Терра Де Лас Куэстас или Тхач глядит на восток. Ч.2.

Feb 13, 2011 23:46

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Продолжение. Ч.1 здесь

День 3. 14.06.2010. Вот такой параболой встал перед нами перевал утром - Ачешбоки разошлись по разные строны взгляда, а хмурый провал в темно-серых скалах заменился на безобидную бархатную ложбинку. Казалось, мы прошли сквозь незримую границу двух миров. К завтраку к группе спустился Грей, уже дважды за поход нагоняя нас.

Чертовы Ворота с обратной - совершенно нечертовой - стороны
Но и зримая граница здесь тоже присутствовала - спуск с перевала проходит вплотную к северной оконечности Кавказского заповедника. А раз повествование почти физически касается особо охраняемых территорий, им нужно посвятить несколько абзацев внимания читателя.

Деклеймер №3. О заповедном
Нам, Западному Кавказу, повезло иметь в непосредственной близости от себя чудо нетронутой природы - Кавказский заповедник. У него "высший" природоохранный статус - заповедник включен в сеть биосферных резерватов, что и отражено в его полном наименовании - Кавказский государственный природный биосферный заповедник (им. Х.Г Шапошникова), сокращенно КГПБЗ. Его биосферный статус означает практическую полную нетронутость антропогенными процессами его ядра, которая позволяет вести научные наблюдения в "чистой" природной среде, а кроме того, сохранять некое "эталонное" биоразнообразие территории.
КГПБЗ замыкает десятку крупнейших по площади биосферных заповедников России (к слову, самый большой из них - Командорский (3,6 млн. га), самый маленький - Приокско-террасный (всего 4,9 тыс. га)), но он неповторим по разнообразию флоры и фауны, в том числе эндемичной.
Всего же в России 101 территория относится к сети заповедников, из которых 30 - биосферные. На Кавказе же из  федеральных ООПТ всего лишь 3 национальных парка и 4 заповедника, а биосферных - всего два (кроме КГПБЗ еще Тебердинский, в разы уступающий первому по площади).
Охранный режим заповедника диктует свои правила поведения.
Первое - посещение требует пропуска. Любой сотрудник охраны заповедника вправе спросить у вас разрешающий документ и при отсутствии такового оформить протокол об административном правонарушении. И не следует забывать, что значительная часть плато Лаго-Наки - излюбленного места отдыха многих местных и приезжих туристов - также входит в состав КГПБЗ.
Второе - запрет на интродуценты. В заповедник категорически запрещено проникать с чуждыми биологическими видами, ясное дело, речь о собаках по большей части. А кроме того, формально, нахождение с отпущенной собакой приравнивается к незаконной охоте, что есть уже уголовное преступление.
И третье - запрет на вынос чего бы то ни было. Даже рог давным-давно умершего тура нельзя выносить за пределы заповедника, и этому тоже есть объяснение - ведь роговая и костная ткани служит источником питательных веществ и минералов для многих мелких животных.

Мы отвлеклись настолько, что догоняем группу лишь на подъеме к вершине Восточного Ачешбока: наш медленно плывущий караван разрезал плотный, висящий в воздухе летний штиль. Непривычно жаркий июнь укутывал нас в одеяло прогретого воздуха и "ласкал" носы и уши ультрафиолетом.

Западный Ачешбок поздним утром

Штурмовая группа отправилась на покорение вершины Восточного Ачешбока, оставшиеся же могли себе позволить впитать немного гармонии этих залитых жизнью склонов. Предстоял переход по Агиге.

Начало хр. Агиге. Снова куэста

Утоптанная тропа вела группу от перелеска к перелеску, в каждом из которых я тщетно исследовал любую складку рельефа. Поиски эти усилились после обеда, когда было выпито 2/3 всей воды - нам хватало на экономный дневной переход, но перспектива сухой ночевки настойчиво заглядывала нам в опустевшие бутылки.

Я говорил о жарком июне? Он высушил всю воду. Хребет Агиге был безводным как перевернутый кувшин. Небольшое замеченное внизу озерцо, к которому я спустился разведкой, разочаровало нас мутной стоячей водой, ничего не оставалось, кроме как двигаться дальше.

Природа как могла скрашивала наши неудобства от отсутствия влаги - одна за одной вставали чудесные картины цветущего лета.

Цветы и каньон р. Уруштен на заднем плане

Значения некоторых расхожих выражений иногда находят самое прямое воплощение в жизни. Море цветов - одна из таких избитостей. Но это все-таки было море - оно плескалось и колыхалось вокруг нас, белые барашки цветочных волн лизали наши ноги. Было жалко двигаться вперед, настолько плотным был ковер из ветрениц, который - увы - неизбежно подминался под нашими ногами.

