Женский оркестр лагеря Аушвиц-Биркенау хвалил сам Гиммлер

Dec 21, 2012 09:21

 http://holocaustrevisionism.blogspot.ru/2012/12/blog-post_21.html


Основатель женского оркестра -
подполковник СС Мария Мандель
Начальницей женского подлагеря Биркенау была молодая амбициозная австрийка - подполковник СС Мария Мандель.  К моменту назначения в лагерь ей было 30 лет. Оберштурмбанфюрерин Мандель не хотела отставать от своих коллег-мужчин, создавших в Биркенау 2 оркестра, и добилась у коменданта всего лагеря Освенцим Рудольфа Хёсса разрешения на создание женского оркестра.
Поначалу он состоял из полек-политзаключённых, в большинстве своём непрофессиональных музыкантов, бывших учительниц музыки в общеобразовательных школах. Каждая из них кое-как владела каким-либо инструментом. Руководителем оркестра была назначена  политзаключённая Зофия Чайковска, которая  до войны была дирижёром школьного хора, и не совсем подходила на роль руководителя оркестра. Понимая, что качество игры маленького ансамбля является  неудовлетворительным, Чайковской  удалось убедить Мандель привлечь в оркестр несколько профессиональных музыкантов из прибывавших  в лагерь еврейских девушек из разных стран Европы.



Аушвиц-Биркенау, вид на женский лагерь. Фото SS Unterscharfuehrer Dietrich Kamann
Оркестру был выделен специальный  блок 12, который получил название «музыкального блока». Музыкальный барак, как и другие в лагере, имел деревянные полы,  собственный туалет,  печь для обогрева, но кроме помещений для сна и быта, в нем было помещение для репетиций.  Через некоторое время женщины  довольно сносно научились играть несколько маршей и народных песен. Первое выступление состоялось в лагерном лазарете - «ревире», после чего маленький оркестр должен был каждое утро и вечер, если позволяла погода, играть при выходе на работы рабочих команд и при их возвращении.


