АФГАНСКИЙ ШТОРМ В КОНЦЕ ДЕКАБРЯ.

Dec 28, 2016 00:51

28Й ГОДОВЩИНЕ ВЫВОДА СОВЕТСКИX ВОЙСК ИЗ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН ПОСВЯЩАЕТСЯ....

Печальная какая то неделя! И люди какие то злые в последние дни...Чувствуется в воздуXе какое то нездоровое напряжение!Которое того и гляди прорвется чем-нибудь неxорошим! Может быть конечно февральские торжества снимут ненужный негатив и все как то устаканится...Но надежда на это слабая! Скорее всего лишь слегка притушит огонь, где он будет тлеть пока не разгорится с новой силой и может легко перейти в всепоглощающее адское пламя!

История идет своим чередом,отмечая события, даты, которые сами потом становятся то ли праздничными, то ли печальными то ли еще неизвестно какими! Недавно исполнилось 37 лет одному знаменательному событию...

АФГАНСКИЙ "ШТОРМ-333" В ДЕКАБРЕ.



президент Афганистана Хафизулла Амин(1929-1979)

27 декабря 1979 года штурмом был взять дворец Амина под Кабулом. В результате спецоперации под кодовым названием «шторм-333» был ликвидирован президент Афганистана Хафизулла Амин. Эта операция, активная фаза которой длилась около 1 часа, стала прологом ввода советским войск в Афганистан и положила начало череде локальных конфликтов с участием нашей страны в конце XX начале XXI века.



В операции по захвату резиденции Амина приняло участие около 650 человек. Мусульманский батальон - 520 человек, рота ВДВ - 87 человек и две группы специального назначения КГБ СССР «Гром» (24 человека) и «Зенит» (30 человек), которые должны были непосредственно захватить дворец. Нападающие были одеты в афганскую форму с белыми нарукавными повязками, паролем опознавания свой-чужой был окрик «Яша - Миша».



Мусульманский батальон был создан из солдат и офицеров выходцев Средней Азии (таджиков, узбеков, туркмен). При отборе особое внимание уделялось физической подготовке, привлекались только отслужившие пол года или год, в основе лежал принцип добровольности, но если специалистов не хватало, хорошего военспеца могли зачислить в отряд и без его согласия.



Отряд, который из-за своей численности и получил название батальона, состоял из 4 рот. Первая рота получила на вооружение БМП-1, вторая и третья БТР-60пб, четвертая рота была ротой вооружения, она имела в своем составе взвод АГС-17 (только появившийся в войсках), взвод реактивных пехотных огнеметов «Рысь» и взвод саперов. Отряд имел все соответствующие тыловые подразделения: взводы автомобильного и матобеспечения, связи, дополнительно батальону был придан взвод ЗСУ «Шилка».


К каждой роте был прикреплен переводчик, но, учитывая национальный состав, их услуги почти не использовались, все таджики, половина узбеков и часть туркменов знали фарси - один из основных языков Афганистана. Курьез вышел только с вакансией офицера-зенитчика, найти необходимого человека нужной национальности не удалось и на эту должность взяли темноволосого русского капитана Паутова, который, когда молчал, не выделялся в общей массе.



Отряд возглавил майор Х. Халбаев. 1947 года рождения, из семьи ветерана Великой Отечественной войны, уроженец Узбекистана, выпускник Ташкентского ВОКУ. С 1969 года он прошёл должности командира группы, командира роты и заместителя командира отряда по воздушно-десантной подготовке.



К 1 июня 1979 года отряд был полностью укомплектован. Началась напряжённая, интенсивная боевая подготовка личного состава, которую осуществляли, как на конвейере, днём и ночью без праздников и выходных. За полтора месяца отряд, полностью освобождённый от нарядов, караулов и посторонних работ, выполнил годовую программу боевой подготовки. Для повышения психологической устойчивости весь личный состав совершил прыжки с парашютом.



