Продолжение вчерашнего поста
Введите описание картинки
Греческое искусство, в том числе и ювелирное, считается колыбелью европейской художественной культуры. Оно характеризуется, в первую очередь, гуманистическим мировоззрением, что подтверждается преобладанием изображений человека. Именно в Древней Греции сложились и были сформулированы главные художественные конструктивные принципы - гармония, ритм, органичность идеи и формы. Основные художественные стили, важные вехи эволюции её культуры - Ориентализирующий (VII век до н. э.), Архаический (после 600 года до н. э.), Классический (после 450 года до н. э.), Эллинизм (после 330 года до н. э.).
Введите описание картинки
Одним из первых греческих центров обработки драгоценных металлов была Лидия. Имя лидийского царя Креза стало синонимом богатства. В это время мирная политика и экономические связи с восточными соседями (Египет, Малая Азия), искусство которых испытывало сильное влияние месопотамской культуры, способствовали восприятию греками формальных признаков и концептуальных основ искусства Древнего Востока.
Введите описание картинки
В середине V века до н. э., после победы греков над персами греческая культура достигла своей золотой эры. Не только всемирно известные шедевры архитектуры, как Парфенон на Афинском Акрополе, но и произведения златокузнецов Классического периода свидетельствуют о том, что в это время были выработаны основополагающие эстетические принципы. Главным из них стала категория Красоты. Идея красоты подразумевала математическую просчитанность пропорций и асимметричную уравновешенность композиции, контрапост - принципы, обязательные как для монументального, так и для декоративного искусства.
Введите описание картинки
Победа, одержанная Александром Македонским в 333 году до н. э. над персидским царем Дарием, стала первым шагом на пути последующих значительных изменений в Западном искусстве. Александр, в отличие от своих предшественников, не копил сокровища. Захватив персидскую государственную казну (1310 тонн золота и 7598 тонн серебра), часть её он пустил на чеканку монет, другую часть использовал для решения государственных проблем. Остальное он великодушно распределил среди свои солдат, обеспечив тем самым их преданность. Известно, что по случаю своей женитьбы на дочери персидского царя Статерии, он истратил на уплату долгов, сделанных его воинами, 500 000 кг золота.
Введите описание картинки
Произведения златокузнецов эпохи эллинизма едва ли когда-либо были превзойдены. Их отличает яркая декоративность, изысканность и натуралистичность. Рост богатства страны обусловил возрастание количества ювелирных изделий и украшений.
Введите описание картинки
Среди украшений особенно популярны в эллинистический период были диадемы. Ими награждали победителей, приносили в дар богам. Роскошный декор скрывал их конструктивную основу, которая состояла из жесткого бронзового обода. Широкое распространение получили диадемы в виде венков из листьев; мирта, дуба, лавра, вручавшиеся как награды.
Введите описание картинки
Другим характерным для ювелирного искусства эпохи эллинизма, по сравнению с классикой, было использование колористического эффекта, в чем видно несомненное влияние Востока. В декоре диадемы использованы резные цветные камни, жемчуг, эмаль. Цветовое разнообразие материалов служило развитию как основного натурного мотива.
Введите описание картинки
Скромные размеры основной территории Древней Греции не помешали распространению влияния её культуры далеко за пределами Пелопонесского полуострова. Царящий там дух независимости способствовал многообразию форм и типов украшений. Не только торговля была проводником греческой культуры на Восток и на Запад. Нередко любившие роскошь греческие купца делали заказы местным ремесленникам в колониях. Те не всегда строго придерживались «греческого стиля» и вводили свои национальные орнаменты и даже формы. Это во многом способствовало созданию и развитию в провинциях и колониях самобытных художественных школ.
Введите описание картинки
В сравнении с египтянами греков не считают столь искусными златокузнецами. Но именно греки оказали сильное влияние на формирование в ювелирном искусстве художественного образа, что явилось основой для дальнейшего развития западно-европейского декоративного искусства.
Введите описание картинки
И ещё несколько образцов ювелирного искусства...
Введите описание картинки
Введите описание картинки
Введите описание картинки
Введите описание картинки
Введите описание картинки
Введите описание картинки
Введите описание картинки
Ну, вот - и до гробов добрались...
Введите описание картинки
Саркофаг (σαρκοφάγος, sarkophágos - плоть поедающий) - разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати и обычно оставлявшаяся на поверхности земли в специально отведённых помещениях или на кладбищах. Изначально употреблялось для обозначения гробниц из троадского известняка, якобы способного быстро впитывать в себя человеческие останки. Слово саркофаг является частью древнегреческого именного словосочетания λίθος σαρκοφάγος (lithos sarcophagos - «камень, плоть поедающий»).
Введите описание картинки
Примерно в XX веке до н.э. у коренных обитателей Крита появились керамические саркофаги, похожие на сундуки. Такой вид гробниц называли Ларнакс. Туда помещали согнутое тело умершего.
Введите описание картинки
Сидонский саркофаг - один из самых знаменитых саркофагов античности, обнаруженный с тремя другими в некрополе Сидона в 1887 году и впоследствии перевезённый в археологический музей Стамбула:
Введите описание картинки
Долгое время считалось, что саркофаг был изготовлен из пентелийского мрамора в 311 году до н. э. для захоронения Абдалонима - садовника, которого Александр Македонский сделал царём. Карл Шефольд считает манеру рельефов долисипповской, то есть слишком старой для этой даты и по этому сейчас принадлежность саркофага вызывает споры в научной среде.
