Ностальгия по ВИА. Советский Узбекистан

Aug 19, 2023 10:00







«Ялла» (Ялла, Yalla) - советская и узбекская группа (вокально-инструментальный ансамбль) под управлением Фарруха Закирова, созданная в Ташкенте в 1970 году. Известен по песням «Три колодца» («Учкудук») (Фаррух Закиров - Юрий Энтин), «Это любовь»/«Последняя поэма» (Алексей Рыбников - Рабиндранат Тагор, перевод Аделины Адалис), «Песенка Насреддина» (музыка народная - С. Тилла), «Ялла» (Фаррух Закиров - Абдурахим Пулат), «Без любимых глаз» (Ставрос Куюмдзис - Пётр Сулоев), «Шахрисабз», «Чайхана», «Звезда Востока»/«Сияй, Ташкент», «Чинури (Джинуни)» и многим другим.

image Click to view



В конце 1960-х годов, будучи студентами Ташкентского театрально-художественного института (ТТХИ), Сергей Аванесов и его друг Баходыр Джураев на волне битломании решили создать вокально-инструментальный ансамбль (ВИА). Вскоре к ним присоединились Шахбоз Низамутдинов и Дмитрий Цирин, на клавишные был приглашен Али-Аскар Фатхуллин. В этом составе ансамбль под руководством Германа Рожкова - руководителя учебного театра ТТХИ - и молодого композитора Евгения Ширяева назывался «ВИА ТТХИ». В 1969 году после победы в республиканском конкурсе в ансамбль пришли братья Фаррух и Равшан Закировы. С этого, по словам Сергея Аванесова, и начался коллектив, известный как ВИА «Ялла». Название для ансамбля придумал преподаватель ТТХИ - кинорежиссёр Анатолий Кабулов.

image Click to view



ВИА «Ялла» образовался в 1970 году из самодеятельного ансамбля при Ташкентском театрально-художественном институте. Первым художественным руководителем был Герман Рожков, который начал курировать ансамбль, будучи директором учебного театра при институте. Название коллектива хоть и схоже с названием одного из стилей узбекской народной музыки, но появилось на одной из репетиций из слов припева песни «Киз бола» - «Девочка (девушка)». Аранжировка этой узбекской народной песни стала первой удачей ансамбля; в январе 1971 года ВИА «Ялла» успешно выступил с ней и песней Марка Фрадкина «На тот большак, на перекрёсток» на региональном отборочном туре всесоюзного конкурса «Алло, мы ищем таланты!» в Свердловске и попал в финал конкурса в Москве, где, исполнив узбекскую народную песню «Рамазан» и русскую народную «Плывут туманы белые» (солировал Равшан Закиров, младший брат Батыра Закирова, одного из идейных вдохновителей молодого коллектива, и Фарруха Закирова, с именем которого в последние годы собственно и ассоциируется ВИА «Ялла»), участники ансамбля стали дипломантами этого престижного для начинающих исполнителей конкурса, бессменным ведущим которого был Александр Масляков. Песни «Киз бола» и «Яллама ёрим» в исполнении ансамбля были записаны на Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия». Одними из основ успеха «Яллы» были: использование, наряду с электрогитарами и электроорганом, народных узбекских инструментов - рубаба, дойры и др., восточных песенных мотивов в современной (1970-х годов) обработке. Репертуар ансамбля складывался в основном из песен на узбекском языке, исполнялись также композиции на русском и на английском языках. Известность получили композиции ансамбля «Ялла», созданные по мотивам народных узбекских песен. Коллектив и его лидер Фаррух Закиров разработали свой подход к интонационно-ритмическому началу узбекского фольклора и создали такие известные песни, как «Маджнунтол» («Плакучая ива»), «Бойчечак» («Подснежник»), «Яллама ёрим» и другие. В этот период музыканты часто обращаются к творчеству поэта Тураба Тулы и пишут песни на его стихи. По признанию Фарруха Закирова, пришедшего в ансамбль в 1972 году, большой вклад в создание репертуара и самого имиджа коллектива внёс первый музыкальный руководитель «Яллы» Евгений Ширяев, композитор, написавший музыку ко многим известным кинофильмам: «Птицы наших надежд», «Какие наши годы!» Эльёра Ишмухамедова, «Невеста из Вуадиля» Али Хамраева, в котором песню «Помни меня» исполнила тринадцатилетняя племянница Фарруха Закирова Наргиза. На протяжении нескольких лет ансамбль успешно выступал в ташкентском мюзик-холле и гастролировал по Советскому Союзу. В 1973 году ВИА «Ялла» принимал участие в X Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине (ГДР), где на фирме «Amiga» записал пятнадцать песен на немецком языке, половина из которых, по словам Фарруха Закирова, попала в первую десятку национального хит-парада ГДР. В СССР их песни также периодически записывались фирмой «Мелодия» как на виниловых пластинках, так и на гибких пластинках-вкладышах журнала «Кругозор». К народным песням и песням современных авторов в репертуар стали прибавляться песни собственного сочинения на стихи великих поэтов Востока - Алишера Навои, Омара Хайяма. Но к концу 1970-х годов в коллективе наступил творческий спад.