Женщины-заключенные копают траншею в лагере Бмркенау. На заднем плане видны жилые бараки. Фото - SS Unterscharfuehrer Dietrich Kamann
Мандель приказала сшить всем женщинам тёмно-синие юбки, пиджаки в серо-голубую полоску и выдать белые блузки. Голову покрывали платки-косынки и все они пользовались роскошью, недоступной для большинства заключённых   женщин - им разрешалось носить нижнее бельё.
Все участницы оркестра после войны вспоминали, что Мандель  относилась к ним с достаточным теплом.
* * *
20 июля 1943  в Освенцим прибыла Альма Розэ, которую отправили в концлагерь за незаконное проживание по фальшивым документам. Выпускница Парижской консерватории Альма Розэ была племянницей Густава Малера и талантливой скрипачкой. В 30-е годы Альма дирижировала известным в Европе женским оркестром "Девчонки венского вальса".
Альма Розэ в Биркенау
Когда Альма попала в Освенцим, ее определили в медицинский блок. В августе 1943 года Альма Розэ выступила со скрипичным концертом на на дне рождения высокопоставленного нацистского офицера. Виртуозное выступление так понравилось зрителям, что Альму немедленно перевели в Биркенау и назначили дирижером женского лагерного оркестра. Эсэсовцы относились к ней с уважением, более того, Альма Розэ попала под особое покровительство Марии Мандель.
Альма добилась для своих оркестранток дополнительных продуктовых пайков и разрешения для всех членов оркестра не выходить дважды в день на «aппель» - перекличку. Мотивировалось это требование необходимостью усиленных репетиций и невозможностью терять впустую часы необходимые для работы. Ещё одно немаловажное послабление было дано участницам оркестра - в бараке №12  «музыкальном блоке» - разрешалось не гасить свет ночью, так как Альма Розэ работала допоздна, делая переложения партитур для ансамбля, не имевшего в своём распоряжении исполнительниц на медных духовых инструментах, а из деревянных духовых имелись  только флейта и и флейта-пикколо. И, кроме всего, - было получено разрешение на установку плиты внутри блока для разогрева «рациона», привозимого в котле утром и вечером.
На новом посту Розэ немедленно начала работать над совершенствованием исполнительского мастерства членов оркестра. У Альмы вызывал сомнение профессионализм некоторых музыкантов оркестра, так что она заменила из новыми исполнителями. В отличие от своей предшественницы, Розэ была строгой и требовательной начальницей, она доводила своих музыкантов до предела сил. Обычно оркестр репетировал по восемь часов, кроме того, утром и вечером музыканты играли у лагерных ворот. Несмотря на эту профессиональную диктатуру, члены оркестра относились к Альме с большим уважением и ценили ее исполнительский и дирижерский талант. Среди членов женского оркестра не было профессиональных музыкантов, поэтому Альма ежедневно доводила своих музыкантов-любителей до изнеможения и постоянно повышала профессиональный уровень членов оркестра.
Строгие требования, которые установила Розэ дали свои результаты - профессионализм исполнителей женского оркестра Биркенау быстро вырос. Существенно расширился и репертуар оркестра: теперь музыканты исполняли немецкие марши, польские народные песни и различные произведения из классического репертуара. Альма Розэ создавала оркестровые партитуры, используя любые доступные нотные записи, также она опиралась на свою великолепную музыкальную память. Многие произведения, например музыку Моцарта, Шуберта, Вивальди, Иоганна Штрауса и Ференца Листа, а также немецкие хиты и музыку из фильмов и оперетт, она воспроизводила по памяти.
Репертуар оркестра, над которым постоянно работала Альма был большим и исключительно разнообразным. Тут была классика - сочинения Баха, Бетховена, Моцарта, Шумана, Шуберта, Брамса, переложенные и оркестрованные для этого состава оркестра самой Альмой, популярные арии из опер, оперетт, венские вальсы Штрауса, виртуозные сочинения для скрипки с оркестром (например знаменитая пьеса Сарасате «Цыганские напевы»), известные  увертюры из опер и оперетт, попурри и популярные довоенные венские песни, танго.  Оркестру было приказано выучить 20 военных маршей, включая марши Берлиоза и Шуберта. В репертуар  входили и песни «Эй, ухнем!», «Лили Марлен», «Вена, Вена, только ты одна». Нередко исполнялись произведения официально-запрещённых композиторов и, прежде всего, 1-я часть Концерта Мендельсона для скрипки с оркестром, а также части из симфонии Дворжака «Из Нового Света» (Мендельсон был запрещён как «еврейский композитор», Дворжак и Чайковский - по неизвестной сегодня причине).
Вскоре оркестру потребовались новые музыканты: под управлением Розэ музыканты не только дважды в день играли у лагерных ворот, но и давали регулярные концерты  для лагерного персонала и привилегированных  заключенных; также они часто играли в лагерной больнице, выступали во время визитов в лагерь важных гостей, а также выполняли разовые запросы эсэсовцев.
Благодаря усилиям Розэ уже через несколько месяцев оркестр представлял единый коллектив, в состав которого входили 30 исполнительниц, 5 певиц, 8 переписчиц нот - выходцы из Германии, Франции, Бельгии, Голландии, Венгрии, Греции, Польши, России и Украины.
Женский оркестр под управлением Альмы Розэ
Во второй половине дня каждое воскресенье  оркестр должен был выступать в огромном пакгаузе, предназначенном для общих бань и названном «сауной». В первом ряду сидели чины СС, за ними сидели «капо», «блоковые» и другой вспомогательный персонал из заключённых, и за ними располагались обычные заключённые. 
Участница оркестра певица Феня Фенелон в своих воспоминаниях рассказала об участии женского оркестра в особенно шумных вечеринках в лагерном борделе, которые организовывали  заключенные высокого статуса, так называемые "хохлатки" (prominents). Кстати, Фенелон в своей книге  отнюдь не дружелюбно описывала Альму Розэ, утверждая кроме всего прочего, что она была плохая скрипачка.
Другие участницы  оркестра после войны свидетельствовали, что Розэ никогда не потворствовала эсэсовцам и вела себя как профессиональный музыкант: например, она могла приостановить исполнение музыкального произведения, если эсэсовцы или заключенные не воспринимали его с должным вниманием. Альма Розэ пользовалась огромным авторитетом и уважением среди эсэсовцев, которые называли ее «Фрау Альма». Розэ имела привилегии, жила в лагере отдельно от других заключенных. Говорят, Менгеле приносил в ее комнату цветы.


Рихард Баер, который возглавил Освенцим в мае 1944 г, Йозеф Менгеле, комендант лагеря Биркенау Йозеф Крамер (частично заслонен), комендант  Освенцима Рудольф Хёсс, неизвестная персона. 1944 г. 
Одним из самых частых гостей в музыкальном блоке был д-р Менгеле. Он просил  играть свою любимую пьесу Р.Шумана «Грёзы»,  в оригинале написанную для фортепиано и переложенную Альмой для виолончели в сопровождении оркестра, бесконечное количество раз! Исполняла её Анита Ласкер, семнадцатилетняя девушка, привезённая сюда из польского города Вроцлава (Бреслау). Спустя много лет, Анита  Ласкер стала одной из основательниц знаменитого Английского Камерного Оркестра.
Однажды днём в барак пришла Мария Мандель и попросила сыграть для неё «Цыганские напевы» Сарасате. «Я как-то слышала эту пьесу по радио, - сказала она,- и хотела бы сравнить исполнение». После прослушиванья  пьесы она сказала, что их исполнение лучше того, которое она слышала по радио.
Комендант лагеря Йозеф Крамер также был большим любителем музыки, он часто заходил в музыкальный барак. Фаня Фенелон рассказывала, что Крамер плакал, когда девушки играли "Траумерей" Шуберта.  Мария Мандель и начальник всего лагеря Рудольф Гёсс всегда просили Фаню Фенелон петь арию из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй».
Посетивший в 1944 году лагерь Гиммлер особо отметил игру женского оркестра, который исполнил для него попурри из "Веселой вдовы" Легара и "Соловья" Алябьева.