С 15 июля отряд подвергся всесторонней проверке по боевой подготовке комиссией ГРУ. Солдат начали привлекать для несения караульной службы и на различные хозяйственные работы. Но почти каждый день подразделения в порядке очерёдности выезжали на аэродром Тузель (Ташкент) и отрабатывали погрузку бронемашин в самолёты.



Отряд получил афганскую форму и документы и прибыл в Афганистан на базу Баграм уже в августе 1979 года. Официально батальон должен был осуществлять охрану президента ДРА Хафизуллы Амина, на самом же деле батальон был использован прямо противоположно.



Если называть вещи своими именами, руководство СССР сразу готовило батальон для осуществления государственного переворота в Афганистане с установлением у власти просоветского правительства. До этого Афганистан уже просил оказать ему военную помощь и обращался и к СССР, и к США, руководство СССР решило пойти своим путем, оказать помощь только после устранения действующего руководителя страны.

Штурм дворца Амина

Для осуществления задуманного в Баграм были передислоцирована рота ВДВ и два отряда специального назначения, формированием которых занималось КГБ СССР.



Отряд «Зенит» состоял из 24 человек специальной группы А, которая позднее стала известна, как группа «Альфа». Отряд «Гром» состоял из 30 человек офицеров специального резерва КГБ СССР.



В группу «Гром» входили сотрудники КГБ из подразделения, широко известного сегодня как группа «Альфа», в группу «Зенит» - сотрудники территориальных органов госбезопасности, прошедшие обучение на 7-месячных спецкурсах КГБ (КУОС) по подготовке командиров групп специального назначения для действий в глубоком тылу противника и состоявшие на спецучёте в управлении нелегальной разведки ПГУ КГБ.



Непосредственным руководителем этих спецгрупп в ходе боя был назначен начальник КУОС полковник Григорий Иванович Бояринов(1922-1979)

Впервые в истории отряды спецназа Вооружённых Сил и КГБ действовали в тесном взаимодействии при выполнении сложной боевой задачи за пределами своей страны

Общий план операции по свержению режима Амина в Афганистане под кодовым названием «Байкал-79» (общее руководство и ответственность были возложены на генерала КГБ Бориса Семёновича Иванова) предусматривал захват около 20 важнейших объектов в Кабуле и блокирование дислоцированных в столице воинских частей.



Первый заместитель начальника ПГУ КГБ СССР генерал-лейтенант Борис Иванов.(1916-2001)

Все подразделения участвующие в штурме были вооружены современнейшим на тот момент оружием. Так взятие дворца Амина стало первым случаем применения РПГ-18 «Муха». Данный гранатомет получил широкую известность, и теперь образ солдата с «Мухой» прочно ассоциируется в сознание с участниками первой и второй Чеченских войн.



Взять дворец Амина было непростой задачей. Вокруг дворца была развернута пехотная бригада в составе 3-х батальонов, дополнительно охрана дворца была усилена танковым батальоном и зенитным полком, на вооружении которого было 12 100-мм пушек и большое количество пулеметов ДШК, учитывая то, что дворец стоял на возвышенности, эта артиллерия могла стать непреодолимой преградой для штурмующих.



Непосредственно во дворце располагалась рота личной охраны Амина, во многом состоящая из его родственников. Таким образом, силы обороняющихся во много раз превосходили силы атакующих.

План операции

План операции предусматривал захват дворца и уничтожение средств ПВО зенитного полка. Остальные подразделения предполагалась блокировать в военных городках. Для уничтожения средств ПВО выделялись 2 расчета АГС-17 и инженерный взвод. Гранатометы должны были отсечь зенитчиков от средств ПВО, расположенных на позициях, в это время инженерный взвод должен был осуществить их подрыв.



Отдельная группа должна была захватить 3 танка, вкопанных возле дворца. Для этой цели было выделено 12 человек. Два снайпера, которые должны были снять охрану у танков, 2 пулеметчика, танковые экипажи. Они должны были проехать на автомобиле ГАЗ-66 мимо позиций 3 батальона охраны и осуществить захват танков.



