» и попытались продолжить производство флаконов, но из этого ничего не вышло: кризис 2000-х годов окончательно поставил на заводе крест.







Дизайн-завод «Флакон».

В середине 2000-х годов территория была реорганизована в выставочно-торгово-офисный комплекс «Дизайн-завод „Флакон“». При его создании было решено сохранить здания цехов, которые заняли «креативные компании». По идее создателей проекта, «Флакон» - это не просто офисный центр, а творческий кластер, в котором люди креативных профессий могут заниматься творчеством и при желании сотрудничать друг с другом. Здесь также проходят кинопоказы, фестивали, выставки и другие культурные мероприятия. С момента открытия в 2009 году «Флакон» стал центром притяжения для москвичей, получил признание жителей города как удачный проект.

«Даниловская мануфактура»: 20 миллионов в год.

Даниловская мануфактура названа в честь монастыря, в окрестностях которого в XIX веке и построили предприятие. С первой половины XVIII века в этом районе находились ткацкие и ремесленные мастерские, которые постепенно наращивали обороты производства. В 1867 году небольшую красильную фабрику приобрёл купец первой гильдии Василий Мещерин, и с этого момента начинается бурное развитие завода. Мещерин расширил производство до полного цикла - прядение, ткачество и окраска тканей.



Строительство цеха Даниловской мануфактуры, 1903 год.









К 1914 году на фабрике было внедрено производство ткацких станков, а её годовой оборот составлял фантастические по тем временам 20 миллионов рублей. Как и многие другие предприятия, после революции мануфактура была национализирована и продолжала работать, оставаясь одним из ведущих предприятий хлопчатобумажной промышленности России и мира.

Сегодня «Даниловская мануфактура» - престижный бизнес-центр. Один из его корпусов назван в честь Мещерина («корпус Мещерина»), а другой - в честь героя войны Николая Гастелло, который работал на фабрике с 1930 по 1932 год («корпус Гастелло»). Другие здания получили названия в честь располагавшихся здесь цехов: «Фланелевый», «Сатиновый», «Ситцевый» и «Батистовый». Сочетание современных дизайнерских решений со стремлением сохранить архитектурный облик зданий XIX века было отмечено несколькими премиями.

Также в «Даниловской мануфактуре» можно приобрести апартаменты, а некоторые площадки сдаются под проведение показов мод, вечеринок и другие культурные мероприятия. Здесь проходила презентация Audi Q7, снимался клип Димы Билана «Малыш», проходила фотосессия Земфиры для журнала Hello, снимался фильм «Бой с тенью».

«Фабрика Станиславского»: золотая жила великого режиссёра.

История фабрики начинается в 1785 году, когда Семён Алексеев основал предприятие «волочёного и плащёного золота и серебра», которое изготавливало проволоку, блёстки и канитель для золотых изделий и драгоценных украшений. С тех пор династия Алексеевых владела предприятием и развивала его. К началу XIX века фабрика стала самой крупной в Москве, и ей понадобилось новое, более просторное помещение. Оно было найдено в Алексеевской слободе, где в 1850 году заработал обновлённый завод.



Здание бывшего фабричного театра, 1965 год.





В конце XIX века началась полномасштабная модернизация завода, в которой принимал участие великий актёр и режиссёр Константин Алексеев-Станиславский, руководивший предприятием с 1892 по 1917 годы. До этого для вытяжки тонкой проволоки применялись специальные чугунные волоки, и этот процесс был очень долгим (не зря он назывался «канительным производством»). После модернизации на производстве впервые в России стали применять алмазный инструмент, который позволил его значительно ускорить. В начале XX века на заводе стали делать электрокабели.

Семья Алексеевых, как и большинство богатых семей (Морозовы, Третьяковы), покровительствовала искусству. В домашнем театральном кружке Алексеевых постоянно проходили представления, а на заводе, по инициативе Станиславского, работал самодеятельный театр, для которого выстроили специальное здание, существовали оркестр, читальня, вечерние курсы для рабочих.



Бизнес-центр «Фабрика Станиславского».

