Волонтерский транспортер переднего края

May 13, 2016 14:09



Ничто не стоит для будущих поколений так дешево и ничто не достается современникам так дорого, как боевой опыт. Его, к сожалению, воюющая часть нашего общества - армия, другие силовики, добровольцы и волонтеры за эти два года набрали уже предостаточно. И если в 2014 году остро стоял вопрос нехватки буквально всего и везде (средства индивидуальной бронезащиты, связь, технические средства разведки, тыловое обеспечение), то сейчас уже логично встает во весь рост вопрос именно качества.

Деятельность благотворительного фонда «ASAP EMC Хоттабыч», к сожалению, очень хорошо известна гражданам Украины по ежедневным сообщениям СМИ, поскольку именно экипажи ASAP EMC вытягивали и вытягивают наших раненых воинов с передовой, каждый раз буквально соревнуясь со смертью. Успеют-не успеют.

И уж кому как не этим ангелам на колесах лучше знать «что необходимо на войне» именно сейчас, а скорее всего - вчера.

По словам Ильи Лысенко - вдохновителя идеи создания  нового легкого эвакуационного транспортера переднего края, - для каждой задачи необходим свой транспорт.  Часто это бронированная техника. От точки сортировки и стабилизации -  это полноприводные реанимобили. В случае, если расстояние огромное, то может быть задействован сециальный автобус с большим количеством койко-мест или даже поезд… А вот как быть если необходимо быстро и достаточно незаметно подскочить и подобрать?

Вся специализированная медицинская автотехника, находящаяся сейчас в зоне проведения АТО, если откинуть в сторону УАЗ-452 - это, как правило, иномарки с клиренсом в спичечный коробок и с одним ведущим мостом.

Конечно, в штатах подразделений по мирному времени были еще советские транспортеры переднего края (ТПК). Но старый ТПК имел массу недостатков - в первую очередь малый моторесурс, 40- сильный двигатель с невысоким крутящим моментом, несовершенную рулевую колонку и т.д.  Накрыть тихоходную цель для обученных артиллеристов сейчас -  вопрос нескольких минут, а при условии, что война длится уже два года, наличие таких специалистов на стороне противника отрицать не имеет смысла. Кроме того, именно старый ТПК был ходовым товаром при 23-летнем «дерибане» армии и «на сейчас» имеем ситуацию, когда единственным хоть сколько-нибудь специализированным транспортом для перевозки раненых в условиях АТОшного бездорожья остается древний УАЗ 452. А в реальности, с «нуля» сейчас выдергивают людей чем получается.

Боле полгода назад, изучая опыт применения автотехники в армиях других стран, Лысенко, по его словам,наткнулся на описание легкого тактического автомобиля для оперативного подразделения производства компании Polaris. «Зацепило и не отпускает» - пишет в своем блоге волонтер.




Polaris Ranger MRZR

Так и родился замысел создать и использовать подобный автомобиль на отрезке ВОП первой линии - рокадная дорога, где пациента уже будет ждать специализированный экипаж.

Основными преимуществами такого автомобиля волонтеры считают:
1. Легкость, быстроходность и маневренность;
2. Многоцелевой - от переброски группы до перевозки грузов и раненых;
3. Низкая стоимость и высокая ремонтнопригодность;
4. Высокая проходимость при простоте конструкции.

Техническую часть реализации проекта взял на себя коллетив ООО «Стік» из Тарасовки, что на Киевщине, во главе с Андреем Елениным.

«Это действительно эвакуатор с поля боя, просто в него добавлены несколько моментов универсальности. В концепцию чисто медицинской машины, учитывая реалии войны на Донбассе, когда медицинская машина является вполне себе целью для оккупантов, были добавлены возможности установки курсового пулемета, подствольного ИК-прожектора, пулемета обстрела задней сферы, крепления для РПГ, что позволяет использовать этот автомобиль и как разведывательный.  И методом проб и ошибок пришли к такому варианту» - говорит  Андрей Еленин.





