История этого народа вероятно началась пять тысяч лет назад. Во всяком случае именно тогда впервые в аккадской клинописи упоминается имя Арам - сын Сима - родоначальника всех семитских народов. Начав свою экспансию на восточном острие Плодородного Полумесяца, арамеи начали продвижение на его юг и настолько преуспели, что через пару тысяч лет для населения всех государств, появившихся на руинах Ассирийской империи, именно арамейский язык превратился в лингва франка. Это поражает, если принять во внимание, что сами арамеи к началу новой эры фактически сошли с подмостков истории. Остались лишь их разрозненные группы, относящиеся к различным религиозным конфессиям.
Одна из таких групп арамеев-христиан, последователей святого Марона, традиционно проживала на территории современного Ливана. В седьмом веке она откололась от константинопольский церкви и избрала своего патриарха. Несколько столетий марониты просуществовали в относительном спокойствии и почти в полной культурной изоляции. Но в последние двести лет их жизнь сильно усложнилась. Арамеев-маронитов вырезали турки, затем арабские мусульмане вытесняли их с насиженных земель. И наконец после гражданских междуусобиц второй половины двадцатого века миллион маронитов покинул Ливан. Часть из них, и в первую очередь те, что служили в Армии Южного Ливана (АЮЛ), переселились в Израиль, и тут нашли свою вторую родину. Марониты, как и друзы, лояльны государству и служат в армии обороны.
С культурными традициями израильских маронитов я слабо знаком. Внешне ни взрослые, ни дети не отличаются от прочего населения Израиля. Среди своих студентов-христиан мне трудно выделить маронитов. Да и архитектура маронитов в массе не отличима от прочей хайфской.
Дом маронитского архиепископа в Хайфе я вижу часто, когда прогуливаюсь по берегу Шикмона.
Это интересное здание, построенное в 30-х годах прошлого века в ускользающем от глаза стиле. Тут есть элементы хайфского бау, симметрия арт-деко и символизм средиземноморской эклектики.
Главным собором маронитов является Paroisse Maronite St. Louis в Нижнем городе. Не так давно , прогуливаясь в по пустынным улицам Хайфы в Судный День, я оказался внутри собора. И, как выяснилось, в самое подходящее время. Дело в том, что прихожане собора, а большинство из них бывшие солдаты и офицеры АЮЛ не желают лишний раз публиковать свои лица, а поэтому в обычное время, когда собор открыт для богослужений, фотографирование в нем категорически запрещено. В тот день собор был официально закрыт, но пара, занимавшихся ремонтными работами рабочих, с удовольствием показали мне недавно законченные реставрированные интерьеры. И даже специально для меня включили свет :)