После революции завод переименовали в «Электропровод». Здесь разрабатывались первые в стране пластикаты и полиэтилены, производились радиочастотные и оптические кабели. В 1980-е годы началось производство оптико-волоконной продукции.

В 2003 году производство фабрики было перенесено в город Ивантеевка Московской области, а здание переоборудовано под офисы бизнес-центра «Фабрика Станиславского». Продолжается и культурная традиция: с 2008 года здесь работает «Студия театрального искусства» Сергея Женовача.

«Лефорт»: переговорная в водонапорной вышке.

Ткацкие ремесленные слободы на берегу Яузы известны ещё со времён Петра I, который провёл здесь своё детство и создал «потешные полки». Позже в районе нынешней Преображенской площади шили паруса для Петровского флота. Поэтому нет ничего удивительного, что именно здесь в начале XIX века появились ткацкие предприятия, которые постепенно увеличивались.

Одно из самых крупных, «Товарищество шёлковой мануфактуры в Москве», было создано на базе двух уже работавших здесь фабрик в 1881 году. Уже через десять лет быстро растущее производство входило в десятку самых крупных московских текстильных предприятий, на котором трудилось более тысячи человек. В период с 1890 по 1914 гг. завод застраивался кирпичными зданиями.








Бизнес-центр Лефорт

После революции фабрику национализировали, а в 1926 году ей было присвоено имя погибшего во время взятия Алексеевского дворца революционера П. П. Щербакова, которому в 1957 году на территории комбината был установлен памятник. Комбинат продолжал работать вплоть до распада Советского Союза, выпуская более ста видов шёлковых тканей.

В 1990-е годы у завода начались перебои с государственным финансированием, производство было фактически остановлено, а в 2006 году было решено перенести его остатки в область. Освободившиеся цеха занял бизнес-центр «Лефорт».

При реконструкции фабрики часть одноэтажных построек была снесена, чтобы освободить место для парковки, а фасады основных зданий из красного кирпича отчистили при помощи пескоструйной машины. В бывшей водонапорной башне расположена большая переговорная комната.

«Красная роза 1875»: лошадь «Яндекса» и старинная усадьба.

На месте будущего завода «Красная роза» располагалась усадьба Всеволжских, которую в 1875 году приобрёл гражданин Лиона, купец Клод-Мари Жиро. Он решил построить на месте усадьбы фабрику, которая в будущем стала одной из самых крупных в Российской империи. Уже в 1879 году здесь работали на полную мощность 1700 ткацких станков и 4 тысячи рабочих.

Выпускали на фабрике в основном ткани подкладок, перерабатывая заграничное сырьё. О качестве продукции говорит то, что фирма была удостоена права изображать на своей рекламе и вывеске государственный герб. В 1919 году национализированной фабрике было присвоено имя Розы Люксембург, а в народе её стали называть «Красная роза».







Скульптура лошади у бизнес-центра «Красная роза 1875».

В советские времена комбинат продолжал работать, причём выпускал не только гражданскую продукцию: так, во время Второй мировой войны он снабжал войска парашютными тканями. В 2003 году производство было выведено за пределы города, а в помещениях завода был размещён бизнес-центр, получивший название «Красная роза 1875».
Сегодня «Красная Роза» переживает второе рождение, теперь - в виде современного делового квартала, где расположены офисы таких компаний, как концерн «Калашников» и лидер российской IT-индустрии «Яндекс».
Реконструкция «Красной розы» - первый в Москве опыт создания современного бизнес-центра на месте бывшей фабрики. При его проектировании было решено сохранить исторические объекты (усадьба Всеволжских и Галерея Жиро) и в то же время ввести в архитектуру некоторых зданий современные решения. Так на фасадах из красного кирпича появилось панорамное остекление. Скульптура лошади у главного входа в здание - талисман компании «Яндекс», чей офис расположен в бизнес-центре.

«Винзавод»: родина «Искорки» и место силы современного искусства.



