Знаете, все эти споры о допустимости или недопустимости коммерции в ролевых играх напоминают мне проблемы рукодельного сообщества десятилетней давности, когда мастера еще не осознали себя, не имели сложившегося статуса, не понимали своего места в табели о рангах.
Основная проблема была тоже в том, что ни мастер, ни покупатель, не были готовы обозначить цену. Мастер мялся в самообесценивании, испытывал угрызения совести за то, что продает/предает священный акт творчества, но хотел, чтобы вещи находили хозяев и чтобы при этом, как минимум, отбивались расходы на материалы.
Покупатель хотел красивую цацку, но совершенно не понимал, как определить нормальную цену за "хендмейд". Самые приземленные высчитывали по себестоимости материалов и получали такие смехотворные суммы, что я им даже благодарна - они настолько бесили мастеров своей незамутненностью, что обучение ускорялось.
Сейчас я считаю самыми успешными мастеров, осознавших, что они ремесленники. То есть, разложившие свой творческий потенциал, саму свою способность творить и физическое умение воплощать руками свой замысел во что-то материальное на разные, но соседние полки. Нашедшие баланс, избывшие вот этот нелепый страх перестать быть "творцом" из-за того, что они осмелились взять в руки деньги.
Но да, такое умение дано безусловно не всем и не в равной степени, кто-то ваяет шедевры и дарит друзьям, кто-то продает вязаных уродцев на Ярмарке Мастеров за копейки, кто-то их же, но за многие тысячи. Но всем находится место в жизни и соответствующий этому месту взгляд на мир.