По колено в ветреницах

Ирис вильчатый (один из двух кавказских видов) - одно из самых моих любимых цветущих дикорастущих растений

Жажда уже наступала нам на пятки - одно за другим пересошхее русло миновали мы, и уже прельстились даже небольшим умирающим снежником, прекрасно осознавая, что натопленного снега не хватит даже на кружку чая для каждого из нас. Впереди были обозначены родники, вечерние тени указывали нам направление к ним.

Уже солнце золотило ближайшие скальники, когда вдруг мой слух наполнился давно искомыми звуками - едва живой родничок сочился в распадке близ г. Сундуки. Раскопав "накопительный бассейн" и соорудив сток из сухого стебля борщевика, я возвестил радстную весть группе. Группа упала лагерем.

Спугнутая от родника серна

Вечер близ вершины г. Сундуки

Непростой наш сегодняшний день заканчивался, но прежде чем дать отбой, расскажем немного о жажде, раз она так крепко сегодня нас брала за горло.

Деклеймер №4. Жаждоутоляющий
Недостаток воды в наших краях - не самая распространенная проблема, все-таки регион довольно сильно увлажнен, особенно в колхидской зоне. Однако иногда случаются ситуации водного дефицита подобные описанной.
На самом деле первичная потребность попить вовсе не является реальной необходимостью пополнения жидкости в организме, ее даже так и называют - ложная жажда. Настоящее влияние жажды возникает при нарушении водно-солевого баланса, когда выходящие через пот соли не компенсируются через питье.
Обессоливание - процесс, сильно влияющий на общее физическое состояние туриста, и именно нехватка солей сильнее всего действует на утомляемость, особенно в жаркую погоду.
Тем не менее, резкое избыточное пополнение организма водой, как бы это не казалось странным, так же пагубно действует на вывод солей, как и ее недостаток. Если успытывающий приближени обессоливания человек выпьет в жаркую погоду много жидкости, то около 90% ее тут же потеряет в виде потоотделения, лишившись большего количества солей, чем он приобрел. Таким образом, его жажда не только не утолится, но и усилится. Отчасти и поэтому (из-за низкого соджержания растворенных солей) невозможно напиться талой водой из-под ледника - она, кажется, бесследно растворяется в организме, и ее постоянно хочется пить.
Для решения этой проблемы часто пьют подсоленную воду (а еще лучше подслащенно-подсоленную), и это действительно помогает меньше пить и испытывать жажду.
К прочим же рекомендациям потребления воды в жару можно отнести: а) дозирование - нужно пить воду мелкими глотками (хорошо этому способствует спортлок - крышка с дозатором на бутылках некоторых марок питьевой воды и напитков) и б) воздержание от еды - известно, что на переваривание пищи требуется дополнительное количество жидкости, и если пища сама по себе не является источником влаги (например, фрукты), то от нее лучше отказаться, да чаще всего при сильной жажде есть и не хочется.

День 4. 15.06.2010.
Я проснулся от ветра. Тент палатки хлопал под порывами холодного влажного воздуха. За ночь все переменилось - в утренних лучах откуда-то из глубин заповедника на нас двигался добрый ливень. Сегодня день рождения одной из участиц, и мы так экстренно кинулись успеть ее поздравить по хорошей погоде, как только могли это сделать полусонными. Тучи одна другой чернее катились на нас, ветер угрожающе свистел между нашими палатками, все вокруг настрожилось и затихло. Мы тоже напряженно ждали Стихии.
Но тревожное ожидание вдруг оказалось напрасным. Грозовой фронт, пройдя прямо над нашими головами, удалился куда-то на север, бушевать над равнинами, оставив нам такое тихое утреннее небо, о котором и помыслить было нелепо лишь полчаса назад.

Небо очистилось

Сегодня нам предстоял спуск в долину. За спиной оставлись все пройденные вершины и скальные изваяния. Один переход от вчерашнего лагеря привел нас к г. Шапка, мимо которой вела уже не тропа, а грунтовка - мы стремительно покидали удивительный мир "Затхачевья"

Грунтовка по пути к плато Малый Бамбак

Перед выходом к последнему альпийскому участку нашего маршрута - плато Малый Бамбак - открылся заключительный, но не менее внушительный вид на скальную архитектуру. На противоположном берегу, за глубоким каньоном р. Уруштен вставал, отгородившись мощными скальными стенами-обрывами хребет Скирда.

Хребет Скирда на противоположном берегу. Территория КГПБЗ
Красная дорога вела и вела нас вниз.

"Красная дорога" на плато, названная так за цвет грунта, по которому она проложена от долины р. Малая Лаба

Мы торопились спуститься до сумерек. К позднему обеду мы вышли, наконец, к прохладным лазурным водам р. Малая Лаба. Смыв с себя усталость четырех дней похода, мы вышли на душные улицы цивилизации. Продуктовый магазин пос. Никитино сбыл оголодавшим туристам значительную часть своих припасов; сытые и усталые, мы дождались нашего транспорта и начали скучный путь домой.