Стамбульские дневники. 15 апреля (2023). Цистерна Феодосия - 1

May 17, 2024 06:00


Мы в прошлых постах посетили Принцевы острова:

Стамбульские дневники. 14 апреля. Принцевы острова. 1 - Золотой Рог (1
Стамбульские дневники. 14 апреля. Принцевы острова. 1 - Золотой Рог (2
Стамбульские дневники. 14 апреля (2023). Принцевы острова. 2 - Мраморное море (1
Стамбульские дневники. 14 апреля (2023). Принцевы острова. 2 - Мраморное море (2
Стамбульские дневники. 14 апреля (2023). Принцевы острова. 3 - Остров Бююкада.I
Стамбульские дневники. 14 апреля (2023). Принцевы острова. 3 - Остров Бююкада.II
Стамбульские дневники. 14 апреля (2023). Принцевы острова. 4 - Остров Хейбелиада
Стамбульские дневники. 14 апреля (2023). Принцевы острова. 4 - Остров Хейбелиада. Б

А в этот раз мы уже на материковом Стамбуле и посетим Цистерну Феодосию...





Надо сказать, что мы жили в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет, поэтому тут передвигались пешим ходом. Поступим и в этот раз так же, тем более, что и по дороге есть, что посмотреть, что показать.

Вышли мы из отеля Antis Hotel (Стамбул, Фатих, махалле Джанкуртаран, улица Акбыйык, 98) и двинулись по улице Акбыйык Дегирмени...



Идём, наблюдаем близлежащие отели и объекты -









Наряду с современными объектами встречаются останки строений Византийской эпохи -



Следуем далее...



Где-то тут улица начинает забирать вверх, надо ориентироваться на мечеть Капыагасы -





Вот тут и фонтан традиционный -



Далее следуем вверх...



Улица сама повернет, и мы выйдем на улицу Капыагасы -



Полюбуемся и следуем дальше...





В конце концов мы вышли к ипподрому -



Минуем его по краю, полюбовавшись тюльпанами...



Следуем по улице Учлер -







Вышли к мечети Фуат Паша -



Мечеть Кечеджизаде Фуат Паша, расположившаяся в квартале Чемберлиташ стамбульского района Фатих, здание, известное изящной архитектурой и искусными орнаментами, вырезанными на камне. Повлиявший на жизнь Османского государства 19 века чиновник Кечеджизаде Фуат Паша приказал воздвигнуть эту мечеть на развалинах старого месджида.



Мечеть из камня и кирпичей имеет один купол. Пространство для молитвы площадью 100 квадратных метров увенчано восьмиугольным куполом. Самая бросающаяся в глаза деталь мечети - несомненно её большие окна. Наряду с освещением, эти окна обеспечивают и свежесть воздуха в помещении, при взгляде же снаружи являются характеристикой, отделяющей мечеть от многих других.



Искусно украшены мраморной резьбой балкон для муэдзина, алтарь, с которого имам руководит намазом, минбар и кафедра. Минарет, пристроенный к наску, находящемуся между двором и эстетичной мечетью, также является притягивающим взглядом элементом со звёздными мотивами, высеченными на камне.



Мечеть Кечеджизаде Фуат Паша была отреставрирована в последние годы лишь из-за того, что пострадала в большом землетрясении, произошедшем через 20 лет после её ремонта в 1970 году. Являясь одним из символичных зданий Чемберлиташа, мечеть открыта для посещения и религиозных обрядов.







Двигаемся вверх-вперед -



Вышли к Цистерне Феодосия -



Тут забавный, интересный перекресток и маленький парчок -





Цистерна Феодосия (Κινστέρνα Θεοδοσίου; Şerefiye Sarnıcı) - древнее подземное водохранилище Константинополя. Расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет между древними форумом Константина и ипподромом по соседству с цистерной Филоксена. Вход расположен на Piyer Loti Caddesi.



Данное водохранилище было построено в период правления византийского императора Феодосия II (пр. 408-450) между 428 и 443 годами. Существует предположение, что строительство цистерны было инициировано сестрой императора Пульхерией, исполнявшей обязанности регента при своём малолетнем брате в 414-421 годах.



Вода, поступавшая в цистерну Феодосия по акведуку Валента, направлялась в Нимфеум, Термы Зевксиппа, Большой дворец и многочисленные фонтаны. Возможно, цистерна Феодосия даже соединялась с соседней цистерной Филоксена.



Вода, поступавшая в цистерну Феодосия по акведуку Валента, направлялась в Нимфеум, Термы Зевксиппа, Большой дворец и многочисленные фонтаны. Возможно, цистерна Феодосия даже соединялась с соседней цистерной Филоксена.



Цистерна имеет форму прямоугольника размерами 45×25 м, её объём - около 11 250 м³. Крышу водохранилища поддерживают 32 монолитные мраморные колонны, опоясанные железными скобами. Стоит отметить, что все они в точности одинаковы и имеют высоту 9 м. А вот капители, напротив, разнятся: часть их выполнена в коринфском ордере, часть - в дорическом. Этот факт говорит о том, что строительные работы в цистерне велись в разные для империи времена, при избытке и недостатке материалов.



Цистерна Феодосия была отреставрирована и открыта для посещения в 2018 году. Сейчас это музей, объект охраны ЮНЕСКО. Наверху располагается бывшее здание мэрии округа Эминёню (административно вошедшего в район Фатих). Городские власти планируют разбить здесь парк. По состоянию на март 2019 года над цистерной построен павильон с входом в неё, сама цистерна открыта для посетителей.



Цистерна получила свое название в честь римского императора Феодосия II. Над цистерной возвышается поместье Ариф-Паша, которое, как полагают, было построено в конце 18-го или начале 19-го века и использовалось в качестве здания муниципалитета Стамбула в 1912 году. Позже, с 1930 по 1984 год, это здание служило зданием муниципальных служб Стамбула, а затем муниципальным зданием Эминону. В 2010 году столичный муниципалитет Стамбула снес пристройки к муниципальному зданию Эминону и обнаружил под ними недавно обнаруженную цистерну Феодосия без ущерба для исторического памятника. По сравнению с византийской инфраструктурой Стамбула, цистерна Серефийе привлекает внимание оригинальным полом и хорошо сохранившимися коринфскими капителями. После сноса бетонных зданий и реализации ландшафтного плана прилегающая территория была преобразована в археологический парк.



Надо сказать, что в Цистерне зрителям представляют аудио-визуальное шоу по мотивам турецкой и стамбульской истории.



Можете видеть мощный аппарат для организации этого шоу...



Наверное, мало сказать, что оно панорамное, то есть проекция на стены Цистерны по всему периметру; расчет картинки выполнен так, что отсутствуют пространственные искажения, колоны не дают тени на изображение, при этом изображение проецируется и на сами колонны.



Особая благодарность акустической системе



Для такого огромного помещение звук мощный, без искажения, да и подобран со вкусом.



Несколько видов Цистерны -







Выход в современность -



Дальше должно быть шоу, но он к сожалению не влезет - продолжу завтра...

история, #10прогулок, путешествие, #веснаестьвесна, Фотография

Previous post Next post
Up