Главный неф (вид на западный леттнер и западный хор)
Западный хор собора, возведенный в 1245-1260 годах, представляет собой яркий образец синтеза архитектуры и скульптуры зрелой готики. Автором этого великолепного сооружения является архитектор и скульптор, известный как Наумбургкий мастер. Замечательны скульптуры западного леттнера на темы Нового Завета.
Западный леттнер - это граница между западным хором и нефом. В то время, когда леттнер был создан, он служил для отделения духовенства от прихожан во время богослужений.
*****
Из книги Е.Юваловой «Немецкая скульптура 1200-1270»: "Готический западный хор пристроен к романскому зданию, соотнесен с его главным нефом по высоте и ширине и в то же время представляет собой самостоятельное здание, имеет свой фасад - леттнер, и свое пространство, где царят иные пропорции, ритмы, формы, чем в остальной части храма, и где готическая скульптура обретает естественную для себя среду."
*****
План собора, слева западный хор, справа восточный хор, внизу часть клуатра
Западный леттнер
Наумбургский Западный леттнер уникален.
Восемь рельефов на своде рассказывают о библейских событиях от Великого четверга до несения Креста - Страсти Христовы в отдельных сценах. Цветные барельефы изображают фигуры живыми и подвижными.
Леттнер (левая сторона)
Фото из интернета - левая сторона леттнера в увеличенном виде, краски немного неестественные
С левой стороны леттнера представлена Тайная вечеря - последняя трапеза Иисуса Христа со своими учениками. Иуда изображен изолированным на левом краю картины, спиной к зрителям.
В следующей сцене изображено предательство Иуды и выплата 30 сребреников.
В третьей сцене - взятие Христа под стражу, Пётр отсекает ухо рабу первосвященника.
Четвертая сцена показывает отречение Петра. К нему подошла служанка и сказала "ты был с Иисусом Галилеянином".
Леттнер (правая сторона)
Фото из интернета - правая сторона леттнера в увеличенном виде, краски немного неестественные
С правой стороны леттнера продолжается тема отречения Петра. Двое воинов первосвященника, стоящие вместе во дворе, узнают в Петре одного из учеников.
"… и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды." (Лука 22,59-62).
Следующая сцена: Христос перед Пилатом, одна из самых известных сцен Страстей Христовых.
Пилат вынес смертный приговор - приговорил Иисуса к распятию, а сам "умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего".(Мф. 27:24).
Предпоследнее изображение - бичевание Иисуса Христа - эпизод Страстей Христовых, происходивший во время суда Понтия Пилата над Иисусом Христом.
Последний четвертый рельеф - изображено Несение креста.
Последние два рельефа не являются оригиналами XIII века (вероятно, они были уничтожены пожаром в XVI веке), эти рельефы были восстановлены в середине XVIII века.
В центре леттнера - Христос на кресте, оплакиваемым Марией и его учеником Иоанном, которые вместе образуют вход в Западный хор. И два ангела над Христом, указывающие на воскресение.
Капители с вырезанными из камня растениями и виноградными листьями.
Каждый посетитель, который хочет пройти дальше в западный хор, должен обойти распятие справа или слева. Эмоционально очень трогательно.
*****
О Западном леттнере и западном хоре - в главе
«Готическое искусство» во Всеобщей истории искусств (Том 2, книга первая) "Скульптурные сцены западной преграды того же Наумбургского собора переносят зрителя в другой мир. Евангельские сюжеты - «Тайная вечеря», «Суд Пилата» и др.- представлены здесь в духе средневековых мистерий, исполняемых простыми людьми на площади. Все человеческие типы, от Христа до Иуды,- это типы городского простонародья, тогда еще тесно связанного с деревней. Апостол Иоанн в «Тайной вечере» - простой, грубый и добрый парень, слуга или работник. Другие апостолы - бородатые мужики. Они едят, пьют, как люди физического труда. Христос выглядит здесь странствующим проповедником одной из средневековых сект, отвергавших богатство и знатность как отступление от заветов Евангелия.
В полном соответствии с таким идейным и психологическим направлением находится весь формальный облик скульптурного фриза Наумбургской преграды (середина 13 в.). Пропорции здесь далеки от аристократической вытянутости. Фигуры приземисты, головы непропорционально велики, одежды падают простыми тяжелыми складками. Но чувство формы, проявляемое художником, поразительно. Движение складок грубой скатерти, одежды апостолов, их жесты в сцене Тайной вечери - все слито в один общий реалистически острый и в то же время монументальный образ."
Часть 1 - Внешний вид Наумбургского собора, история строительства; перила, созданные Генрихом Апелем.
Часть 2 - Главный неф, Восточный леттнер и хор, Крипта.
Продолжение следует