image Click to view



Из старого состава (1972 года) остался только Фаррух Закиров - художественный руководитель ВИА, вокалист и композитор. В 1979 году в ансамбль пришли новые музыканты, которые играют в нём по настоящее время, за исключением музыкального руководителя и бас-гитариста Рустама Ильясова, который после 15-летней творческой деятельности в «Ялле» в 1994 году расстался с коллективом и переехал на постоянное жительство в США. В 1980 году ансамбль ожидал новый творческий успех - сочинённая Ф. Закировым на стихи Ю. Энтина песня «Три колодца», изданная на звуковой странице журнала «Клуб и художественная самодеятельность» № 2 за 1982 год как «Учкудук» («Мелодия», FD, Г92-09061), стала в СССР супер-шлягером (и до настоящего времени является «визитной карточкой» ансамбля). В 1981, 1982, 1984, 1985 и 1988 годах государственный заслуженный ансамбль Узбекской ССР «Ялла» - дипломант (финалист) проводимых в Советском Союзе ежегодных телефестивалей «Песня года». В 1981 году вышел первый альбом (виниловый диск-гигант) коллектива - «Три колодца». В разные годы становятся популярными исполненные ансамблем песни: «Последняя поэма», «Шахрисабз», «Канатоходец» или «Бака, бака банг», «Песенка Насреддина», «Лицо возлюбленной моей», «Позвала меня дорога», «Чайхана», «Голубые купола Самарканда». Были записаны несколько альбомов, показаны красочные театрализованные представления: «Создадим праздник, друзья», «Лицо возлюбленной моей» и «Чайхана на все времена». В 2000 году Фаррух Закиров назначается на пост заместителя министра культуры Узбекистана, но несмотря на это, он остаётся в «Ялле», и ансамбль продолжает концертную деятельность и студийные записи. Будучи на должности замминистра, Фаррух Закиров занимается благотворительностью, финансируя лечение больных детей и пожилых людей, участвует в благотворительных концертах. 30 сентября 2002 года в ГЦКЗ «Россия» в Москве прошёл торжественный юбилейный концерт ансамбля. В этом же году участники первого состава ансамбля организовали группу «Ретро Ялла» с репертуаром начала 1970-х годов. Она также успешно выступала в различных концертах и шоу, в том числе и на юбилейном концерте «Яллы». Как рассказал в одном из интервью Алиаскар Фатхуллин, «Ретро Ялла» планирует запись диска с первыми песнями ансамбля. В 2004 году Фаррух Закиров назначается на должность исполняющего обязанности министра культуры Узбекистана. После прохождения в Ташкенте саммита глав государств-участников Шанхайской Организации Сотрудничества в должности министра культуры утверждается Азизходжаев. Фаррух Закиров освобождает кресло и возвращается в свою творческую «стихию», продолжает заниматься благотворительностью. Ансамбль «Ялла» был почётным гостем на всех мероприятиях в дипломатических корпусах, общественных организациях и представительствах, аккредитованных в Ташкенте.

image Click to view



В 2005 году ВИА «Ялла» отметил своё 35-летие серией гала-концертов. Под Новый 2007 год ансамбль совместно с другими звёздами 1970-80 годов принял участие в концертном шоу «Легенды Ретро-FM», транслировавшемся по Первому каналу российского телевидения.

ВИА "Садо" (http://sssrviapesni.info/sado.html)

Директор концертного объединения Узбекконцерт Амо Рубенович Назаров и композитор Евгений Ширяев предложили в 1977 году Владимиру  Барамыкову, тогдашнему руководителю ВИА "Киберги", возглавить ансамбль «Навруз» - своего рода «остатки» от ташкентского мюзик-холла. При этом коллективе и был вокальный квартет «Садо», в состав которого входили Кумуш Раззакова, Мила Романиди, Наташа Синякова и Алла Баяркина. Коллектив был очень громоздкий и неповоротливый, более 40 человек - музыканты духовой секции, балет, солисты… Решением руководства было принято вывести «Садо» из этого огромного коллектива, а Владимиру Барамыкову поручили реорганизовать его состав.

Музыкантов набрали быстро, а вот с солисткой-вокалисткой была большая проблема. Поэтому в новом составе нам пришлось работать дуэтом - Кумуш Раззакова и Мила Романиди (Наташа и Алла остались в ансамбле «Навруз»). В музыкальной школе им. Успенского была найдена талантливая ученица Азиза Мухамедова, ей было тогда 16 лет, училась она в 9 классе на фортепьянном отделении. Азизу утвердили, но предупредили, что будут проблемы, ведь она еще школьница, поэтому совмещать учебу и гастроли будет сложно. Так и оказалось, поскольку основную гастрольную нагрузку взяли на себя Кумуш и Мила, план-то у ансамбля был 19 концертов в месяц! По рядовым концертам продолжали ездить в составе дуэтом, а на главных - выходили тройкой. Группу стали узнавать, пришла настоящая популярность - особенно это проявилось после совместных концертов с Геннадием Хазановым и Аллой Пугачевой в Ташкенте.