2 и 3 роты мусульманского батальона и приданная им рота десантников должны были блокировать расположение батальонов бригады охраны и танкового полка. Для штурма дворца привлекалась первая рота, которая на своих БМП должна была подвезти к дворцу штурмовые отряды «Гром» и «Зенит».

Штурм

Штурм дворца удалось осуществить в соответствии с планом операции, активная фаза боя длилась около часа, хотя стрельба не прекращалась еще сутки, некоторые солдаты и офицеры пехотной бригады не хотели сдаваться в плен и с боями пробивались в горы.



Первыми выехала группа на автомобиле ГАЗ-66, но когда автомобиль проезжал мимо расположения 3 батальона, в нем уже была объявлена тревога, в центре плаца стоял комбат и его заместители, солдаты получали оружие и боеприпасы. Командир группы Сахатов не растерялся и принял решение захватить руководство батальона. Автомобиль на полной скорости выехал на плац, разведчики мгновенно захватили афганских офицеров и рванули с места.



Когда афганцы опомнились, было уже поздно, отъехав подальше, группа залегла у дороги и встретила пустившихся в погоню афганских солдат огнем, наступая толпой без руководства офицеров, они стали легкой добычей. Снайперы группы в это время уничтожили часовых у танков.
Как только началась стрельба у позиций 3-го батальона, начался общий штурм. Две «Шилки» стали работать по дворцу, еще 2 и расчеты АГС начали обстреливать казармы и дворики, не давая солдатам покинуть казармы.



Одновременно для блокирования казарм выдвинулась мотопехота. А ко дворцу на БМП выдвинулись штурмовые группы. Афганцы довольно быстро пришли в себя и открыли шквальный огонь по движущимся по серпантину БМП, первую машину им удалось подбить, десантником пришлось покинуть ее и карабкаться в гору используя специально приготовленные для такого случая лестницы. В итоге боевые машины были у дворца через 20 минут после начала операции, далее последовал штурм и бой за каждое помещение дворца, одновременно с началом штурма должны были замолчать «Шилки», но этого не произошло.



Канал связи был забит просьбами о помощи командира одного из БТР, который свалился в канаву, поэтому для прекращения огня по дворцу в расположение «Шилок» пришлось отправлять связного. Через час президент Хафизулла Амин был уже мертв.
Афганские потери составили около 200 человек убитыми, включая Амина и его сына, в плен сдались около 1700 военнослужащих.



Наши потери составили 19 человек, 5 из состава штурмовых групп КГБ, еще 5 потеряли десантники, 9 человек потерял «мусульманский батальон». Почти все члены штурмовых групп получили ранения. Самой тяжелой потерей была гибель Григория Ивановича Бояринова (посмертно был представлен к званию Героя Советского Союза.)



Также Государственные награды впоследствии получили около 300 офицеров и солдат отряда, 7 человек наградили орденом Ленина, 13 - орденом Красного Знамени, 43 - орденом Красной Звезды. Боевые награды им вручались при закрытых дверях.
Эта первая боевая операция советского спецназа в Афганистане вошла в энциклопедию специальных операций мира. Её изучали и будут изучать ещё многие поколения разведчиков. Она была талантливо спланирована менее чем за трое суток и проведена менее чем за час, а её главные исполнители более десяти лет оставались в тени.



На протяжении всей афганской войны действуя внезапно, решительно и дерзко, сравнительно малочисленные разведывательные группы и отряды спецназа наносили противнику значительный урон в живой силе и вооружении, существенно ограничивали деятельность бандформирований.



Не превышая и десяти процентов от общей численности Ограниченного контингента советских войск, спецназ представлял ту грозную силу, с которой считались не только полевые командиры афганских бандформирований, но и их западные покровители. «Единственными советскими войсками, которые успешно воевали в Афганистане, были силы специального назначения…» - писала 6 июля 1989 года американская газета «Вашингтон пост».



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Президент, спецслужбы, СССР, война, история

Previous post Next post
Up