Какое искусство можно выучить за двадцать дней ?

Aug 15, 2013 22:54

Разговоры с даосским монахом Инь Чжуншанем

Он говорит нараспев, забавно растягивая слова на старом хэнаньском диалекте. У него потрясающая улыбка и лучистый взгляд . Он - никто . Не настоятель монастыря , не «великий посвященный». Про него не написаны статьи, не снято фильмов и к нему не идет поток паломников . Он очень далек от всякой суеты и социальной деятельности . И у него очень хочется учиться .



Ты же знаешь, ко мне приехал человек учиться, очень хороший, добрый, горит желанием. Слишком горит и слишком быстро хочет все получить. Понимаешь, Дао - это путь, по которому идти надо маленькими шагами . А он хотел взять и перепрыгнуть сразу через все . Приехал специально издалека, каждый день ко мне приходил . Он очень хотел какую-то технику узнать, медитацию или какое-нибудь внутреннее искусство . Он считал, что наше учение заключено в технике , в каких-то приемах .
Через двадцать дней он , наверное , уже устал от своих желаний и спросил у меня :
«Я тут уже долго. Но ничего ты мне не показал: ни медитации, ни какого даосского внутреннего искусства . Мы с тобой здесь только едим регулярно простую и здоровую пищу». А двадцать дней - разве это долго ? О, это очень важно - правильно есть . Вот я его этому и обучал - есть помалу и правильно. Это гунфу - гунфу питания (чифань гунфу) . Разве можно , увидев сладкий пирог , откусить его за один раз ? Есть надо долго и по маленьким кусочкам .
Вот такое оно - чифань гунфу . Жаль, никак не могу ему это объяснить . По Пути идут очень долго . Шаг за шагом . И шаги эти очень маленькие . Приходя к учителю  несколько лет , лишь собираются встать на Путь.
Когда мне было лет двенадцать, мой отец узнал, что в горах живет великий даос  и послал меня к нему . Я пришел и поселился вмести с ним , он меня не прогонял , но и ничему не обучал . Жил он в маленькой хижине с соломенной крышей , не в монастыре . А в монастырь приходил иногда наставлять монахов. Так я с ним прожил несколько месяцев  и тоже все занимался «гунфу питания», он даже говорил со мною редко . Однажды прихожу в хижину - его там нет, все пусто . Я решил, что он совсем ушел , побежал по тропинке, думал догнать его. А он, оказывается , пошел параллельной тропой , и мы с ним разминулись . Я добежал до монастыря , думаю , может быть он там , но и там его не было. Я страшно расстроился и решил уйти с гор вниз , никакого другого учителя я не мог себе и представить . Но наставник из монастыря сказал мне : «Ты сначала попытайся выйти в эти ворота» и показал мне на ворота монастыря , которые были распахнуты . Я думал, ну что в этом сложного , делаю шаг наружу и вдруг чувствую , что меня что-то держит , как будто схватили за руги и за ноги (Лао Инь разводит широко руки в стороны ). Я рвусь вперед и не могу пересечь линию ворот ! И тут настоятель монастыря говорит : «Вот видишь , монастырь не выпускает тебя . Значит , тебе рано покидать твоего учителя . И он сам тебя найдет». И действительно , через пару дней пришел мой учитель , ничего не сказал , но взял меня обратно . Был ли это знак ?   Откуда мне знать !Объяснять мне внутреннее искусство мой учитель начал год на пятый или на шестой . До этого я просто был рядом с ним , помогал ему , все «гунфу питания» занимался. О ! В этом я теперь большой мастер . Во внутреннем искусстве я не достиг высоты , но вот в «чифань гунфу» - дело другое . Если захотите овладеть им , готов показать. Приезжайте в Чжунъюэмяо, найдите Лао Иня и будем учиться . Но учеба будет долгой (заразительно смеется ) .Я слышал , что у вас тут люди приезжают в Китай раз в год на неделю и говорят, что они ученики китайских наставников . Это правда ? Интересно , а их учителя знают об этом ? Я даже не знаю , чему можно за неделю научиться ...
Что умеет великий даос
Мой учитель хорошо знал астрологию и на память помнил все карты звездного неба. Смотрел на звезды , мог предсказать судьбу многих людей . К нему обычно приходили , когда надо было дать имя ребенку . Он сначала смотрел на расположение звезд , на линии , на руках ребенка и давал имя , которое защищало его от несчастий и злых духов . По чертам лица мог поведать все о болезнях человека и даже рассказать ему , как надо лечиться , какой орган надо защищать . Никогда не ошибался .       Нет , меня специально он этому не учил  , здесь у меня нет гунфу .  Про других людей , которые сохранили это искусство , я не слышал.