В 1981 году ансамбль стал готовиться выступить от Узбекской ССР на II Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение песен стран Соцсодружества. Участникам пришлось усиленно готовить репертуар, заняться пошивом костюмов. По условиям конкурса нужно было исполнять песню родного края, новую, никем еще неисполняемую, и три песни соцстран. К тому времени коллектив уже сотрудничали с такими композиторами как Раймонд Паулс, Евгений Ширяев, поэтом Ильей Резником. До подготовки к конкурсу Паулсом и Резником был написан цикл песен об Узбекистане специально для ансамбля «Садо». Самая хитовая получилась песня «Не смущайся». С ней ВИА попал на Центральное телевидение в «Песне года-81»…

На конкурс в Ялту (который проводился в рамках фестиваля «Крымские зори» раз в два года) музыканты приехали в августе 1981-го. На жеребьевке ансамблю достался «смертельный» номер 1. Обычно первых к концу конкурса забывают. Но выход "Садо" на открытии произвел сильное впечатление на жюри - представьте только, зазывные первые звуки вступления двух карнаистов в песне «Самарканд»! Потом ансамбль исполнил еще две песни - афганскую «Зикура» и вьетнамскую «Хен хан гия гия о...». В последний день ВИА "Садо" исполнил попурри из песен стран соцсодружества; заводная венгерская песня «Кэтика» переходила плавно в польскую «Живна росса», из польской во вьтнамскую ну и в финале песня «Мода, мода, мода», где девочки за секунды были переодеты двумя костюмерами в новые модные современные костюмы. Зал взорвался громкими аплодисментами и минут пять не отпускал ансамбль со сцены! Жюри поднялось со своих мест и, стоя, в такт начало аплодировать взорвавшейся публике… Первое место безоговорочно, единогласно было присуждено ансамблю «Садо»!

После победы на конкурсе открылись двери для всех концертных площадок страны, где ансамбль выходил работать в смешанных концертах со всеми звездами советской эстрады. Отовсюду посыпались предложения на гастрольные поездки, теле- и радио передачи по местным и центральным каналам. Параллельно с работай участники ансамбля учились. Азиза закончила музыкальную школу и поступила в Ташкентскую консерваторию на фортепианное отделение. Кумуш и Мила - на учебу в Ташкентский театральный институт им.Островского на факультет «Актриса театра и кино». Руководитель Владимир Барамыков продолжал учебу в Ташкентском государственном институте культуры на отделении «Режиссер эстрады и массовых праздников».

image Click to view



Вскоре последовало предложение от директора «Узбекконцерта» Амо Рубеновича поехать в Африку! После обсуждений на комиссиях Госконцерта и Минкультуры СССР, сомнений и предостережений старцев из парткома: «А уверены, что та же Азиза, которой всего 18 лет, не поддастся соблазнам капиталистов, не сбежит, не выйдет замуж?» ансамбль выпустили за границу. 1 июня 1982 года "Садо" уже летел самолетом «Aэрофлота» с дозаправками и остановками по маршруту следования: Мадагаскар, Сейшельские острова, Танзания, Руанда, Эфиопия… А потом еще были Вьетнам, Лаос, Танзания, Германия, Австрия, Швейцария. Также ансамбль «Садо» с концертами в 1982 и 1984 гг. побывал в Кабуле, Кундузе, Мазари-Шарифе, подвергая свою жизнь опасности. Колонну с артистами расстреляли и устроили грандиозную аварию на пути следования из Мазари-Шарифа на совместное предприятие - фосфатный завод. Несмотря на этот инцидент, коллектив мобилизовал свои силы и успешно выступил перед работниками этого предприятия.

В 1986 году солистки занялись сольной карьерой и ансамбль прекратил своё существование. Владимир Барамыков с 1987 года стал руководителем ВИА "Наво".

ВИА "Наво"("Синтез") (http://sssrviapesni.info/navo.html)

Ансамбль «Синтез» возник в стенах ташкентского Политеха, как типичный ВИА с элементами фольклора народов Востока на базе джаз-рока. Организаторами его были Александр Зурабов - (ударные), Адик Якубов - (фортепиано, клавишные), Арсен Китанов - (бас-гитара).



В 1973 г. став Лауреатом телеконкурса в Москве после «Яллы» и «Интера», «Синтез» приглашается на профессиональную работу в «Узбекконцерт». Интересные аранжировки народных песен Узбекистана, эксперименты со звуковыми эффектами и применение духовых инструментов дали положительный результат. В итоге, мелодии Востока, которые прослушивались чуть ли не в каждом произведении этого ансамбля, стали его творческим кредо.

image Click to view



В 1976 г. «Синтез» становится Лауреатом премии Ленинского комсомола Узбекистана, а через год переименовывается в "Наво" и получает зелёную дорогу к Олимпу Советской эстрады и возможность гастролей за рубежом. Руководит ансамблем с этого времени Алиаскар Фатхуллин. В 1979 году "Наво" стал дипломатом Фестиваля стран Содружества в Ялте. С 1987 года во главе коллектива встал Владимир Барамыков.

музыка, ВИА, #музыка

Previous post Next post
Up