Телевидение изобрел украинец?

Apr 18, 2010 09:44





26 июля 1928 года, в полдень, Борис Грабовский открыл эру телевидения, проведя первый в истории сеанс передачи движущегося изображения на расстояние.

Правда, в США отцом телевидения называют Владимира Зворыкина, создавшего в 1931 году в лабораториях фирмы «Радиокорпорейшнз оф Америка» свой знаменитый иконоскоп.
Что ж, в истории телевизионной техники немало еще «белых пятен».

Изобретатель телевидения - сын известного украинского поэта Павла Грабовского, творчество которого до сих пор изучают в школе. Борис родился в 1901 в Сибири, где отбывал ссылку его отец. В ноябре 1902-го поэт умер, и полуторагодовалый сын остался на руках у матери.


Когда мальчику исполнилось 5 лет, семья выехала в Украину - вначале в Одессу, а потом на родину отца, в Харьков. Жили скромно, снимали небольшую комнатушку в доме Юзефовича. Мать работала фельдшером на железной дороге.

С ранних лет у Бориса проявился острый интерес к технике. Когда ему дарили игрушки, он первым делом разбирал их, чтобы понять, как они устроены. Правда, взрослые не разделяли этого интереса, и ругали его за то, что все время ломает свои игрушки.

В 1918 году Грабовский оставляет Харьков и отправляется в Среднюю Азию - киргизское селение Токмак. Пока непонятно, какими причинами был вызван этот переезд. Там талантливого парня направили учится в двухгодичную школу, где он быстро увлекся физикой, а вскоре стал слушателем подготовительных курсов Среднеазиатского университета в Ташкенте и - одновременно - лаборантом на физико-математическом факультете.

Профессор Гавриил Попов познакомил юношу с книгами Бориса Розинга, посвященными проблеме телевидения. Эта тема полностью захватила молодого физика, и вскоре он создает катодный коммутатор - первооснову передающей электронной трубки. За это изобретение он получил первую в жизни премию.

Денег хватило на то, что добраться до Саратова, где жила сестра его матери. Там «телеманией» увлеклись еще двое: преподаватель математики и физики Николай Пискунов и инженер-электрик Виктор Попов. Вместе они создают «телефот» - «аппарат для передачи и приема изображений на расстоянии».




Осенью 1925-го изобретатели отправились в Москву, надеясь заинтересовать телефотом столичных ученых. Им удалось сделать доклад о своих достижениях в военно-морском ведомстве, которое пристально следило за разработками в области передачи изображений. Конструкцию одобрили, и встал вопрос о закреплении приоритетов на изобретение телефота.

Изобретатели отправились в Ленинград - именно в этом городе находился тогда Комитет по делам изобретений. Однако приехав в город на Неве, соавторы первым делом отправились не в комитет, а к человеку, чьи идеи лежали в основе их разработок - профессору Борису Розингу.

Ознакомившись с конструкцией телефота, ученый воскликнул: «Дорогие мои! Да понимаете ли вы сами, до чего вы додумались? Это же открытие! Завтра же подавайте заявку на патент». А чтобы верно оформить необходимые документы, профессор тут же вызвал машинистку Лидию Жигунову. Вскоре она стала женой Бориса Грабовского и прожила с ним долгие годы, став свидетелем его самого главного открытия.

Патентная заявка была представлена в Комитет по делам изобретений 9 ноября 1925-го. Однако минуло долгих два с половиной года, прежде чем изобретатели получили долгожданные документы. 30 июня 1928 года им был вручен патент №5592, а также, согласно правилам международной конвенции по изобретениям, еще и дополнительный патент №16733. Этими документами и подтверждается приоритет Грабовского и его соавторов на изобретение первой в мире полностью электронной системы телевидения.

Однако вернемся в 1925 год. Подав патентную заявку, изобретательский триумвират распался. Попов и Пискунов вернулись в Саратов, а Грабовский уехал в Ташкент. Там судьба свела его с лаборантом Иваном Белянским, который также увлекся идеей трансляции движущихся изображений.

Именно Белянскому удалось привлечь к идее телевидения внимание руководства Узбекистана. Благодаря поддержке Юлдаша Ахунбабаева, председателя узбекского ЦИКа, удалось изготовить опытный образец телефота. Работы финансировало правительство республики.

Ходом работ активно интересовалась местная пресса. «Белянский и Грабовский изобрели аппарат, с помощью которого можно видеть на расстоянии десяти тысяч метров», - сообщила 23 апреля 1928 года газета «Кызыл Узбекистан». К этому времени сложился постоянный состав помощников Грабовского - его жена Лидия, Белянский, инженеры и техники Среднеазиатского округа связи.

И вот настал день испытаний телефота - 26 июля 1928 года. Полдень. Действующая модель прибора-передатчика установлена на улице Саильгох, а прибор-приемник (то есть телевизор) находится западнее метров на пятьсот. Многочисленные зрители с нетерпением ждут - что же им покажут изобретатели? Да и сработает ли их прибор вообще? Наконец, телефот включили и - о, чудо! На маленьком экранчике появилось движущееся изображение трамвая, пешеходов. Таким был первый в мире телерепортаж! В этот момент Грабовскому - 27 лет, Белянскому - 21…

Кстати, изображение с телеэкрана было снято на кинопленку, и этот документальный фильм широко показывался в кинотеатрах Узбекистана.

Теперь предстояло продемонстрировать работу чудо-прибора в Москве. Аппарат в товарном вагоне отправили в столицу, попросив проводника всячески оберегать хрупкий груз. Однако когда москвичи вскрыли ящики, они пришли в ужас: там были покореженные каркасы и битое стекло… Телефот погиб.

В 1931 году Б.Грабовский предпринял последнюю попытку заинтересовать столичных ученых идеей «телефота». Однако 1 октября того же года в СССР с помощью механического телевидения начались регулярные телевизионные передачи на дальние расстояния. И специалисты сочли проект электронного телевидения бесперспективным. И это при том, что «телефот» давал более качественное изображение, чем механическое телевидение.

Грабовский продолжал изобретательскую деятельность. Он придумал термитный патрон, сила которого вдвое превосходила обычный. Летающую гранату. Жабры для человека. Он сконструировал призматические очки для ориентирования слепых и аппарат для глухонемых. Он построил малолитражный вертолет и трехкрылый планер. А его вакуумное приспособление для получения катодного луча, созданное еще в 1926 году, спустя 35 лет использовал академик Борис Патон при плавлении и сваривании металлов. Он написал благодарное письмо изобретателю.

На 12 своих изобретений Грабовский получил авторские свидетельства и патенты. Ему принадлежат изобретения катодного осциллографа, телефотография, собственный вариант фотокамеры и другие. В октябре 1965 года Грабовскому было присвоено почетное звание «Заслуженный изобретатель» с такой формулировкой: «За изобретение аппарата электронно-лучевого способа передачи и приема изображений на расстояние, а также испытание этого аппарата в столице Узбекистана Ташкенте 26 июля 1928 года».

В 1977 году, спустя одиннадцать лет после смерти изобретателя, в Ташкенте открылся Музей электронного телевидения, названный именем Бориса Грабовского. А затем и специальная комиссия ЮНЕСКО высоко оценила его вклад в развитие всемирного ТВ.

By Stanislav Tsalyk

история, Украина, Киев

Previous post Next post
Up