Центр современного искусства «Винзавод»

Первоначально место, где сейчас находится центр современного искусства «Винзавод», принадлежало княгине Екатерине Волконской. Это была женщина с суровым нравом, и знакомые её назвали «Тётушка-воин». Её дом сохранился до наших дней: он стоит слева от входа на «Винзавод».

В 1810 году усадьбу купил купец Никифор Прокофьев, который переоборудовал её в пивоваренную фабрику. После этого предприятие несколько раз продавалась, сначала купцу Фридриху Даниельсону, затем - Вильяму Ватсону и Петру Дрейеру. В 1855 году её приобрёл известный купец и меценат Василий Кокорев. Некоторое время на месте «Винзавода» находилась фабрика сургуча, а в семидесятых - восьмидесятых годах компания «Московская Бавария» стала производить здесь пиво, в том числе и знаменитое «Чёрное бархатное».



Центр современного искусства «Винзавод».

По тем временам предприятие было одним из самых современных в мире, было оснащено тремя паровыми машинами мощностью 45 лошадиных сил, а работали на нём 70 рабочих. В 1909 году часть усадьбы была выкуплена на средства почётного гражданина Христофора Леденцова, который завещал своё состояние на развитие российского образования. В главном доме усадьбы было организовано четырёхклассное училище.

После революции предприятие было переименовано в винный комбинат «Мосвинкомбинат», который работал до 2002 года. Его продукцию прославил в своей поэме «Москва-Петушки» Венедикт Ерофеев: портвейны «777», «Далляр», вино «Искорка» производились именно здесь.



«Мосвинкомбинат», 1929 год.

В советское время комбинат расширился - в год производил до 170 наименований ординарных и марочных вин, но уже в начале XXI века Мосвинкомбинату пришлось свернуть свою деятельность, а сохранившиеся здания из красного кирпича стали вместилищем всевозможных арт-проектов. Сейчас на территории «Винзавода» находится семь промышленных построек, памятников индустриальной архитектуры XIX века. Здесь постоянно работают галереи, открыты шоу-румы, самобытные магазины и кафе, проходят крупные фотовыставки, лекции и мастер-классы.



Превратить бывшее предприятие в культурный центр было решено в 2007 году. После реконструкции на площади в 20 тыс. кв. м разместились арт-галереи, дизайн-студии, мастерские художников, крупнейшая фотостудия, бары, кафе, книжный и музыкальный магазины. Все корпуса «Винзавода» сохранили свои старые названия: «Цех Белого», «Цех Красного», «Большое Винохранилище», «Бродильный Цех» и «Ангар».

Вскоре «Винзавод» получил широкую известность и стал «местом силы» современного российского искусства. Сегодня здесь проходят выставки, фестивали, показы фильмов, концерты и спектакли.

Неподалеку от «Винзавода» действует центр дизайна ArtPlay, известный как один из первых творческих кластеров Москвы. Он разместился на территории бывшего московского приборостроительного завода «Манометр», в районе Курского вокзала.
История его началась еще в 1886 году, но название «Манометр» завод получил уже при советской власти. В 1930-е годы завод был единственным предприятием в СССР, выпускавшим оборудование для Московского метрополитена.
В 1990-е годы завод посчитали неэффективным и выселили из Москвы. А в 2009 году в реконструированные цеха въехал ArtPlay. Индустриальный квартал площадью 75 тысяч квадратных метров заняли архитектурные бюро, галереи, мастерские художников, шоу-румы, кафе, книжные магазины, кинотеатр и многое другое. Здесь регулярно проходят выставки современного искусства, фестивали видеоарта, концерты альтернативной музыки, спектакли и кинопоказы. В сентябре 2011 года в выставочных залах ArtPlay прошла IV Московская международная биеннале современного искусства.



Один из самых известных московских примеров перерождения промзоны в культурный кластер - территория «Красного Октября» на Берсеневской набережной. На бывшем пространстве фабрики остались цеха, построенные в конце XIX - начале ХХ веков для товарищества «Эйнем» (по фамилии основателя Теодора Эйнема). В 1917 году фабрика была национализирована и получила название «Красный Октябрь», сохраняющееся по сей день.