Когда этот автомобиль только рождался в замыслах и еще не был перенесен в чертежи, сразу было принято решение, что при выборе комплектующих ходовой части и двигателя должны использоваться самые доступные элементы, которые даже случись что не будут требовать эвакуации автомобиля для ремонта в глубокий тыл. Все что только может поломаться, должно быть доступно буквально в любой автомобильной лавке и тем более в магазине. Это не украинское ноу-хау. Таким направлением сейчас озаботились и западные производители подобных машин. Согласно последним трендам, в таком автомобиле не должно быть никаких «специальных» запчастей, делающих невозможным полевой ремонт.
Гамма легких боевых внедорожников Polaris  MRZR действительно послужила ориентирам украинским умельцам. Но не более, ведь приходилось учитывать  «национальные особенности», а именно -  доступность узлов и агрегатов. Вес машины оказался меньше чем у «американца». При полной заправке и в полном обвесе он составляет 1,2 тонны. И это при том, что рама выполнена из «тройки». Еленин шутит, что рамой этого автомобиля можно запросто перерубить трамвай, а торсионной подвеской - выковыривать средних размеров пни. Что касается ходовой, то в отличие от «американца», у которого ходовая построена на базе подвески МакФерсона, на волонтерском ТПК используется торсионная подвеска. Конечно, такое решение несколько ограничивает возможности машины -  торсионная подвеска имеет меньший ход падения и поднятия колеса,  нежели подвеска МакФерсона. Но учитывая техническое задание и общие особенности эксплуатации, торсионная подвеска таки предпочтительнее. С раненым особо не «полетаешь» через рвы - его нужно уверенно и желательно без лишних потрясений доставить до ближайшего пункта оказания квалифицированной помощи.







В автомобиле предусмотрена возможность трансформации салона под разные задачи. В конструкцию заложена возможность расположения двух носилок, которые фиксируются в специальные крепления. Так же в салоне смонтированы крепления дополнительной ременной страховки для фиксации раненного. Авторы предусмотрели все, вплоть до мест крепления капельниц.







От ЛУАЗА в этой машине, по сути, остался только капот, коробка передач и подвеска. Форсированный двигатель позаимствовали от ВАЗ-овской «девятки». Его специально подбирали из карбюраторных моделей, поскольку двигатели с системой электронного впрыска на ТОМ топливе, которое заливается в баки АТОшных машин, работать будет не особо долго. Для улучшения управляемости был добавлен гидроусилитель.
Все подкапотное пространство с опасных углов забронировано мягкими баллистическими пакетами, предоставленными компанией «НПП «Темп-3000». Выбор пал именно на такой тип защиты лишь по одной простой причине - каждый килограмм веса конструкции был на учете. Поэтому уже на этапе разработки проекта было принято решение отказаться от противопульных пластин в пользу противоосколочных пакетов во избежание кардинального утяжеления конструкции. Главная задача такой защиты - обезопасить двигатель от возможного поражения осколками.







Проект длился полгода от поиска машины-донора до конца покрасочных работ готового изделия. С учетом того, что умельцы из Тарасовки своего експерементального цеха не имели и не имеют, то результат видится вполне позитивным.









Авторы ждут практических испытаний своего очередного детища, забобонно упоминая возможные неисправности. Мы же в свою очередь пожелаем всем участникам этого проекта удачи  и успехов. Ведь даже в деле создания такой машины волонтеры и все неравнодушные оказались далеко впереди государственных концернов с сонмом НИИ и машиностроительных предприятий. Ну а всем, кто дочитал текст до конца, сообщаем, что опытный образец украинско-волонтерского (читай - народного) производства обошелся в ДЕСЯТКИ раз дешевле розничной стоимости заокеанского аналога. Вот такая арифметика.



Технические  характеристики:

Вес: 1180 кг.
Двигатель: бензин 1500 см, 75 л.с.
Привод: 4х4, колесные редукторы, пониженная с блокировками
Грузоподъемность: 600 кг.
Посадочные места: 4+2 на платформе, 2+носилок, 3+1 носилки, 2+400 кг. груз
Скорость: 85-90 км.ч.
Бронирование - защита двигательного отсека параарамидным материалом.
Клиренс 390 мм

Источник: Информационное сопротивление

самоделка, ЛуАЗ, Украина, 4х4, ТПК, 4x4

Previous post Next post
Up