Моя любимая тема. Греческая античность.
Через два года после
Западной Анатолии и через год после
Афинского Акрополя мы доехали наконец до Великой Греции. Пока только Пестум, но лиха беда начало.
Был солнечный январский день, на слепящем ковре ромашковых полей стояли три дорических красавца - живая история этого стиля. В качестве стаффажа - редкие не сезонные туристы, шумные школьники соседнего лицея и многочисленные собаки - постоянные хранители древних сакральных руин. Идеальные условия для встречи со старыми друзьями.
Их архаичные, чудовищные с точки зрения античной классики, невероятно математизированные и геометризированные пропорции я нежно люблю и часто рассматриваю на фотографиях. И вот они перед глазами. Как я и предполагал, в отличие от многоликих баз ионийских диптеров и изящно курвированных творений Иктина, местную дорику можно рассматривать совсем не сдвигаясь с места. Эти колонны статичны и идентичны, как многочисленные близняшки. Они приземляют и вынуждают затаить дыхание. Глаз скользит по широкоплечему слегка провисающему эхину и, мимолетно проскакивая нежно обнимаюшую колонну шейку, спускается к пластичной линии её напыщенного энтазиза. Словно не глаз, а рука гладит её упругое тело. Бусинки и пояски гипотрахелия - в данном случае совсем не соответствующего своей "лошадинной фамилии", непринужденно подчеркивают явную женственность этой формы. Впрочем она не имеет пола, хотя скорее напоминает формы вальяжных архаичных куросов, чем атлетов Золотого века Перикла.
В Пестуме, бывшем когда-то Посейдонией, как я уже отметил - три интересующих меня персонажа, возведенные примерно с разницей в 500 лет. На плане они выделены теплым желтым. Самый почтенный возраст у знаменитой Базилики, сейчас носящей имя Храм Геры. Она датируется серединой шестого века до нашей эры. Тоже имя с нумерацией "2" носит соседний с Базиликой храм - Храм Геры II. Когда мы только начинали знакомиться с профессией, его было принято называть храмом Посейдона. Он самый молодой из трех, и появился на свет, когда в Афинах уже бушевал классический период. На приличном расстоянии от этой парочки расположен третий храм - Афины - образец силикатной дорики начала пятого века до нашей эры. У тройняшек идеально правильная ориентация - восток-запад. Впрочем с геометрией и числами в этих пифагорейских краях всегда был полный порядок.
Базилика Геры. Вероятно самый необычный периптеральный храм из виденных мной за последние годы. На его главном торцевом восточном фасаде, впрочем как и на западном - 9 колонн. Центральная колонна нагло запирает ось храма и явно главенствует, несмотря на отсутствие физической разницы с остальными. Следом за ней между антами притаились еще три колонны пронаоса, причем правая и левая прикрывают расположенные за ними два входа в храм. Почему два? Потому, что целла храма разделена по оси рядом таких же, как и внешние, колонн на две симметричные части, два нефа. Вероятно поэтому - "базилика". Колонны наоса скорее всего поддерживали балки перекрытия или крыши. И если таковая когда-то там была, то держалась она скорее всего на деревянных стропильных фермах. В противном случае хоть какие-то останки колонн второго яруса были бы найдены среди руин храма.
И наконец самое необычное - на боковых колоннадах периптера - по 18 колонн. Это и есть идеальная пропорция греческой архаики- 1:2. Все прочие отношения в Базилике, если верить её многочисленным исследователям тоже целочисленные - 2-4-7-8-9...
Эхин
Юго-восточный фасад
Восточный фасад
Северо-восточный фасад
Северный фасад
Северный фасад Базилики сквозь колоннаду храма Посейдона (Геры II)
Вид с западной части стилобата
Капитель Базилики
Сквозь колоннаду Базилики - колоннада храма Посейдона. От архаических капителей к классическим.
Западная колоннада из наоса.
Продолжение следует.