Сонгми: кровавое преступление армии США

Jun 28, 2013 22:57

http://repin.info/xfiles/My_Lai-massacre_of_the_U.S._Army



Список убитых насчитывает 504 человека, в том числе 173 ребенка,182 женщины, семнадцать из которых были беременны, и 60 стариков. Эти данные размещены на мемориале, построенном после окончания войны во вьетнамской деревне Сонгми. Все эти смерти стали результатом операции против партизан, выполненной ротой «С» одиннадцатой пехотной бригады армии США под руководством капитана Эрнеста Медины. Как могло получиться, что всего через 24 года после Второй Мировой Войны, дети ее ветеранов продемонстрировали зверства, ничем не отличающиеся от эсэсовских - до сих пор не понимает не только американское общество, но и сами непосредственные участники этой бойни.






Эта кровавая трагедия произошла 16 марта 1968 года. Американская армия, вмешавшаяся во вьетнамский конфликт, несла серьезные потери. На территории южного Вьетнама действовали неуловимые отряды коммунистических партизан. Снабжение и укрытие они получали в местных деревнях. Американцы под страхом смерти запретили крестьянам контакты с партизанами, но те их согласия и не спрашивали. Крестьяне оказались между «двух огней».

В окрестностях деревни Сонгми действовал сорок восьмой партизанский батальон вьетконга. Все попытки американцев обнаружить и уничтожить партизан заканчивались в основном гибелью солдат США. Партизаны при приближении солдат переходили в другую деревню. Мирные же жители оставались в руках американских вояк, все чаще переходящих к тактике «выжженной земли». Сами же американцы гибли, иногда даже не увидев противника - на минах, в ямах-ловушках с заостренными бамбуковыми кольями, от пуль снайперов.




Постепенно американцы, пришедшие во Вьетнам нести мир, добро и демократию, приучились видеть в каждом вьетнамце врага. «Мы называли их недоделками, узкоглазыми и придумывали другие презрительные клички. Вьетнамцы людьми для нас не являлись. Они были для нас некими абстрактными тварями, которые хотели убить нас. Мы просто старались убить их первыми» - вспоминал позже ветеран этой позорной войны.

В условиях, когда партизаны постоянно ускользали, командующий войсками во Вьетнаме генерал Уильям Уэстморленд требовал убивать как можно больше. На командиров давили, те давили на подчиненных и, в конце концов, пришли к тому, что любого убитого вьетнамца записывали в партизаны, а о самом убийстве докладывали, как о победе.




«Подразделения страдали от серьезных проблем, связанных с плохой выучкой и недостатком авторитета командных кадров. Уже на уровне взвода командиры позволяли плохое обращение с мирным населением. Некоторые подразделения одиннадцатой бригады были немногим лучше организованных групп головорезов… Сама резня отразила абсолютный террор войны на истощение В такой войне из-за отсутствия целей по захвату территории достижения определяют статистически, считая трупы, увеличение числа которых становится самоцелью» - констатировал участник и исследователь вьетнамской войны Шелби Стентон.




«Мы шли в Сонгми не для убийства мирных жителей. Мы шли туда убивать идеологию, носителями которой были эти - я не знаю, как их назвать, - пешки, винтики, куски плоти...» - писал позднее самый известный участник событий лейтенант Уильям Келли.

Таким образом, психологически рота «С» к дальнейшим событиям была подготовлена. Безвозвратные потери от мин и ловушек, гибель от пули снайпера за два дня до событий штаб-сержанта Джорджа Кокса, пользовавшегося большим авторитетом, и пронизанная призывами «отомстить» речь капитана Медины на поминальной службе, принесли свои плоды. Солдаты были готовы убивать все, что только могло шевелиться.

Разведданные сообщали, что в Сонгми находится штаб батальона вьетконга, а местные жители по утрам уходят на рынок, таким образом, в деревне будут только враги. Позднее многие участники этой бойни оправдывали себя тем, что поверили разведданным.




Хочется спросить их: должен ли солдат даже в горячке боя, а никакого боя у Сонгми не было, различать противника и годовалого ребенка?

После пятиминутного обстрела деревни артиллерией, солдаты пошли вперед. Как было поздней доказано, стрелять они начали сразу и большая часть взрослых была убита на полях и улицах еще до того, как американцы вошли в деревню. Внутри деревни они кидали в дома зажигательные гранаты и расстреливали жителей. Многих женщин перед смертью подвергали групповым изнасилованиям. Большие группы беглецов, прятавшихся в придорожных канавах, расстреливали из автоматов. Около пятидесяти жителей пытались укрыться в яме, находящейся в конце деревни. Все они были расстреляны по приказу лейтенанта Келли.




Пленных американцы не брали, расстреливали всех, некоторым жителям Сонгми выжить удалось только потому, что они были завалены трупами односельчан. Одновременно уничтожался домашний скот. Коров, свиней, домашнюю птицу расстреливали, взрывали, рубили. Позднее участники событий сообщат, что предсмертные крики людей они уже забыли, но рев убиваемых животных преследует их до сих пор.

К чести ряда солдат следует сказать, что из ста человек в убийствах не принимали участие около семидесяти, но и сдерживать своих сослуживцев они не пытались. Только пилот вертолета Хью Томпсон посадил свою боевую машину между прятавшимися вьетнамцами и двигавшимися к ним убийцами. Американцам Томпсон сообщил, что при продолжении движения будет стрелять, и вызвал вертолеты для эвакуации. Ему удалось спасти одиннадцать человек.




В деревне остались трупы людей и животных, освещаемые пылающими домами. Командованию было доложено о победе над вьетконговцами. Слухи о чудовищной расправе быстро распространились среди американских военных.

Демобилизовавшийся в мае 1969 года из Вьетнама Рональд Райденаур буквально засыпал письмами о преступлении руководство США, однако никакой реакции на них не последовало. Лишь настойчивость конгрессмена Морриса Одела привела к расследованию.

Лейтенанта Келли отозвали из Вьетнама. Тогда и всплыли снимки бывшего на операции военного фотографа Рональда Хэберли, до скандала он их никому не показывал. Было допрошено 400 человек, по делу проходили 80 военнослужащих, обвинение предъявили двадцати пяти, перед трибуналом предстало шестеро.




Осужден был только Келли, но многие достаточно справедливо считают, что из него сделали «козла отпущения». В то время как нужно было судить всю американскую военщину, малограмотный, не окончивший колледжа лейтенант был признан виновным в убийстве 22 человек. Хочется спросить: а остальные 482 человека каким способом расстались с жизнью? Лейтенанта приговорили к пожизненной каторге. Через три дня личным приказом президента Никсона он был переведен под домашний арест, в 1974 году его помиловали и освободили. Сейчас Келли торгует в магазине своего тестя.

Это массовое убийство - лишь один из исторических примеров того, чем нередко кончаются процессы, начинаемые разговорами о демократии, либеральных ценностях, равенстве и братстве. Они довольно часто заканчиваются кучами трупов, и неважно где - у эшафотов парижских гильотин или в оросительных канавах вьетнамской деревни Сонгми.

Америкосы, Америка, Геноцид, Вьетнам, США

Up