Прогулки по Эрфурту (1) ... Мишель Пастуро

Oct 21, 2022 14:40

Как я люблю во время путешествий по городам и весям, по садам и паркам, во время посещения выставок и концертов неожиданные литературные ассоциации, встречи и тому подобное.

Мишеля Пастуро я в Эрфурте не встретила, но... После экскурсии в Кафедральный собор Эрфурта (о соборе позже напишу подробный пост) я увидела на восточной стороне огромной соборной площади здание, название которого меня очень заинтриговало, - Theather "Waidspeicher" и напомнило мне о книге Мишеля Пастуро «Синий. История цвета».



Я подошла к театру, последовала в направлении указателя, прошла во двор и увидела историческое здание - хранилище вайды XIII века - Waidspeicher.
Вайда - это бытовой краситель, который в Средние века называли "синее золото".

Цитаты из книги Пастуро:

"Если греки и римляне редко пользовались синей краской, о других народах этого сказать нельзя. Так, кельты и германцы употребляют в качестве красителя вайду, или синильник (лат. glastum, vitrum, isatis, waida), дикорастущее растение семейства крестоцветных, которое встречается на влажных глинистых почвах во многих регионах Европы с умеренным климатом".[...]

"В XIII веке мода на синие тона в одежде вызовет настоящую революцию в красильном деле и вайда превратится в ценную хозяйственную культуру.

Бурному развитию моды на синее в ХIII веке способствуют два фактора: технические достижения в красильном деле и начало промышленного культивирования вайды. Вайда, дикорастущее растение семейства крестоцветных, произрастает во многих регионах Европы на влажных или глинистых почвах. Красящее вещество (индиготин) содержится главным образом в листьях. С 1230-х годов вайду, как и марену, начинают выращивать в промышленных масштабах, чтобы удовлетворить растущий спрос со стороны суконщиков и красильщиков." [...]

Спойлер об изготовлении красителя
[Изготовление краски]
"Изготовление синей краски - длительный, сложный процесс.
Это долгая, кропотливая, грязная работа (в помещении стоит тошнотворный запах), которую должны выполнять специально обученные люди. Вот почему синяя краска стоит дорого, хотя вайда растет на самых разных почвах, и при окрашивании нет или почти нет необходимости в закреплении: при окрашивании красной краской к этой процедуре приходится прибегать несколько раз."


"С 1220-1240 годов некоторые регионы Европы (Пикардия и Нормандия, Ломбардия, Тюрингия, графства Линкольншир и Сомерсетшир в Англии, окрестности Севильи в Испании) начинают специализироваться на выращивании вайды.

Позже, примерно с середины ХIV века, главным центром культивирования вайды наряду с Тюрингией становится Лангедок. Вайда - источник богатства и процветания таких городов, как Тулуза и Эрфурт; на исходе Средних веков регионы Европы, которые производят вайду, живут как в сказке, потому что экспорт «синего золота» приносит огромные прибыли."[...]

"Возникшая в XIII веке мода на синие тона сказочно обогатила производителей вайды и продавцов этого красителя, принесла процветание не только большим городам, таким как Амьен, Тулуза, Эрфурт, но и целым областям (Лангедок, Тюрингия, Саксония), которые превратились в «страны, в которых течет молоко и мед». На вайде сколачивали огромные состояния.
Но это процветание продлилось не слишком долго. Уже на исходе Средних веков у вайды появляется опасный конкурент, индиго -«индийский камень», импорт которого неуклонно растет."[...]

Спойлер о войне вайды и индиго
[Синее против синего]
"Мода на новые оттенки синего в декоративных тканях и одежде, распространявшаяся в Европе в конце XVII и в течение всего XVIII века, в большой степени обусловлена увеличившимся экспортом индиго.
Постепенно выяснилось, что индиго стоит дешевле, а красит гораздо лучше вайды, и постепенно импортный краситель стал вытеснять местный, а потом вайда практически вышла из употребления.

Эрфурт, Гота и многие другие города Тюрингии, вместе с ближними деревнями, теряют главный источник дохода, когда местные власти окончательно снимают запрет на применение индиго. Это решение принимается одновременно с аналогичным эдиктом короля Франции - в 1737 году. Начиная со следующего года выращивание и обработка вайды в Германии прекращаются, и все красильные мастерские переходят на индиго".


"Во второй половине XVIII века кое-где до сих пор еще выращивают вайду, то только потому, что поставки морем - дело рискованное, и надо иметь запас синей краски на случай, если груз не придет вовремя. Во Франции, при Наполеоне, из-за установленной Англией континентальной блокады в нескольких районах пришлось вернуться к промышленной культуре вайды. Но это длилось недолго. Мечте многих ученых и предпринимателей о возрождении старого производства не суждено было сбыться."



Хронологически, я сначала увидела здание театра, фасад которого выходит на соборную площадь. Сейчас в этом здании и в здании во дворе находятся кукольный театр и кабаре "Ковчег". Хорошо, что исторические дома сохранились, переоборудованы под театр и, самое главное, старое название не забыли.

Германия - Эрфурт

Previous post Next post
Up