Научиться фэншуй по книге ? (смеется ). Правда , так у вас делают ? (смеется еще заразительнее ).  Нет , этому научиться нельзя иногда даже у хорошего учителя , не говоря уже о книге . Здесь надо иметь особое чувствование , особую чистоту сердца , умение видеть то , что невидимо . Много лет надо учиться , наверное , лет десять . Да , я немного знаю , но , увы, и здесь мое мастерство не велико .
Далеко не все даосы занимаются внутренним искусством . Некоторые занимаются «внешним искусством» (вайгун), то есть выполняют разные движение и сосредотачивают сознание на токе ци . А многие просто занимаются каллиграфией - о, здесь нужно очень большое гунфу , иначе все увидят , какое у вас нечистое сердце , ведь вы же его демонстрируете в иероглифах . Много даосов занимаются  врачеванием , искусны в пульсодиагностике . Я сам занимаюсь нэйгун , точнее цзиньгун - «искусством покоя». Сижу в покое каждый день , заставляя ци струиться по телу. Уже лет сорок его практикую . Нет, нет, мое мастерство в этом деле еще недостаточно!
Стремление к бессмертию
Нет, бессмертия нет . Да и зачем оно физическому телу ? Мы , даосы , в это не верим . Даже Пэн-цзу - старец великий , говорят, дожил до пятисот лет.  И Лао-цзы жил долго, но и он в конце концов умер.  А слова «жить долго, не умирая» (чаншоу бу сы) сказаны не про тело , а про совсем другое . А при чем здесь здоровье тела ? Путь человека , как и Путь Неба, проходит естественно, и тело болеет и угасает естественным образом . Мы можем продлить его существование, но это только если нам действительно надо для внутреннего воспитания , для чистоты сердца . Даосский путь не измеряется количеством прожитых лет .
Ученик и учитель
Да и в Китае иногда ученики покидают учителей . Это не значит, что они плохие люди . Они просто не могут встать на Путь , идти по нему. Ведь в начале это кажется сложным , хотя Дао - это очень легкий путь , поскольку он естественный . Да , в общем , в начале нужна не сила духа , а просто терпение , кому-то кажется , что два-три года для бесед с учителем это много, а я жалею , что за три десятилетия с моим наставником я так мало сумел понять . Конечно , у нас в Китае ни даос, ни буддист никогда не возьмет к себе учеников , пока учитель не позволит ему это , не сделает его «обучающим учителем». И никогда не будет сразу же изменять учение, которое передал ему учитель . Ведь он передал ему не просто знания , не технику , а свое сердце . Техника , конечно, может изменяться ,  как , например , в ушу , но как же может измениться чистота сердца? Оно либо чистое, либо нет .
Учителей, конечно , покидать нельзя . Ты можешь уехать , переехать в другой город или даже страну . Но твой учитель останется учителем . Без духовного соприкосновения с ним , ты просто потеряешь свои корни . Когда ты приходишь к своему будущему учителю, ты должен отчетливо понимать, что останешься с ним надолго . Если ты просто хочешь что-то быстро разучить и уйти , то не называй его учителем , а себя учеником . А есть еще иностранцы , которые за большие деньги учатся в каких-то шаолиньских школах у нас в уезде . Здесь тоже нет учителя и ученика , есть покупатель и продавец .
Обычно ни даосы, ни буддисты не участвуют ни в каких демонстрациях, ни в соревнованиях .  Да, конечно, но они же не монахи, они просто спортсмены, которые делают рекламу монастырю и немного зарабатывают денег. Это наверное  неплохо , только это никак не связано ни с учением , ни с самовоспитанием, ни с традиционным ушу. У них ведь нет духовных учителей , не получали они и Путь, это просто люди из мира желаний и страстей . Если бы у них были учителя , вряд ли бы они участвовали в соревнованиях , или показательных выступлениях, или даже продавали бы гунфу за деньги .Соревнования по традиционному ушу? А разве так можно ? Ведь если есть соревнования - это уже не традиционное ушу , это уже спорт. Ведь традиция - это прежде всего воспитание, воспитание сердца, а не тела .
Продолжение  следует  ...                                                                         ©  Источник

Дзен, буддизм, даосизм, философия, верь в себя, боевые искусства, алхимия, общество, герои, места силы, ЧСВ., мастер класс ., вегетарианство, Лао Дзы, притчи, искусство, китай

Previous post Next post
Up