Пирамиду из бочонков и фотографию успел сделать Ваня во время занятия. Мне показалось, что она очень подходит для темы нашего урока - Устный счёт - пытаешься сохранить в голове результаты предыдущих действий, забыл один из них, и всё рассыпалось, начинаем заново.
Итак, тема урока - Устный счёт. Сразу договорились с ребятами, что в течение урока не используем ручки и тетради, считаем только устно. Для разминки, чтобы оценить навыки ребят в устном счёте, я предложила каждому по одному примеру.
Устный счёт чаще всего мы используем при расчётах в магазинах, поэтому на занятие я принесла советские копейки, полный набор - 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 и юбилейные рубли. На ребят произвело впечатление то, что пять копеек существенно крупнее десяти копеек. Обсудили, почему именно так. Потом я рассказала ребятам, что можно было в моем детстве купить на 1 копейку, сколько стоило молочное мороженое в стаканчике и пирожное. У нас в городе большинство пирожных стоило 22 копейки, поэтому я попросила ребят набрать 22 копейки разными способами. Обсудили, какое минимальное и максимальное количество монет потребуется для этого.
Затем я спросила - каким количеством способов можно набрать ровно 9 копеек, если у меня в кармане имеются только двух- и пятикопеечные монеты. Решение, конечно, простое, но мне важно было, чтобы дети убедили меня, что других решений тут нет.
Потом написала на доске один длинный пример:
1+2+3+4+5+6+7+8+9=
Самые быстрые успели посчитать, пока я писала пример на доске. Потом стали обсуждать, как можно оптимизировать счёт, группируя слагаемые. Для наглядности я раздала ребятам задания для суммирования (каждому своё): первоклассникам карточки с цифрами, остальным - бочонки с двузначными числами. С каждым обсудили, в каком порядке он выполнял сложение.
Следующее задание - посчитать сумму чека (из четырёх позиций) - для первоклассников одно число было двузначным, для остальных - все числа двузначные. Числа специально подобраны, чтобы удобнее было складывать строки не подряд. Опять же с каждым обсудили, в каком порядке выполнялось сложение.
Вновь я написала на доске длинный пример:
11+1+12+2+13+3+14+4+15+5+16+6+17+7+18+8+19+9=
Тут уже решение было доступно только старшим, конечно. Вообще говоря, для первоклассников тема оказалась невероятно сложной. Думаю, что очень сильно повлияло то, что совсем недавно каждый из них проходил очень сложную тему - сложение с переходом через десяток. Было видно, что именно эта тема сейчас у них всплывает постоянно, когда просят что-либо сложить. Поэтому я бы сейчас не стала с ними заниматься никакой оптимизацией и перестановкой слагаемых до тех пор, пока переход через десяток не станет для них естественным и не уложится хорошенько в голове.
Дальше весьма кстати пришёлся фокус Вани с умножением на 9. Он написал на доске столбик примеров и показал, что у результатов десятки от строки к строке увеличиваются на единицу, а единицы наоборот - уменьшаются ровно на единицу. Сообща мы решили, что это очень полезно помнить, если вдруг на экзамене от страха забылась даже таблица умножения.
Под конец я показала фокус с умножением на 11. Теперь у нас на 11 умножать двузначные числа могут даже те, кто еще не знает таблицы умножения.
А я сама на последнем уроке узнала, что художников Васнецовых было двое!