В современном иврите некоторые, как правило, древние страны принято называть именами, сохранившимися с танахических времен. Так, Египет именуется Мицраим, Германия - Ашкеназ, Франция - Царфат, а Пиренейский полуостров и Испанию называют Сфарад. Отчего я об этом вспомнил сейчас?
Дело в том, что в процессе подготовки к путешествию по Западной Анатолии, я случайно обнаружил забавную
статью аспирантки из Петербурга Алисы Герм с перечислением гипотез происхождения и территориального отождествления слова "Сфарад" (Сефарад). Среди прочего она упоминает версию известного жж-юзера
imenno: "Эли Бар-Яалом, например, обращает особое внимание на финикийские колонии на территории Испании. Он полагает, что Испания получила название ספרד по колонии Сфарад (Спарду), якобы известной в римских источниках как Сардис, т.к. названия Сфарад/Спарду/Сардис - не семитского происхождения." Кроме этого Алиса пишет, что "на основании некоторых арамейско-лидийских надписей, опубликованных Э. Литтманном, такие исследователи, как Ж. Пиренн, предполагают, что ספרד служил ивритским названием города Сарды в западной части Малой Азии, у северного подножия горы Тмол, к северо-востоку от Измира (Смирны).
Эта информация конечно же отложилась у меня в голове и, сидя на руинах римского банно-спортивного комплекса в античных Сардах, я тешил себя мыслью, что сижу в древнем Сфараде. Тем более, что часть римских руин оказалась остатками одной из древнейших и, как говорят, крупнейшей в Малой Азии античной синагоги.
Иосиф Флавий отмечал, что евреи на этой земле появились ещё в третьем веке до нашей эры при Антиохе III : "Царь Антиох посылает привет "отцу" своему Зевксиду. Если ты здоров, хорошо, я здоров. Узнав, что в Лидии и Фригии происходят беспорядки, я пришел к заключению, что на это мне следует обратить особенное внимание. Когда же я посоветовался с друзьями, то мы пришли к решению переселить в крепости и наиболее опасные места две тысячи иудейских семейств из Месопотамии и Вавилонии, снабдив их всем необходимым. Я убежден, что эти люди, вследствие своего благочестия, будут преданными нам стражами, тем более, что, как я знаю, мои предки засвидетельствовали их преданность и готовность оказывать поддержку там, где это от них требуется. Поэтому, несмотря на всю трудность этого дела, я желал бы переселить их туда с разрешением им жить по их собственным законам. Когда ты распорядишься доставить их на указанные места, назначь каждому из них по участку для постройки здания, а также по наделу для земледелия и виноградарства и освободи их на десятилетний срок от всех податей с их полей. Пока они не получат со своей земли плодов, пусть будет выдаваемо им содержание из средств, назначенных для моих личных слуг; пусть будет выдано вознаграждение также и тем, которые добровольно окажут им в чем-либо поддержку, дабы выражение нашей признательности еще более привязало этих людей к нашим интересам. Одним словом, позаботься о народе, чтобы ему ни с чьей стороны не подвергаться неприятностям".. (
Иосиф Флавий, Иудейские древности, Книга двенадцатая).
Участок археологического парка Сард с планом римских терм ©Archaeological Exploration of Sardis/President and Fellows of Harvard College
Таким образом, нет ничего удивительного в наличие в Сардах древнееврейской синагоги. Странно лишь её расположение - она занимает место в правом флигеле римского банно-спортивного комплекса. Сомневаюсь, что римляне были настолько толерантны. Мне больше импонирует где-то услышанная версия, что к к третьему веку их потеснили христиане, которым были мало интересны спортивные забавы римлян. Термы с прилегающими гимнастическими залами опустели, и часть из них была перепрофилирована в синагогу. Это очень похоже на правду, если приглядеться к структуре синагоги.
План синагоги в Сардах. По сути она представляет собой протяженную (примерно 60х20 м) базилику с двумя рядами столбов и апсидой, очевидно встроенными в более раннюю прямоугольную структуру римских стен. ©Archaeological Exploration of Sardis/President and Fellows of Harvard College
Вид в направлении апсиды и "стола" для чтения свитков Торы.
Рельефное изображение орла на торце стола для чтения свитков Торы.
Изометрия, показывающая современное состояние синагоги в Сардах © Archaeological Exploration of Sardis/President and Fellows of Harvard College
Явной достройкой выглядят также два возвышения - синагогальных ковчега, симметрично расположенные по сторонам от главного входного проема.
Синагогальный Ковчег (Арон hа-Кодеш)
Аркада коринфских пилястр на стенах синагоги и Арон hа-Кодеш.
Восстановленная (или сохранившееся?) каменная инкрустация панелей между пилястрами на поверхности стен синагоги.
Вариант графической реконструкции пространства зала синагоги в Сардах ©Archaeological Exploration of Sardis/President and Fellows of Harvard College
Вход в синагогу предваряет классический римский перистильный двор с фонтаном.
Аркада пилястр на стенах перистильного двора.
Вариант графической реконструкции перистильного двора © Archaeological Exploration of Sardis/President and Fellows of Harvard College
Особый интерес представляет огромный мозаичный пол синагоги с многоцветной мозаикой, изображающей многообразные повторяющиеся геометрические орнаменты.
©Archaeological Exploration of Sardis/President and Fellows of Harvard College
Макет синагоги в Сардах. Вариант реконтсрукции. © Archaeological Exploration of Sardis/President and Fellows of Harvard College
Основной информационный ресурс -
http://sardisexpedition.org/en