Легендарная кондитерская фабрика с более чем вековой историей сменила свое назначение в нулевые годы, когда шоколадное производство вывели на северо-восток Москвы. «Красный Октябрь» сегодня - эпицентр культурной жизни российской столицы. Здесь находятся архитектурные бюро, дизайн-студии, рекламные агентства, кафе, клубы, магазины, галереи и выставочные залы, гостиницы и хостелы. В память о былом прошлом в здании остался музей фабрики и цех по производству шоколада ручной работы.



Новая жизнь началась и у кондитерской фабрики «Большевик», выпускавшей еще с дореволюционных времен печенье «Юбилейное» - одно из самых любимых россиянами. Историческое красного кирпича здание фабрики было построено в 1884 году и считалось настоящим чудом архитектуры. В 2012 году кондитерское производство было переведено во Владимирскую область, а в здании фабрики и на прилегающих территориях открылся бизнес-центр.
Наполнив Москву новыми культурными площадками и бизнес-центрами, девелоперы решили заняться джентрификацией в более традиционном понимании этого слова.
Так, в числе планов - реконструкция бывшей чаеразвесочной фабрики, построенной в 1914 году в стиле модерн по проекту архитектора Романа Клейна. В 2017 году здесь должны появиться лофт-апартаменты.







БЫВШАЯ ЧАЙНАЯ ФАБРИКА СТАНЕТ ЧАСТЬЮ ЦЕЛОСТНОЙ КОНЦЕПЦИИ.

Реконструируемое здание бывшей чаеразвесочной фабрики в Басманном районе будет первой очередью комплекса лофт-апартаментов Klein House площадью 12 000 квадратных метров, генподрядчиком которого выступает компания Krays Development. Это должно произойти в третьем квартале 2017 года.

«Многофункциональный квартал в Басманном районе будет включать в себя объединенные целостной концепцией, но различные по архитектуре и функциональному назначению объекты недвижимости - апартаменты, офисную недвижимость и стрит-ритейл», - сообщается в пресс-релизе компании-девелопера.





Но при этом будет сохранен исторический облик находящихся здесь зданий, а все объекты на территории квартала будут выдержаны в индустриальной стилистике, типичной для лофта.

Шестиэтажный комплекс бывшей чаеразвесочной фабрики, построенной еще в 1914 году в стиле модерн по проекту архитектора Романа Клейна на пересечении Ольховской и Нижней Красносельской улиц, планируется реконструировать по последнему слову техники.



Джентрификация (от англ. «gentrification») - это комплексное изменение городской среды, происходящее в результате переселения состоятельных граждан в те районы города, которые ранее были либо заселенны представителями низших классов, либо находились в состоянии упадка и представляли заброшенную промзону. Чаще всего данный процесс сопровождается реконструкцией и обновлением старых построек.
Джентрификация отчетливо наблюдается в США и почти во всех странах западной Европы. Там этот процесс преимущественно связан с возвращением богатого «белого» населения в запущенные городские районы, населенные этническими меньшинствами.
Также термин «gentrification» часто употребляется в отношении процесса возрождения старых промышленных городских кварталов, основанных в прошлом веке индустриальной экономикой (данный процесс иногда называют городской рециркуляцией - перестройкой фабричных и заводских кварталов в жилые, с созданием всех необходимой инфраструктуры).
«Джентрификация - это превращение грязного, неблагополучного и дешевого места в нарядное, модное и дорогое» (Горбачев П.А.)

И это радует. Промышленная архитектура 19-го века-это наше наследие. Если эти здания
поддерживать в хорошем состоянии, они прослужат века.

Источники:
http://moskvadeluxe.ru/chto-takoe-dzhentrifikaciya/
http://www.loft-apart.ru/articles/byvshaya_chaynaya_fabrika_stanet_chastyu_tselostnoy_kontseptsii.html
http://russia-greece2016.ru/society/20160217/194786.html
http://www.aif.ru/realty/city/6_pererozhdeniy_kulturnye_i_biznes-centry_moskvy_s_bogatym_proshlym

архитектура, джентрификация, 19-ый век

Previous post Next post
Up