Введите описание картинки
На одной стороне саркофага изображена битва при Иссе (вероятно, по тому же источнику, что и мозаика Александра), на другой - охотничьи сцены, возможно, с участием Александра и сидонского царя.
Введите описание картинки
Деталь так называемого саркофага Александра Великого, найденного в Сидоне, Ливан, в 1855 году. Персидский солдат падает в обморок от удара царя-завоевателя, который, как Геракл, несет львиную пращу как напоминание о своей божественности. Этот саркофаг не был последним местом упокоения останков Александра, но, возможно, принадлежал царю Сидона Абдалониму, которого Александр сделал царем Сидона вскоре после битвы при Иссе. 300 г. до н.э.
Ещё красивое сооружение - Саркофаг скорбящих женщин:
Введите описание картинки
Саркофаг скорбящих женщин - эллинистический саркофаг, найденный в 1887 году османским археологом Османом Хамди беем в королевском некрополе Айяа близ Сидона, Ливан, в той же погребальной камере (погребальный зал № 3 некрополя царя Сидона), что и гробница царя Сидона.
Введите описание картинки
Считается, что этот саркофаг с колоннами доримского периода, относящийся к эллинистическому периоду, принадлежал Стратону, царю Сидона, который умер в 360 году до нашей эры.
На момент своего открытия саркофаг, наряду с двадцатью другими саркофагами из царского некрополя Айя в Сидоне, имел большое значение в Европе и Америке. Саркофаг, разграбленный до его обнаружения, содержал только кости покойного и бронзовую пряжку для ремня.
Введите описание картинки
Когда саркофаги из Сидона были доставлены в Стамбул, возникла необходимость в строительстве музея для их размещения. Фасад главного здания, построенного Османом Хамди беем по проекту архитектора Александра Валлори, одного из учителей Санайи-и Нефисе Мектеби, вдохновлен саркофагом Скорбящих. Это одна из причин, по которой музей был впервые назван "Музеем саркофагов".
Саркофаг Сатрапа -
Введите описание картинки
Саркофаг Сатрапа - это древний мраморный погребальный памятник, обнаруженный в некрополе Айяа в Сидоне, на территории современного Ливана. Считается, что он относится к периоду Персидской империи Ахеменидов (середина 5 века до нашей эры). Считается, что на изображении представлен персидский Сатрап, чье тело, как предполагается, находилось в гробнице. Саркофаг имеет историческое значение благодаря своему художественному мастерству и культурному наследию, в частности, культурному смешению в регионе в то время между греческой, персидской и левантийской культурами.
И ещё несколько образцов продукции...
Введите описание картинки
Введите описание картинки
Есть и такие, похожие на египетские -
Введите описание картинки
В частности присутствует Саркофаг Табнита...
Введите описание картинки
Саркофаг Табнита - базальтовая гробница финикийского царя Табнита (Теннеса) Сидонского (ок. 490 г. до н. э.), отца царя Эшмуназара II. Саркофаг украшен двумя отдельными и несвязанными надписями - одна на египетских иероглифах, а вторая на финикийском письме. Он был создан в начале 5-го века до нашей эры и был обнаружен в 1887 году Османом Хамди в некрополе Аяа возле Сидона вместе с гробницей Александра и другими гробницами. Тело Табнита было найдено плавающим в своей оригинальной бальзамирующей жидкости. Саркофаг и разложившийся скелет Табнита в настоящее время находятся в Стамбульском археологическом музее.
Введите описание картинки
Саркофаг вместе с саркофагом Эшмуназара II, возможно, были приобретены сидонцами после их участия в Битве при Пелусии (525 г. до н. э.), и служили образцами для более поздних финикийских саркофагов. Считается, что финикийский текст на гробнице имеет «замечательное» сходство с надписью Шебна из Иерусалима.
Введите описание картинки
Макетный образец -
Введите описание картинки
Введите описание картинки
И в заключение - о создателе музея...
Введите описание картинки
Осман Хамди-бей (Osman Hamdi; 30 декабря, Константинополь - 24 февраля 1910, Kuruçeşme, Бешикташ) - османский живописец, известный археолог, а также основатель и директор Стамбульского археологического музея и Академии искусств в Стамбуле, известной теперь как Академия искусств имени Мимара Синана.
Введите описание картинки
Осман Хамди родился в знатной греческой семье. Отцом Османа Хамди-бея был великий визирь Ибрагим Эдхем-паша. После начальной школы в Бешикташе, Осман Хамди начал изучать право сначала в Стамбуле, а затем в Париже. Но, заинтересовавшись живописью, оставил юриспруденцию и продолжил обучение изобразительному искусству. На протяжении 12 лет в Париже он учился в мастерских живописцев Жерома и Буланже. Писал картины, отображавшие реалии его современности. Осман Хамди женился на француженке, которая родила ему двух дочерей. В 1869 он с семьёй вернулся в Стамбул.
Введите описание картинки
И провожает нас снова Бес...
Введите описание картинки
Бес (Бэс, Бесу, Беза) - в древнеегипетской мифологии собирательное название различных карликовых божеств, считавшихся хранителями домашнего очага, защитниками от злых духов и бедствий, покровитель семьи. Охранитель детей, особенно при рождении и от опасных животных . Покровитель будущих матерей.
Введите описание картинки
А мы выходим во двор и ощущаем живой, весенний, современный мир!
Введите описание картинки
На сегодня всё. Следующий пост будет о новом дне той апрельской экскурсии 2023 года. Я думаю - пойдем во Дворец Долмабахче...
Продолжение следует