Валентина Чемберджи «О Рихтере его словами»

May 04, 2017 15:30

Книга о жизни Святослава Рихтера, записанная с его слов.

Валентина Чемберджи сопровождала Рихтера во многих его гастрольных поездках и записывала его размышления, высказывания, диалоги.

Особенно впечатляет четырехмесячная концертная поездка Рихтера по России в 1986 году с заездом в Японию), в ходе которой Рихтер играл более чем в 50 городах и поселках Урала, Сибири, Дальнего Востока и Казахстана (в программах - Гайдн, Бетховен, Шуман, Брамс, Шопен):
Новгород, Псков, Ржев, Калинин, Орехово-Зуево, Владимир, Суздаль, Горький, Чебоксары, Казань, Набер. Челны, Уфа, Челябинск, Курган, Петропавловск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск. После Хабаровска - Япония, далее - обратный путь: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Чита, Улан-Удэ, Иркутск, Тайшет, Красноярск, Саяногорск. Абакан, Шушенское, Новокузнецк, Кемерово, Барнаул, Рубцовск, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар, Караганда, Целиноград, Кокчетав, Актюбинск. Кустанай, Уральск, Петропавловск, Магнитогорск, Энгельс, Саратов, Пенза, Рязань Коломна.

Самые любимые композиторы Рихтера: Шопен, Вагнер, Дебюсси.

Мне было очень интерено, как он о них говорит:
«Брамс выше, чем Лист, но Лист не ниже. Такой вот парадокс. Шопен же выше обоих и часто даже Шумана. Все-таки Шопен - это что-то невероятное. Ни с кем нельзя сравнить. Это сплошное вдохновение. Ничего от головы, все от сердца. Ни у кого такого нет, ни у Брамса, ни у Вагнера даже. Хотя у Вагнера… Есть. Но многое все же рассчитано. Пусть. Ничего плохого в этом нет. Но у Шопена! Там вдохновение, одно вдохновение».

После концерта в Шушенском:
«Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный, трагический Шопен».

В прошлом году я перевела одну главу о географии музыки из книги Эрика-Эмманюэля Шмитта «Ma vie avec Mozart» - интересно было сравнить мнения о Шопене.

А какой Рихтер был книгочей: «Нет смысла читать произведение, если его не хочется прочитать пять раз», постоянно обращался Гамсуну, Шиллеру, Расину, Золя, чаще всего - к любимому Чехову. Многое напоминало Рихтеру сцены из его пьес или из «Дней Турбиных» Булгакова,. И к литературным героям Рихтер относился, как к живым людям, они часто значили для него больше, чем окружающие.

PS. Но, в целом эта книга не художественное произведение. По-моему, для биографии нужен писательский талант, также, как и для написания романа, пьесы и.т.д.

музыка, Святослав Рихтер, круг чтения, биографии

Previous post Next post
Up