* * *
2-го апреля 1944 года после еженедельного воскресного концерта, который, по мнению всех участниц, был особенно удачным, Альму Розэ вызвали в главную контору СС. Вскоре Альма вернулась в музыкальный блок и сообщила своим ближайшим коллегам,  что ей в скором времени предоставят свободу для выступлений как солистке вне концлагеря Освенцим!
В тот же день Альма приняла участие в праздновании дня рождения заведующей прачечной Биркенау фрау Шмидт. Фрау Шмидт была немкой и политической заключённой, но всё же была заведующей, то есть «капо», и среди её гостей были женщины не ниже её по рангу. По возвращении в свой блок, Альма сказала, что она очень плохо себя чувствует и, как видно, серьёзно заболела. Действительно, у неё начался жар, она пыталась дирижировать и явно путала реальность и какие-то сны наяву. Она всё время повторяла, что русские идут и скоро их всех освободят, и тогда они устроят тур по всему миру…
Была вызвана Мандель, приказавшая немедленно доставить Альму в «Ревир» - медицинский блок. Там её поместили в отдельное помещение и положили на стерильно белую постель. Были вызваны Менгеле и д-р Роде, заведующий всей медицинской службой СС Освенцима. Симптомы заболевания Альмы Розэ напоминали менингит. Температура была больше 39 градусов. Альма впала в бессознательное состояние. Эсэсовские врачи были озабочены в первую очередь установлением факта природы заболевания. Пункция спинно-мозговой жидкости не показала отклонений от нормы. Между тем состояние Альмы всё ухудшалось. Ей делали инъекции применявшихся в то время препаратов. Однако ничего не помогало. 4.4.44 в 4 часа дня она умерла. Участницы оркестра пришли в «ревир» для прощания.
Впоследствии они  рассказывали, что почтить   умершую  еврейскую заключенную пришли офицеры СС. Тело Альмы покоилось в её концертном платье и её коллеги нашли какие-то ранние цветы и принесли их, чтобы отдать ей дань уважения и выразить свою признательность.
Только через много лет стало ясно, что Альма Розэ умерла от ботулизма - пищевого отравления, при котором вырабатываются невротоксины, действие которых на человеческий мозг создаёт картину, напоминающую менингит.
* * *
Через несколько дней после смерти Альмы участницам оркестра объявили, что новой руководительницей  назначается пианистка (и переписчица нот, помогавшая Альме Розэ делать переложения для оркестра) из Украины - Соня Виноградова. Были отменены воскресные концерты и теперь оркестр, как и в начале своего существования, играл только при уходе рабочих команд и по их возвращении в лагерь. Среди дня им надлежало выполнять работы в лагере вне  музыкального блока. В октябре 1944 года немцы стали эвакуировать заключённых на Запад. В декабре 1944 года Крамера перевели комендантом в Берген-Бельзен. 
Попав в лагерь Берген-Бельзен, аккордеонистка оркестра Флора Якобс шла по лагерю и была остановлена эсэсовцем. Она сразу узнала в нём Иозефа Крамера, частого посетителя «музыкального блока». «Что ты здесь делаешь? Ты ведь была аккордеонисткой нашего оркестра?» - спросил он, узнав её. «У тебя есть работа? Нет? Я  за тобой пришлю. Будешь сидеть с моими детьми и найди ещё партнёров - будешь также играть на аккордеоне».
В апреле 45-го Берген-Бельзен был освобожден британскими войсками, Крамер был арестован и приговорен к смертной казни через повешение. Казнь была приведена в исполнение 12 декабря 1945 года.
В августе 45-го арестовали начальницу женского подлагеря  Марию Мандель и спустя два года казнили по приговору суда.
Девушки - участницы оркестра - дожили до освобождения. Они рассказали историю женского оркестра в своих воспоминаниях.
Арестованный комендант концлагеря Берген-Бельзен Йозеф Крамер (Joseph Kramer) в кандалах и под охраной английского конвойного

холокост-лохохостыч, Концлагеря, Ложь, евреи, 6 миллионов

Up